Проект Тема: «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению школе»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 322 «МОРОЗКО»

                                                                         

Проект

Тема: «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению школе»

Н.В.  Янкина,  педагог – психолог

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Разработала воспитатель: Чепурнова И.В.

Красноярск 2019

Актуальность

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Проведенный анализ  исследований мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста за последние пять лет  показывает, что 40% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 47% детей имеют средний уровень и только 13% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения скоординированы и точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Цель: 

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
  • Формировать и совершенствовать пространственные представления.

Теоретическое обоснование

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973),  и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».            Разработка  тонких, точных движений необходима ребенку  не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Мария Монтессори говорила:  «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием  мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

Методы и приемы  развития мелкой моторики рук и координации движений

  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)
  • конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • графические диктанты
  • игры с сыпучими продуктами
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика

Предполагаемый результат:

  • Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки.
  • Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
  • Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память. Улучшится речь.
  • Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики.

Участники проекта:

  • дети подготовительной к школе группы «Золотой ключик»
  • родители
  • воспитатели группы
  • педагог — психолог

Реализация проекта планируется в три этапа:

I этап — подготовительный (сентябрь)

  1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
  2. Подбор диагностического материала.
  3. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  4. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

II этап – основной (октябрь – май)
Работа выстраивается в двух направлениях:

с детьми – в системе коррекционно-развивающих  занятий, в индивидуальной работе с педагогом – психологом; в совместной деятельности воспитателей групп и детей,

с родителями – посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров.

III этап – заключительный (май)

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
    3. Практический семинар для педагогов.
  3. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Тематическое планирование

Месяц

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

3.Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

 

4. Комплектование коррекционных групп.

 

 

 

— Определить уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 

— Создать картотеку игр и упражнений, направленных на развитие  мелкой моторики.

— Совершенствовать мелкую моторику рук дошкольников.

Октябрь

1. Пальчиковая игра «Замок»

 

 

2. Упражнение «Дорисуй фигуру»

 

 

3. Упражнение «Выложи фигуру по схеме»

 

4. Упражнение «Поездка на машине»

 

5.Упражнение «Золушка»

 

 

 

 

6. Игра «Сухой бассейн»

 

— разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук

 

— развивать графические способности детей

 

— тренировать мелкие мышцы рук

 

 

— развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве

 

— развивать тактильную чувствительность, зрительную память, усидчивость, совершенствовать навыки счета

 

— тренировать мелкие мышцы  рук

 

Ноябрь

1.Пальчиковая игра «Десять утят»

 

 

2.Игра «Две игрушки – поменяемся местами»

 

3.Упражнение «Спичечный узор»

 

 

 

 

4.Упражнение «Узнай и назови»

 

 

5.Упражнение «Фигуры»

 

 

6. Игра «Сухой бассейн»

 

— разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук

 

— развивать моторную ловкость, внимание

 

— развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику, пространственное восприятие

 

— развивать тактильную чувствительность, речь

 

— развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение

 

— тренировать мелкие мышцы рук

Декабрь

1.Пальчиковая игра «Фотограф»

 

 

2.Упражнение «Дом из зерна»

 

 

 

3.Игра «На ощупь»

 

 

4. Игра «Узнай, кто я?»

 

 

5.Упражнение «Лабиринт»

 

 

 

6.Упражнение «Езда по дорожкам»

— развивать умение согласовывать движения пальцев рук с текстом

 

— развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику

 

— развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность

 

— развивать восприятие, мелкую моторику

 

— развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику

 

— развивать зрительно – двигательную координацию

 

Январь

1.Пальчиковая игра «Замарашка»

 

 

2.Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»

 

3.Упражнение «Соедини по точкам»

 

4.Игра «Аквариум»

 

 

 

5. Игра «Сухой бассейн»

 

6.Упражнение «Графический диктант»

— учить детей элементам самомассажа

 

— развивать мышление, воображение, мелкую моторику

 

 

— развивать внимание, мелкую моторику

 

— развивать тактильную чувствительность, снятие напряжения

 

— тренировать мелкие мышцы  рук

 

— развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства

Февраль

1.Пальчиковая игра «Два упрямца»

 

 

2. Упражнение «Лабиринт»

 

 

 

3. Игра «Две игрушки – поменяемся местами»

 

4.Упражнение «Золушка»

 

 

 

 

5. Упражнение «Графический диктант»

 

 

6. Упражнение «Дом из зерна»

 

 

— развивать умение согласовывать движения пальцев рук с текстом

 

— развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику

 

— развивать моторную ловкость, внимание

 

— развивать тактильную чувствительность, зрительную память, усидчивость, совершенствовать навыки счета

 

— развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства

 

— развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику

 

Март

1.Пальчиковая игра «У моря»

 

 

2.Упражнение «Электронные часы»

 

3.Упражнение «Бусы для мамы»

 

 

4. Упражнение «Лабиринт»

 

 

 

5. Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»

 

6. Упражнение «Дорисуй фигуру»

 

— развивать умение согласовывать движения  рук с текстом

 

— развивать пространственное воображение, мелкую моторику

 

— тренировать мелкую моторику, развивать мышление, внимание

 

— развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику

 

— развивать мышление, воображение, навыки счета, мелкую моторику

 

— развивать графические способности детей

Апрель

1.Пальчиковая игра «Угощение гномов»

 

2. Упражнение «Электронные часы»

 

3.Упражнение «Сделай копию»

 

 

 

4. Игра «Стрельба в тире»

 

 

5. Упражнение «Графический диктант»

 

 

6.Игра «Аквариум»

 

 

 — учить детей элементам самомассажа

 

— развивать пространственное воображение, мелкую моторику

 

— развивать внимание, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги

 

— развивать зрительно – двигательную координацию

 

— развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства

 

— развивать тактильную чувствительность, снятие напряжения

 

Май

1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 

2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
3. Практический семинар «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» для педагогов

 

4. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

 

— определить уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 

— оформить буклет с рекомендациями по развитию мелкой моторики.

 

— ознакомить с методами  и приемами  развития мелкой моторики рук  с помощью нестандартного оборудования

— распространение педагогического опыта

 Реализация проекта
I этап — подготовительный
Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика «Домик» (Н.И. Гуткина);
  • «Дорожки» ( Л.А. Венгер);
  • графический диктант (Эльконин);
  • тест Керна-Йерасика;
    II этап – основной

Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста может осуществляться в системе коррекционно-развивающих  занятий, в индивидуальной работе с педагогом – психологом; в совместной деятельности воспитателей групп и детей.

Развитие общей моторики осуществляю через подвижные игры и игровые упражнения. Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.

Комплекс игр и упражнений предусматривает работу по трем блокам:
I блок. Пальчиковая гимнастика:
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с сыпучими продуктами,
• самомассаж пальчиков,
Пальчиковые игры
 – это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
II блок. Ручная умелость:

—  штриховка,
— контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
— дорисовка (по принципу симметрии);
— волшебные узоры,
— лабиринты,

— нанизывание бус,

— шнуровка,

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки можно использовать, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

III блок. Организационно-методический
— знакомство с тетрадью;
— ориентировка в пространстве листа;
— графические диктанты;
— копирование.

Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста с родителями осуществляется посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров.

III этап – заключительный

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
    3. Практический семинар для педагогов.
  3. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Литература

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов – на – Дону:Феникс, 2006г.
  9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
  10. Информационные ресурсы
    http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.
    http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

П а л ь ч и к о в ы е          и г р ы

«Десять утят» (Е. Карельская)

Встали как-то утром в ряд    (Постепенно, начиная с большого, разогнуть пальцы из кулачков)

Десять маленьких утят.        (Обеими руками изобразить головки утят)

Посчитались.                       (Посчитать пальцы)

Удивились,                           (Раскрыть «клювики»)

На две группы разделились. (Развести руки в стороны, пальцы растопырить.)

Перышки почистили,          (Сложенными щепотью пальцами правой руки

                                                    гладить по очереди пальцы левой руки. Потом — наоборот.)

Головкой повертели,     («Головками утят» — кистями рук — энергично крутить

                                         из стороны в сторону)

Червячка склевали,     (Выполнять хватательные движения «клювами»)

К речке побежали.     (Указательным и средним пальцами обеих рук «бежать» по столу)

 

« Ф о т о г  р а ф »  (В. Берестов)

Нелегко снимать зверей    (Соединить пальчики, как «окошко»,

                                              и приставить к глазам — «фотоаппарат».)

Заяц просит: «Поскорей!»     (Поднять вверх указательный и средний пальчики —              

                                                 «ушки»; большим пальчиком придерживать остальные.)

Мышь пищит: «Боюсь немножко,»    (Соединить большой, средний и безымянный

                                                      пальцы; указательный и мизинец приподнять и             

                                                     округлить   — «ушки».)

Что увидит снимок кошка           (Указательный, средний и безымянный пальцы согнуть к ладони; большой и мизинец поднять вверх — «кошка».)   

«Уколю, — грозится еж, -» (Сцепить ладони, пальцы поднять — «еж», пошевелить

Если снимка не пришлешь!»

 

З а м а р а ш к а  (И. Демьянов).

Замарашка рук не мыл,                (Ритмично сжимать и

Месяц в баню не ходил.               разжимать пальчики обеих рук.)

Столько грязи,                    (Положить на колени/стол то ладошки,

Столько ссадин!                  то тыльную сторону ладошек.)

Мы на шее лук посадим, (Пальчики сложить в щепотки и имитировать посадку лука.)

Репу — на ладошках,                (Щепотки на одну и другую ладонь.)

На щеках — картошку,            (На щеки)

На носу морковь взойдет! —  (Указательным пальчиком дотронуться до носа.)

Будет целый огород!    (Развести руки в стороны.)

 

Д в а  к о з л е н к а   (Е. Железнова).

(Н а обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.)

Как-то раз к кому-то в гости      (Держать кисти горизонтально,
Шел козленок через мостик,      
сближать руки.)
А навстречу шел другой,     (На первый слог каждой строчки

Возвращался он домой.                       соединять руки с размаха.)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами — бух!      (На слово «бух» хлопнуть в ла ладоши.

И с моста в водичку — плюх!       Уронить руки на колени.)

 

 

 

 

Список литературных источников
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.

Информационные ресурсы

http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.

http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Проект по развитию мелкой моторики рук "Озорные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

Консультация для родителей на тему: Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников

Автор рассказывает о значении нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольника к обучению школе»

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.Развитие тонкой моторики является важным показ...

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити

Педагогический опыт работы на тему«Развитие мелкой моторики рук и художественно-творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством...