«Развитие мелкой моторики и зрительной моторной координации у старших дошкольников через различные виды продуктивные деятельности»
статья (старшая группа)

конспект занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики и зрительной моторной координации у старших дошкольников

через различные виды продуктивные деятельности»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей средне-старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
  2. Улучшить общую двигательную активность
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  5. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  6. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
  • Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность
  • Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • театр теней
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • графические диктанты
  • игры с мелкими предметами
  • игры с камешками Марблс
  • пазлы, мозаика

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

  Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ)

Теоретический

В течение года

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме

Создание информационной базы по теме

Создание предметно-развивающей среды по данной теме

Разработать перспективное планирование по теме

Изучение опыта работы других педаго-

гов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Изучение инновационных нетрадиционных технологий(криотерапия, иглотерапия, пуговичная терапия, массаж Су-Джок)

Разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

Проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года

Составление картотеки игр, статей

Перспективные планы

Подготовки материала по данной теме и консультаций

Практический:

Работа с детьми в течение года

Введение инновационных технологий по тематики в образовательную деятельность

В течение года

Включение пальчиковых игр в ОД, утреннюю гимнастику,

физкультминутки, в свободную деятельность детей.

Планирование индивидуальной работы

Использование дидактических, развивающих игр, нетрадиционных атрибут:

игрушки-шнуровки

кубики

пластилин

рисунок из фасоли

мозайка

цветная манная крупа

• Лепка из глины и пластилина.
• Рисование или раскрашивание картинок
• Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических

фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра «Тактильный мешочек»

Упражнение с пипеткой

Упражнение с пинцетом

Помпоны и щипцы

Коробочка с прищепками

Упражнение с дыроколом

Трубочки для коктейля

Конспекты занятий

Изготовление наглядно-методических пособий

Выставки

Фотоотчет

Картотека пальчиковых игр


В свободное время с детьми: сортировка семян 

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук 

В течение года

Работа с родителями

Проведение анкетирования.

Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями

Подготовка и проведение родительского собрания

Совместные изготовление атрибутов, оборудования

Конспекты консультаций, рекомендаций, памяток

Конспект родительского собрания, презентация

Самореализация

Участие в методическом объединении:

проведение мероприятия,

подготовка презентации

Участие на педагогическом совете

Разработка конспектов

Отчет о проделанной работе

Показ мероприятий и презентации на базе образовательного учреждения

Мастер-класс для воспитателей по теме «Камешки Марблс- разноцветное счастье детей»

Изучение методической литературы

в течение года.

  1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
  2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  7. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  10. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  14. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006


План работы на 2021 - 2022 учебный год.

Сентябрь

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

ОКТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»

НОЯБРЬ

Самомассаж с помощью камешков Марблс. Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью камешков Марблс.

Игры с камешками Марблс: работа по образцу «Заполни предметы», «Урасим торт», «Рукавица», «Грозди винограда», «Тучка и дождик»

Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы диски. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цветаИспользуются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы), развития фантазии, речи.

Оформление папки-передвижки «Игры с камешками Марблс»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.

ЯНВАРЬ

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

МАРТ

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цельразвивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика  Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

АПРЕЛЬ

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

-Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторикуразвивать конструктивные способности детей.

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей».

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

МАЙ

Нетрадиционное рисование«Солнышко лучистое».

Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

-Игра«Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

- Поставить с детьми инсценировку сказки«Колобок».

Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями зрения

В статье описываются трудности развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, возрастные особенности развития зрительно-двигательной координации, перечисле...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности

Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...

"Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3 -4 лет через разные виды игровой деятельности"

Дидактическое пособие по мелкой моторике рук для детей 3-4 лет .Направлено на развитие координации, гибкости и автоматизированности рук.ЦЕЛЬ: собирать части в целое, соединяя застежками - липучками, з...

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста

В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....

Памятка по развитию зрительно – моторной координации у старших дошкольников

Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, конт...