Мастер – класс для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации».
консультация (подготовительная группа)

Гарифуллина Роза Разифовна

Мастер - класс для родителей поможет в подготовке детей к школе. Подробно описаны игры и упражнения для развития у детей мелкой моторики рук и зрительно - моторной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Мастер – класс для родителей

Тема: «Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации».

 

 

        Участники мастер-класса: родители, воспитатели группы.

Цель: оказание помощи родителям в организации подготовки  детей к школе.

Задачи:

-  познакомить родителей с некоторыми приёмами развития у детей мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации;

- укрепление и развитие коммуникативных связей в детско-родительских отношениях.

Материалы и оборудование: простые карандаши по 2 шт. на человека, листы для рисования с заготовленным упражнением на каждого человека, блюдца с фасолью белого и красного цвета; конфеты.

Методические приёмы:

- создание мотивационной ситуации;

- словесное объяснение;

- демонстрация  выполнения упражнений;

- индивидуальный подход;

- создание игровых ситуаций.

 

Ход мастер-класса:

I.                  Вступительное слово педагога.

- Добрый вечер, уважаемые родители. Пройдёт совсем немного времени и  начнётся новая эпоха  в вашей жизни – дети пойдут в школу. Но о том,  чтобы  у будущих учеников  было как можно  меньше проблем с овладением письменной речи, надо подумать уже сейчас. Поэтому сегодня мы с вами  познакомимся с понятием «зрительно-моторная координация», с некоторыми приёмами подготовки согласованного действия глаз и рук при выполнении  графических заданий. 

 

                  Что такое зрительно-моторная координация?

         Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. То есть это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки», когда  человек глазами видит и контролирует то, что делают его руки.

 

От уровня развития зрительно-моторной координации у детей зависит:

1) Аккуратность, беглость и ровность почерка, так как ребёнок должен одновременно видеть, что он пишет и как он пишет. А если  зрительно-моторная координация не сформирована, то буквы и строчки будут прыгать, а в тетрадях будет постоянная грязь.

Более того, зрительно-моторная координация влияет на уровень грамотности, ведь без должного уровня её развития ребёнок может даже не видеть свои ошибки. Особенно много ошибок дети допускают при списывании: пропуски букв, замены и перестановки букв и слогов и даже целых слов, «зеркальное письмо».

И очень часто детям с такими ошибками в письме ставят диагноз «дисграфия», хотя истинная причина неграмотного письма достаточно часто заключается в несформированной зрительно-моторной координации.

2) Скорость, чёткость и плавность чтения. У детей с недостаточно развитой зрительно-моторной координацией взгляд буквально прыгает по строчкам, они не могут сосредоточиться на том, что читают. Как результат – прерывистое, сбивчивое и часто угадывающее чтение. Детям даже не помогает палец, которым они следят за строчкой, ведь они всё равно не могут остановить свой взгляд на одной точке.

 

3)Успешное освоение таких навыков, как раскрашивание, вырезание, штриховка, потому что здесь требуется высокий уровень контроля работы глаз и рук.

Кстати, дети со слабой зрительно-моторной координацией с трудом осваивают навык шнуровки, так как им сложно контролировать работу своих рук.

II.               Практическая часть.

  1.     Пальчиковый игротренинг.                                                             

 Упражнения на координацию и согласованность движений пальцев и левой рук: «Пальчики здороваются», «Весёлые человечки», «Пианино», «Колечки», «Собаки лают».

                

                                                   

2.     Игры с простым шестигранным карандашом.

 Выполняем упражнения на разогрев мышц пальцев рук.

-                       Упражнение 1.

Перехватываем карандаш пальцами одной руки снизу вверх.

-                       Упражнение 2.

Перекатывание карандаша по ладони то правой, то левой руки снизу вверх, прижимая карандаш к ладони пальцами рук.

-                         Упражнение 3.

Работаем в парах (ребёнок – родитель). Передаём друг другу карандаш поочерёдно каждым по очереди пальцем, начиная с мизинца. Например: взрослый держит карандаш мизинцем левой руки. Ребёнок должен перехватить карандаш из руки взрослого мизинцем своей левой руки и т. д. 

         3.Упражнения на развитие способности к концентрации внимания и стимуляцию межполушарного взаимодействия.

·                         Упражнение «Фасолька»

Перед каждым участником на однотонном блюдце без рисунка лежит горстка фасоли белого и красного цвета. Надо, работая двумя руками, отделить красную фасоль от белой. Каждую фасолинку берём двумя пальцами соответствующей руки (большим и указательным) и кладём сбоку от блюдца. Например: красную фасоль – слева, а белую – справа.

·                         Упражнение «Рисуем двумя руками»

Перед каждым участником мастер-класса лежит лист с заданием (см. Приложение). В каждой руке у всех по карандашу. Работаем сначала одновременно двумя руками. При этом одна рука обводит нарисованную часть предмета, а другая рисует со своей стороны вторую часть этого же предмета (выполняем дважды).

В третьем случае двумя руками рисуем любую фигуру по представлению, взяв за точку отправления верх вертикальной линии.

·        Упражнение «Конфетка»

Каждый участник берёт в обе руки по конфетке.   Сначала каждой рукой берём конфетку за «хвостик»  большим и указательным пальцем, «хвастаемся», потрясая конфеткой. Затем  конфетку за «хвостик» берём большим и средним пальцем. При этом рука руке не помогает,  и класть конфетки на стол или на колени нельзя. Всё делаем навесу. И так каждым пальцем. В конце конфетку зажимаем в кулачок и говорим по очереди: «Я так люблю конфетки, но тебя я люблю больше». И отдаёт конфетки соседу в паре (ребёнок  - родителю, родитель - ребёнку).

 

 

                

 

 

4.Графо-моторные игры и упражнения.

- Сейчас  на листочках выполняем несколько заданий на развитие графо-моторных навыков.

- Рекомендую следующую  литературу на развитие графо-моторных навыков: Пособия О. И. Крупенчук

1)Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет 

2)Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам 

3) Леворукий ребёнок. Готовим руку к письму 

4) Графические диктанты 6-7 лет.

 

III. Обмен впечатлениями

Заключительное слово педагога

 

Все сегодня очень хорошо потрудились. Очень приятно, что вам понравилось работать вместе. И будет замечательно, если  вы дома с ребятами будете выполнять  упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

Используемая литература:

Белая.А.Е Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А.Е.Белая, В.И.Мисярова - М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,2002

Крепенчук О.И. Пальчиковые игры — СПб. Издательский дом «Литера», 2005.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика «Гимнастика для пальчиков»,- М Изд. «ЭКСМО» 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторики детей.

Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук «Веселая прогулка»

Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию вн...

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста

В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...