Анализ готовности детей группы компенсирующей направленности с ТНР к школьному обучению
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. 

Можно выделить отдельные стороны готовности к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Под физической готовностью понимается: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. 

Результаты диагностики на конец учебного года показали, что у детей подготовительной группы хорошо развита память и устойчивое внимание, мышление, восприятие. Дети имеют достаточное количество представлений о предметах окружающей действительности. 

Дети успешно освоили программу детского сада и готовы к дальнейшему обучению в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_gotovnosti_detey_s_tnr_k_shkolnomu_obucheniyu.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ готовности детей группы компенсирующей
направленности с ТНР к школьному обучению

                                                                     Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №46

                                                                     Пушкинского района Санкт-Петербурга

                                                                     Адамова Елена Александровна

Для изучения готовности детей подготовительной группы компенсирующей направленности к учебной деятельности в школе можно выделить следующие компоненты: наличие знаний, умений, навыков и способов умственной деятельности, сформированность необходимых личностных качеств, которые помогут ребенку преодолеть трудности, связанные с ломкой динамического стереотипа в период перехода из детского сада в школу.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Но это не совсем правильно.

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

В соответствии с этим можно выделить отдельные стороны готовности к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Под физической готовностью понимается: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Она является одним из главных приобретений этого возраста и ведущей предпосылкой перехода от игры к учению.

Результаты диагностики на конец учебного года показали, что у детей подготовительной группы хорошо развита память и устойчивое внимание, мышление, восприятие. Дети имеют достаточное количество представлений о предметах окружающей действительности. Обобщение результатов диагностики позволило выделить 2 группы детей по уровню их готовности к школе, и дана их подробная характеристика:

  1. группу: составляют дети с высоким уровнем готовности к школе, к ним относятся 9 дошкольников. Этот уровень готовности детей к школе характеризуется высоким уровнем развития памяти, восприятия, внимания, воображения и высоким уровнем развития вербального мышления. У них высокая степень психосоциальной зрелости, умственной работоспособности, они умеют планировать и контролировать свои действия (или стремятся к этому), ориентируются на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремятся использовать их в своих действиях, умеют слушать другого человека. Представленные детям задания были выполнены без ошибок. Они запоминали достаточно большое количество слов, понятий, легко сравнивали, обобщали и находили необходимые признаки в предметах. Помощь с моей стороны не требовалась, дети действовали четко по инструкции. На выполнение заданий давалось определённое время, и дети укладывались в эти параметры.
  1. группу представили дети со средним уровнем готовности к школе, к ним относятся 3 дошкольника. Этот уровень готовности к школе характеризовался средним уровнем развития памяти, внимания, восприятия, воображения и средним уровнем развития вербального мышления. У них средняя степень психосоциальной зрелости, умственной работоспособности, они не могут планировать и контролировать свои действия (или стремятся к этому), не ориентируются на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, не стремятся использовать их в своих действиях. При выполнении заданий дети испытывали затруднения и допускали ошибки. В некоторых заданиях они ждали помощи со стороны педагога. Таким образом, несмотря на то, что у детей достаточно хорошо развита память, отмечались затруднения при сравнении, различении и в нахождении отличий и обобщении предметов.

ВЫВОД: анализ полученных данных показал, что у детей подготовительной группы достаточно сформированы:

  • навыки познавательной деятельности (кругозор, развитие речи, самостоятельности, контроля за своей деятельностью),
  • учебной деятельности (учебных знаний, умений и навыков),
  • психосоциальная готовность (желание учиться, учебная мотивация, умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуации),
  • психофизиологическая готовность (готовность фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственная ориентировка, координация движений, объём зрительного восприятия).

Дети успешно освоили программу детского сада и готовы к дальнейшему обучению в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования психологической готовности детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению.

Данная программа направлена на способность формирования психологической готовности детей к обучению в школе через развитие познавательной, эмоционально – волевой, личностной и коммуникативной сфер реб...

Программа формирования психологической готовности детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению

Комитет образования и науки администрации г. НовокузнецкаОтдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецкамуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 114...

«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

Цель: закрепление   у детей подготовительной группы компенсирующей   направленности  навыков   анализа и синтеза речевых единиц.   Коррекционно-образовательные задач...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"

Тема: «Золотая осень.»Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗадачи:- формирование умения вслушиваться в речь, дав...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...