Программа формирования психологической готовности детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

 

 

 

 

 

 

 

Программа

формирования психологической готовности

 детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

Новокузнецкий городской округ

2017

 

Пояснительная записка

 

Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.

Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994), Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.

Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.

На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

Программа предполагает занятия с детьми подготовительной группы (5 - 7 лет) один раз в неделю. Продолжительность таких занятий 30 - 35 минут. Оптимальное количество участников 8-10 человек. Программа рассчитана на 22 занятия.

Цель программы: формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов;

- развитие произвольности поведения;

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

- развитие эмоциональной сферы, введение ребен­ка в мир человеческих эмоций;

- развитие речи, словарного запаса, мелкой моторики;

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий проводилась диагностика готовности детей подготовительной группы по следующим методикам:

- Анкета для родителей (приложение 1)

Диагностика школьной готовности по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко (приложение 2)

II. Используемые психодиагностические методики

·        Анкета для родителей 

Цель: родители самостоятельно смогут достаточно объективно оценить подготовленность своего ребенка к школе.

·        Диагностика школьной готовности по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

Цель: диагностика психологической готовности детей 5 -7 лет к школьному обучению.

Перечень оборудования к программе:

- Демонстрационные и методические материалы – плакат к упражнению «Ориентировка в пространстве», набор картинок к упражнению «Что сначала, что потом», «Запомни, нарисуй», «Угадай, как нас зовут», 10 картинок к упражнению «Что исчезло», мел и. д.

- Раздаточные материалы по числу детей – счетные палочки, простые и цветные карандаши, наборы «Учимся считать», бланки с заданиями, бланки к тесту «Хочет ли ребенок идти в школу?».

- Магнитофон с  записью спокойной музыки – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз» и т.д.

- Игровой материал – мяч, колокольчик, клубок ниток, ежик и т. д.

III.  Содержание рабочей программы

Программа формирования психологической готовности детей 5 - 7 лет при подготовке к школьному обучению делится на шесть блоков:

Вводный блок программы – «Знакомьтесь – это я!»  направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с детьми.  Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.

Коммуникативный блок«Давайте жить дружно!». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. В этом блоке дети знакомятся со сказками. Рассказывая сказку детям, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкос­тью или паузой. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.

Познавательный блок«То, что меня окружает».   

Цель: развитие познава­тельных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления, а также создание условий для становления внутренней позиции школьника. Для этого блока были подобранны упражнения на развитие познавательных процессов.  В занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика.

 

Мотивационный блок

Цель - формирование у детей мотивов, побуждающих к учению. Здесь дошкольники расширить свое представление о школе, какие новые обязанности у них появятся в школе; узнают о системе требований, предъявляемых школой и учителем. Мотивационная готовность - наличие у детей стремления идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое. Для формирования мотивационной готовности к школе были использованы загадки на школьную тему, подобранны игры на школьную тему.

Эмоционально-волевой блок. Главным в развитии эмоционально-волевой готовности к школе отводится воспитанию мотивов достижения цели (не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели). Детям необходимо научиться управлять своим поведением (на уроке, во время перемены), сохранять работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, а также уметь управлять своим эмоциями. Для развития эмоционально-волевой сферы использовались сказки, рассмотрение картин, прослушивание музыки.

Заключительный блок – «Смотрите, что я умею!» -  решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур. Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение курса занятий.

 

IV. Структура занятий

1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий; Начало занятия — это своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное.

Ритуалы начала занятий - «Волшебный клубочек», «Я рад тебя видеть», «Эхо», «Комплименты», «Доброе утро» (Приложение № 3)

Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии. 1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания; внимательно слушай других ребят) 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ» 3. «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить» 4. «Работаем дружно» 5. «Обращаемся к ребятам по имени.

2. Основная часть направлена на:

-     Развитие коммуникативных навыков.  

-    Развитие познавательных процессов;

-  Развитие эмоциональной сферы.

 В основной части занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.

Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировка глазомера.

Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует расширению знаний об окружающем мире.

Особое внимание уделялось сказкам.  Сказки для школьной адаптации. Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрача­ется тревогой, страхом неизвестности.  Чтобы избежать не­гативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются следующие сказки: Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи».

Сказки об отношениях учеников к атрибутам школьной образовательной среды. Для некоторых детей школьные атрибуты являют­ся дополнительным мотивирующим фактором. Предла­гаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращать­ся со школьными принадлежностями, адекватно отно­ситься к ним, развивают аккуратность и самостоятель­ность: «Собираем портфель», «Волшебное яблоко».

Сказки об отношении учеников к урокам, занятиям. Адекватное отношение к результатам своей деятель­ности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следу­ющие сказки: «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».

Сказки о здоровье Проблемы усталости, раздражительности, вызван­ные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребен­ка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках: «Прививка», «Обманный отдых».

Сказки о школьных конфликтах. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционально­го дискомфорта, вызванного теми или иными события­ми школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки по­зволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способ­ствующему разрядке негативных эмо­ций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях: «Ябеда», «Хвост», «Драки», «Дружная страна».

В заключении сказка «Гордость школы».

3. Расслабляющие упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 5)

4. Заключительная часть состоит из обобщения полученных навыков и подведения итогов и ритуала окончания занятия. Ритуалы окончания занятий  - «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», «Всем, всем до свидания!», «Доброе пожелание».  (Приложение № 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

Программа

формирования психологической готовности

детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению

                                                 

Новокузнецкий городской округ

2017

Пояснительная записка

Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. 

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.

Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994), Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.

Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.

На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

Программа предполагает занятия с детьми подготовительной группы (5 - 7 лет) один раз в неделю. Продолжительность таких занятий 30 - 35 минут. Оптимальное количество участников 8-10 человек. Программа рассчитана на 22 занятия.

Цель программы: формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов;

- развитие произвольности поведения;

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

- развитие речи, словарного запаса, мелкой моторики;

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий проводилась диагностика готовности детей подготовительной группы по следующим методикам:

- Анкета для родителей (приложение 1)

Диагностика школьной готовности по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко (приложение 2)

II. Используемые психодиагностические методики

  • Анкета для родителей 

Цель: родители самостоятельно смогут достаточно объективно оценить подготовленность своего ребенка к школе.

  • Диагностика школьной готовности по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

Цель: диагностика психологической готовности детей 5 -7 лет к школьному обучению.

Перечень оборудования к программе:

- Демонстрационные и методические материалы – плакат к упражнению «Ориентировка в пространстве», набор картинок к упражнению «Что сначала, что потом», «Запомни, нарисуй», «Угадай, как нас зовут», 10 картинок к упражнению «Что исчезло», мел и. д.

- Раздаточные материалы по числу детей – счетные палочки, простые и цветные карандаши, наборы «Учимся считать», бланки с заданиями, бланки к тесту «Хочет ли ребенок идти в школу?».

- Магнитофон с  записью спокойной музыки – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз» и т.д.

- Игровой материал – мяч, колокольчик, клубок ниток, ежик и т. д.

III.  Содержание рабочей программы

Программа формирования психологической готовности детей 5 - 7 лет при подготовке к школьному обучению делится на шесть блоков:

Вводный блок программы – «Знакомьтесь – это я!»  направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с детьми.  Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.

Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно!». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. В этом блоке дети знакомятся со сказками. Рассказывая сказку детям, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.

Познавательный блок – «То, что меня окружает».   

Цель: развитие познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а также создание условий для становления внутренней позиции школьника. Для этого блока были подобранны упражнения на развитие познавательных процессов.  В занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика.

Мотивационный блок

Цель - формирование у детей мотивов, побуждающих к учению. Здесь дошкольники расширить свое представление о школе, какие новые обязанности у них появятся в школе; узнают о системе требований, предъявляемых школой и учителем. Мотивационная готовность - наличие у детей стремления идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое. Для формирования мотивационной готовности к школе были использованы загадки на школьную тему, подобранны игры на школьную тему.

Эмоционально-волевой блок. Главным в развитии эмоционально-волевой готовности к школе отводится воспитанию мотивов достижения цели (не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели). Детям необходимо научиться управлять своим поведением (на уроке, во время перемены), сохранять работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, а также уметь управлять своим эмоциями. Для развития эмоционально-волевой сферы использовались сказки, рассмотрение картин, прослушивание музыки.

Заключительный блок – «Смотрите, что я умею!» -  решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур. Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение курса занятий.

IV. Структура занятий

1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий; Начало занятия — это своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное.

Ритуалы начала занятий - «Волшебный клубочек», «Я рад тебя видеть», «Эхо», «Комплименты», «Доброе утро» (Приложение № 3)

Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии. 1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания; внимательно слушай других ребят) 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ» 3. «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить» 4. «Работаем дружно» 5. «Обращаемся к ребятам по имени.

2. Основная часть направлена на:

-     Развитие коммуникативных навыков.  

-    Развитие познавательных процессов;

-  Развитие эмоциональной сферы.

 В основной части занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.

Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировка глазомера.

Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует расширению знаний об окружающем мире.

Особое внимание уделялось сказкам.  Сказки для школьной адаптации. Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.  Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются следующие сказки: Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи».

Сказки об отношениях учеников к атрибутам школьной образовательной среды. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность: «Собираем портфель», «Волшебное яблоко».

Сказки об отношении учеников к урокам, занятиям. Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки: «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».

Сказки о здоровье Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках: «Прививка», «Обманный отдых».

Сказки о школьных конфликтах. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях: «Ябеда», «Хвост», «Драки», «Дружная страна».

В заключении сказка «Гордость школы».

3. Расслабляющие упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 5)

4. Заключительная часть состоит из обобщения полученных навыков и подведения итогов и ритуала окончания занятия. Ритуалы окончания занятий  - «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», «Всем, всем до свидания!», «Доброе пожелание».  (Приложение № 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....

Программа формирования психологической готовности детей 5 – 7 лет при подготовке к школьному обучению.

Данная программа направлена на способность формирования психологической готовности детей к обучению в школе через развитие познавательной, эмоционально – волевой, личностной и коммуникативной сфер реб...

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...

Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...