ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Кориняк Марина Владимировна

Цель программы:

психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_let.docx89.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

психологического

сопровождения дошкольника

при подготовки к школьному обучению

«Время играть»

C:\Users\PantelkinaMV\Downloads\Новая папка\17969648[1].jpg

Пинтелькина М.В.

Педагог-психолог МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа № 68»

Дзержинск

2013

Раздел 1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность программы.

Представленная программа психологического сопровождения была разработана и апробирована на развивающих занятиях с будущими первоклассниками в течении 2006-2010 гг. наиболее эффективной будет работа, имеющая своей  направленность, именно комплексное сопровождение ребенка на всех этапах его становления: социальном, коммуникативном, мотивационном. Другим важным основанием развивающей работы является удержание субьектной позиции ребенка, создание необходимых условий для становления его субьектности.

Важно подчеркнуть, что ребенку важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности. Активность ребенка в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, является важной задачей на этапе подготовки к школьному обучению.

  1. Целеполагание и задачи.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Указанные цели реализуются через решения следующих задач:

  • развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
  • развитие произвольности поведения;
  • снижение уровня тревожных переживаний;
  • развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
  • обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
  • поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
  1. Целевая группа.

Целевой группой, в отношении которой проектируется и реализуется программа, являются дети в возрасте 5 – 6 лет.

  1. Методы реализации программы:

игра;

беседа;

рисуночный метод;

методика эмоционального расслабления;

наблюдение.

  1. Организация занятий.

Занятия могут проводиться психологом один раз в неделю в течении всего года. Продолжительность занятия 15 минут.

  1. Содержание программы.

Программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает занятия на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:

1 блок  - тема «Знакомьтесь – это Я!»  

2 блок – тема «Я-сам и Я-другие»;

3 блок – тема «То, что я чувствую»;

4 блок – тема «То, что меня окружает»;

5 блок – тема «Мои любимые занятия»;

6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные»;

7 блок – тема «Давайте жить дружно!»;

8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»

Содержание занятий

1 блок – тема «Знакомьтесь это Я!»

Цель:

  • расширение коммуникативных  навыков дошкольников,
  • стимулирование познавательных процессов.

Занятие 1.

Упр. «Приветствие – улыбка» [c.12]

Упр. «Рассказ про себя» [c.12]

Упр. «Отдых на берегу» [c.13]

Упр. «Доброе пожелание» [c.14]

Занятие 2.

Упр. «В подарок – хорошее настроение!» [c.14]

Упр. «Оживи круги» [c.15]

Упр. «Подвижная минутка» [c.15]

Упр. «Невесомость» [c.16]

Занятие 3.

Упр. «Цветок» [c.16]

Упр. «Волшебная планета» [c.17]

Упр. «Да и нет» [c.18]

Упр. «Возьмемся за руки» [c.19]

Занятие 4.

Упр. «Цветочное имя» [c.19]

Упр. «Игра с песком» [c.20]

Упр. «Сочиняем сказки» [c.20]

Упр. «Бабочки» [c.21]

2 блок – тема «Я-сам и Я-другие» "

Цель:

  • развитие коммуникативных  и личностных сфер,
  • формирование навыков сотрудничества между детьми.

Занятие 1.

Упр. «Мяч» [c.22]

Упр. «Солнечный лучик» [c.22]

Упр. «Необычный рассказ» [c.23]

Упр. «Подарок другу» [c.23]

Занятие 2.

Упр. «Добрый день» [c.24]

Упр. «Закончи предложение» [c.24]

Упр. «Радуга настроения» [c.25]

Упр. «Цветные домики» [c.26]

Занятие 3.

Упр. «Хвалюшка» [c.26]

Упр. «Нарисуй свою радость» [c.27]

Упр. «Шумелки» [c.27]

Упр. «Мир и Я» [c.28]

Занятие 4.

Упр. «Тропинка» [c.28]

Упр. «Я собираюсь на занятия» [c.29]

Упр. «Фестиваль фантазеров» [c.30]

Упр. «Выдумка» [c.30]

3 блок – тема «То, что я чувствую»

Цель:

  • формирование эмоциональной стабильности,
  • коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников.

Занятие 1.

Упр. «Буквы алфавита» [c.31]

Упр. «Про веселого кота» [c.31]

Упр. «Общая радость» [c.32]

Упр. «Я радуюсь, когда…»[c.32]

Занятие 2.

Упр. «Улыбка» [c.33]

Упр. «Про кота-злюку» [c.33]

Упр. «Карусель» [c.34]

Упр. «Зеркала» [c.34]

 

Занятие 3.

Упр. «В магазине» [c.35]

Упр. «Про кота-реву» [c.36]

Упр. «Грустные шарики» [c.37]

Упр. «Чемодан» [c.37]

Занятие 4.

Упр. «Эмоциональная разминка» [c.38]

Упр. «Про кота-лентяя» [c.38]

Упр. «Сюрприз» [c.39]

Упр. «Солнышко и тучка» [c.39]

4 блок – тема «То, что меня окружает»

Цель:

  • развитие познавательной сферы дошкольника;
  • создание условий для формирования внутренний позиции школьника.

Занятие 1.

Упр. «Приветствие» [c.40]

Упр. «Письмо» [c.41]

Упр. «Ситуации» [c.42]

Упр. «Рисуем школьные правила» [c.43]

Занятие 2.

Упр. «Вода, земля, воздух!» [c.44]

Упр. «Слушаем тишину» [c.44]

Упр. «Дорисуй рисунок» [c.45]

Упр. «Котенок на солнышке» [c.45]

Занятие 3.

Упр. «Цветной алфавит» [c.46]

Упр. «Говори наоборот» [c.46]

Упр. «Про кота друга» [c.46]

Упр. «Лесная школа» [c.47]

Занятие 4.

Упр. «Градусник настроения» [c.48]

Упр. «Приметы зимы» [c.48]

Упр. «Зимний лес» [c.49]

Упр. «Ледышки и веснушки» [c.49]

5 блок – тема «Мои любимые занятия»

Цель:

  • развитие личностной и эмоционально-волевой сферы;
  • развитие произвольности поведения.

Занятие 1.

Упр. «Угадай предмет» [c.50]

Упр. «Про обидчивого кота» [c.50]

Упр. «Нарисуем обиду!» [c.51]

Упр. «Затейливый узор» [c.51]

Занятие 2.

Упр. «Придумай слова» [c.52]

Упр. «Соедини точки» [c.52]

Упр. «Котята» [c.53]

Упр. «Автопортрет» [c.53]

Занятие 3.

Упр. «Ухо-нос» [c.54]

Упр. «Четвертый лишний» [c.54]

Упр. «Логические концовки» [c.54]

Упр. «Нарисуй с помощью фигур» [c.55]

Занятие 4.

Упр. «Я и не Я» [c.55]

Упр. «Ласковый дождик» [c.56]

Упр. «Таинственные дорожки» [c.56]

Упр. «Мозаика» [c.57]

6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные!»

Цель:

  • развитие коммуникативной сферы дошкольников;
  • коррекция особенностей межличностных отношений со сверстниками;
  • принятие правил взрослого.

Занятие 1.

Упр. «Идем в магазин» [c.58]

Упр. «Назови одним словом» [c.58]

Упр. «Мои положительные качества» [c.59]

Упр. «Назови противоположное» [c.60]

Занятие 2.

Упр. «Пересядьте все, кто…»[c.61]

Упр. «Телефончик» [c.61]

Упр. «Дорожки» [c.62]

Упр. «Волшебное письмо» [c.62]

Занятие 3.

Упр. Кит или кот?» [c.63]

Упр. «Пляшущие человечки» [c.63]

Упр. «Четвертый лишний» [c.64]

Упр. «Узор из фигур» [c.64]

Занятие 4.

Упр. «Найди ошибки» [c.65]

Упр. «Волшебный лес» [c.66]

Упр. «Журавль» [c.67]

Упр. «Фигура» [c.67]

7 блок – тема «Давайте жить дружно!»

Цель:

  • социальное развитие личности дошкольника;
  • освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками.

Занятие 1.

Упр. «Что исчезло?» [c.68]

Упр. «Весенние фантазии» [c.68]

Упр. «Корабли» [c.69]

Упр. «Что мы знаем друг о друге?» [c.69]

Занятие 2.

Упр. «Дотронься до цвета!» [c.70]

Упр. «Нарисуй по образцу» [c.71]

Упр. «Сказка про дружбу» [c.72]

Упр. «Правила дружбы» [c.73]

Занятие 3.

Упр. «Волшебное превращение» [c.73]

Упр. «Смысловые ряды» [c.74]

Упр. «Совы и жаворонки» [c.75]

Упр. «Назови одним словом» [c.75]

Занятие 4.

Упр. «Ответь на вопросы» [c.76]

Упр. «Что потерял художник?» [c.77]

Упр. «Волшебный сон» [c.77]

Упр. «Разрезанные картинки» [c.78]

8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»

Цель:

  • стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника.

Занятие 1.

Упр. «Наши встречи» [c.78]

Упр. «Путаницы» [c.79]

Упр. «Разминка» [c.80]

Упр. «Продли узор» [c.80]

Занятие 2.

Упр. «Пальчики-мордашки» [c.81]

Упр. «Узоры» [c.81]

Упр. «Веточки» [c.81]

Упр. «Рассказ по картинкам» [c.82]

Занятие 3.

Упр. «Ответь на вопрос!» [c.82]

Упр. «Букет к 1 сентября» [c.83]

Упр. «Привет» [c.83]

Упр. Что мне нравится в себе и в тебе» [c.84]

Занятие 4.

Упр. «Привет» [c.84]

Упр. «Расскажи чему ты научился?» [c.84]

Упр. «Лепестки» [c.85]

Упр. «Букет первоклассника» [c.85]

Список литературы

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРОСС», 2011. – 96 с.
  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. : Изд-во Московского университета, 1983.
  3. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной. М. : Академический проект, 2001.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб.: Дельта, 1998.
  5. Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М. : ЭКСМО, 2003.
  6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М. : педагогика, 1991.

Тематический план

 «Время играть»

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1 блок – «Знакомьтесь  - это Я»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

2 блок – «Я-сам и Я-другие»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

3 блок –  «То, что я чувствую»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

4 блок –  «То, что меня окружает»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

5 блок – «Мои любимые занятия»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

6 блок –  «Мы все разные, мы все удивительные»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

7 блок – «Давайте жить дружно!»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

8 блок –  «Смотрите, что я умею!»

Занятие 1

1

Занятие 2

1

Занятие 3

1

Занятие 4

1

Всего

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...

Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению

Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника.  Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим оп...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...

Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...