Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению
рабочая программа

Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника.  Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим опытом, требует мобилизации интеллектуальных и физических сил и от того, насколько успешным будет вхождение в новую учебную деятельность, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к учебе и в конечном итоге благополучие в его школьной и взрослой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_4.docx599.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Downloads\2021-12-06_001.jpg

        

Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению

Разработал педагог-психолог:

Короткова С.Г.

Введение.

Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника.  Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим опытом, требует мобилизации интеллектуальных и физических сил и от того, насколько успешным будет вхождение в новую учебную деятельность, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к учебе и в конечном итоге благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Практический опыт работы педагогов и психологов показывает, что далеко не все дети готовы к безболезненному переходу от дошкольного детства к школьному обучению. Приход в школу, в новый коллектив может вызывать у некоторых детей стресс. Выражается это по-разному: одни стараются привлечь к себе внимание своей подвижностью, другие, наоборот, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. Детям очень трудно высидеть весь урок, при этом воспринимая новый для них материал. У многих детей отмечается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, им трудно сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований. Поэтому первоклассникам необходимо какое-то время для усвоения самых элементарных правил поведения (например, не кричать с места, а поднять руку и ждать, пока учитель спросит). Также им далеко не всегда понятно, зачем нужны, а потому сложно принять их и контролировать свое поведение. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками ,

Готовность ребенка в одинаковой мере школе зависит от  его социального, психического и физиологического развития. Это не разные формы готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различной степени развития. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российскими психологами под психологической готовностью к школе понимается такой уровень психического развития, при котором программа обучения попадает в «зону ближайшего развития» ребенка ( по Л.С.Выготскому). Зона ближайшего развития ребенка определяется тем, чего может достичь ребенок в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он  этого достичь не смог бы.

Если же актуальный уровень развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения школьной программы, то можно говорит о том, что ребенок психологически не готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения в школе и включает в себя следующие показатели:

  - мотивационная готовность;

 - способность к произвольной регуляции поведения;

 - интеллектуальная готовность;

 - социальная готовность.

        Все эти компоненты в одинаковой мере обеспечивают протекание адаптационного процесса и на уровне практической подготовительной работы с дошкольниками 6-7 лет необходимо решать задачу их гармоничного соотношения.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лети и направлена

 на комплексное сопровождение ребенка в период его посещения подготовительной группы детского сада.

Тип программы : коррекционно-развивающая.

Цель программы :

развитие и коррекция интеллектуальных способностей детей, коммуникативных навыков необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи программы :

  • развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов;
  • развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
  • развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.

Принципы реализации программы:

  • Доступность – соответствие возрастным нормам уровня сложности заданий, упражнений. В связи с этим занятия проводятся в игровой форме
  • Системность – занятия проводятся по определенному графику -  1 раз в неделю с октября по март учебного года.
  • Единство коррекционных, профилактических и развивающих задач - занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – на занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
  • Комплексность методов психологического воздействия - на каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

Методы реализации программы:

  • игра;
  • беседа;
  • рисуночный метод;
  • методики эмоционального расслабления;
  • аутотренинг;
  • этюды;
  • наблюдение.

Условия реализации программы:

Для проведения занятий необходим отдельный кабинет, разделенный на игровую и рабочую зону. Рабочая зона должна быть оборудована столами и стульями на каждого ребенка, магнитной доской и доской для рисования маркерами, в  игровой  зоне должен быть ковер.

        Для проведения этюдов, игр, а также с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях желательно использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков леса, птиц, моря и т.д.).

        Так же для успешной реализации программы необходимы:

  • Наглядный и демонстративный материал, раздаточный материал на каждого ребенка (фишки, картинки,  ;
  • Различные конструкторы, дидактические игры;
  • Мозаики, игры – танграммы, разрезные картинки;
  • Атрибуты для развития мелкой моторики – шарики Су-джок, бусы, счетные палочки и т.д.;
  • Необходимые материалы для творчества ( бумага разных видов (формата, цвета), тетради, пластилин, цветные и простые карандаши, природный и бросовый материал и т.д.);
  •  Оснащение для разыгрывания сценок, мини – спектаклей, ( маски, элементы костюмов, атрибуты).

Содержание программы:

Занятия в  корррекционно - развивающей группах начинаются в октябре,  после проведения диагностики  детей в подготовительной группе. По результатам диагностики отбираются дети с нарушениями в мотивационной, эмоционально-волевой , познавательной и коммуникативной сферах.

В качестве основных диагностических методов на этом этапе используется наблюдение за деятельностью детей, а также :

  • Методики «Да и Нет», «Последовательность событий»   Н.И. Гуткиной - исследование умения действовать по правилу, способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития ;
  • «Лесенка» - исследование самооценки ребенка;
  • Тест школьной зрелости Керна - И.Йирасека (адаптированный вариант) – определение тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки, уровня интеллектуального развития ребенка, выявление умения действовать по образцу;
  • «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения ребенка.

На завершающем этапе используется «Экспресс –диагностика к школе» Е.К.Вархотовой,  Н.В. Дятко, Е.В.Сазоновой.

Группы формируются в количестве 10-12 человек, их может быть от 1 до 2 групп в зависимости от количества выпускников.

Занятие длится 25 - 30 минут, периодичность занятий – 1 раз в неделю, во второй половине дня, что соответствует правилам  СанПиН 2.4.1.2660-10.

Занятия состоят из трех частей :

  1. Вводная – ритуал начала занятия , чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность
  2. Основная часть – строится в игровой форме, с использованием занимательных игр и заданий на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, произвольности поведения,  коммуникативных способностей .
  3. Заключительная – психомышечная тренировка, подведение итога встречи, прощание.

Во время занятия широко используются здровьесберегающие технологии как элемент физкультминутки  - игры на развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры, игры с бусами,  прищепками, шариками Су-джок), речедвигательная гимнастика (логоритимка), дыхательная гимнастика, упражнения , направленные на развитие графомоторных навыков,  .

        Одним из важнейших условий успешной реализации программы является работа с родителями. Для повышения их педагогической компетенции необходимо проводить беседы по данной теме, консультации по индивидуальным особенностям их ребенка, анкетирование , участвовать в родительских собраниях,  организовывать выставки, составлять памятки, которые будут знакомить родителей с  вопросами подготовки к школе, содержать необходимые советы и рекомендации.

(См. приложение 1)

Ожидаемые результаты:

  • На момент поступления в школу у ребенка сформировалась произ -вольность поведения, направленность мотивационной деятельности;
  • Ребенок умеет ориентироваться на заданную систему заданий;
  • Ребенок умеет слышать и выполнять задание, заданное в устной форме;
  • У ребенка сформировалась коммуникативная готовность к новым формам общения;
  • Ребенок имеет адекватную самооценку и уровень притязаний;
  • Благоприятный уровень адаптации в школе.

Перспективное планирование занятий.

бло

ка

Название раздела

№ занятия

Цель занятия

1

«Давайте познакомимся»

1

Развитие коммуникативных способностей, стимулирование познавательных процессов.

Упражнения : «Вежливые слова», «Рассказ про себя»,  «Отдых на берегу»,  «Трутень и пчелы».

2

Создание положительного эмоционального отношения друг к другу, развитие произвольных процессов.

Упражнения : «В подарок – хорошее настроение», «Оживи круг», «Пол – нос -потолок», « Вежливые слова – вежливые ответы».

3

Создание эмоционального комфорта, тренировка мелкой моторики

Упражнения : «Цветок», «Волшебная планета», «Вежливость», «Запомни картинку»

4

 Установление благоприятного климата в группе, развитие внимания, мышления.

Упражнения : «Цветочное имя», «Игра с песком», «Потопаем, похлопаем», «Складываем и считаем».

2

«Я и другие»

1

Развитие групповой сплоченности, развитие кругозора, речи.

Упражнения : «Солнечный лучик», «Цветные дорожки», «Необычный рассказ», «Иголка и нитка»

2

Формирование сотрудничества между детьми, развитие внимания, произвольности.

Упражнения : «Добрый день», «Закончи предложения», « Оцени поступок», «Радуга настроения», «Что изменилось?».

3

Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительных движений.

Упражнения : «Хвастунишка», «Нарисуй свое настроение», «Классификация»

4

Снижение эмоционального напряжения, развитие внимания

Упражнения : «Я собираюсь на занятия», «Передаем по кругу», «Несуществующее животное»

3

«Наши чувства»

1

Развитие умения различать эмоции (радость), снятие мышечного напряжения.

Упражнения : «»Веселые буквы», «Про веселого кота», «Я радуюсь, когда», «Игра с муравьем»

2

Развитие умения различать эмоции (злость), развитие выразительных движений.

Упражнения : «Добрый - злой», «Карусель», «Фигурный диктант», «Угадай, что я загадала?»

3

Развитие умения различать эмоции (грусть), стабилизация психических процессов.

Упражнения : «В магазине», «Про кота – реву»,» Говорит один - говорим хором», «Грустные шарики»

4

Развитие умения различать эмоции, формировать умение управлять своим поведением.

Упражнения : «Солнышко и тучка», «Эмоциональная разминка», «Сюрприз», «Поссорились два петушка»

4

«То, что меня окружает»

1

Развитие познавательной сферы детей, снятие мышечных зажимов.

«Разноцветные фигурки», Летает – не летает», «Рисуем школьные правила», «Дотронься до…»

2

Развитие внимания, обогащение словарного запаса.

Упражнение : «Вода, земля, воздух», «Лежачая восьмерка»,  «Слушаем тишину», «На берегу моря», «Сложи по образцу»

3

Развитие речи, логического мышления, фантазия.

Упражнения : «Цветной алфавит», «Скажи наоборот»,  «Правильно - неправильно»,  «Робот».

4

Развитие произвольного поведения, координации движений.

Упражнения : «Градусник настроения», «Ледышки и веснушки», «Клеточный диктант»,  «Что в мешочках», «Подарок Деду Морозу»

5

«Мои любимые занятия»

1

Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения.

Упражнения : «Угадай предмет», «Клеточный диктант», игра «Запретное слово»

2

Развитие слухового внимания, тренировка счетных навыков.

Упражнения : «Придумай слова», «Соедини точки», «Посчитай-ка», «Автопортрет».

3

Развитие внимания, логики, произвольности.

Упражнения : «Ухо - нос», «Четвертый лишний», «Ассоциативные цепочки», «Закончи фразу», «А в школе…»

4

Развитие слухового внимания, произвольности, тренировка мелкой моторики.
Упражнения : «Нарисуй дорожку», «Ласковый дождик», «Необычные картинки», игра «Запретное движение», «Скульптор»

6

«Мы все разные, мы все удивительные»

1

Коррекция особенностей межличностных отношений со сверстниками, принятие правил взрослых, развитие логики, развитие пространственной ориентации.

Упражнения : «Назови одним словом», Божья коровка», «Продолжи ряд», «Мои положительные качества», «Назови противоположное».

2

Развитие взаимопонимания, эмпатии, логического мышления.

Упражнения : «Телефон», «Аист-лягушка-солдат», «Что изменилось?»,  «Дорисуй фигуру»,  «Найди такой же»

3

Развитие мышления, воображения, речи.

Упражнения : «Кит или кот?», «Пляшущие человечки», «Четвертый лишний».
«Зашифрованное слово»

4

Развитие мелкой моторики, логического мышления, воображения.

Упражнения : «Найди ошибку», «Журавль», «Что изменилось?», «Закончи предложение»,

«Кто где живет»

7

«Давайте жить дружно»

1

Социальное развитие личности дошкольника, развитие зрительной памяти.

Упражнение : «Чего не стало?», «Что мы знаем друг о друге?»,  «Доброе слово»,

«Нелепицы»

2

Освоение дошкольником разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками.

Упражнения : «Посмотри, запомни, нарисуй», «»Нарисуй по образцу», «Правила дружбы», «Один - много»

3

Повышение работоспособности группы, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Упражнения : Смысловые ряды», «Совы и жаворонки», «Назови одним словом», «Слушаем – выполняем», «Волшебное превращение».

4

Развитие мыслительных операций, снижение психоэмоционального напряжения.

Упражнение : «Ответь на вопросы» , «Что потерял художник?»,  «Кто так говорит?», «Разрезные картинки».

«Смотрите, чему я научился»

1

Стимулирование познавательной, личностной, коммуникативной и мотивационной активности дошкольника.

Упражнения : «Путаницы», «Закончи узор», «Мое – не мое»

2

Стимулирование познавательной, личностной, коммуникативной и мотивационной активности дошкольника.

Упражнения : «Пальчики – смайлики», «Расскажи по картинке», «Незнайка», «Сложи квадрат»

3

Стимулирование познавательной, личностной, коммуникативной и мотивационной активности дошкольника.

Упражнения : «Ответь на вопрос», «Правила первоклассника», «Привет», «Что мне нравится в себе и тебе».

4

Стимулирование познавательной, личностной, коммуникативной и мотивационной активности дошкольника.

Упражнения : «Букет первоклассника», «Лепестки», «Хорошо или плохо», «Домики»

Заключение.

        Подготовку ребенка к школе следует понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьником начинает осознанно учиться, чтобы получать школьные знания, развиваться, а дошкольник овладевает всем в доступных для него видах деятельности  - игре, продуктивных видах деятельности ( рисование, лепка, экспериментирование и т.д.) – с помощью наглядно – образных средств.

        Этот переход от дошкольного к школьному образованию необходимо

облегчить для ребенка, подготовить его к любой школьной программе и обеспечить успешность в дальнейшем обучении.

        Приспособление ( адаптация) к школе, происходит не за один день. Это длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников можно отметить либо двигательное возбуждение либо, наоборот, заторможенность,  снижение аппетита, нарушения сна, повышенную утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе привыкания к школьному обучению возникают у всех первоклассников, несмотря на уровень их интеллектуальной, физической или психологической подготовки.

По результатам мониторинга, проводимого в конце учебного года, видно, что  дети, прошедшие подготовку к школе по данной программе, обладают рядом психологических, социальных, эмоциональных  качеств, необходимых для начала успешного обучения к школе.

 Они:

  • осваивают  конструктивные умения,
  • овладевают умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
  • обладают способностью к сопереживанию,
  • овладевают пространственными отношениями,
  • имеют развитую мелкую моторику,
  • умеют вести себя в соответствии со знанием норм, правил, требований и запретов,
  • обладают способностью к освоению средств и способов новой ведущей – учебной деятельностью.

Но необходимо помнить, что все педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны педагогов и родителей оправданна только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывают специфику его возможностей. Только в этом случае взрослые помогут первокласснику освоиться в школьной жизни.

Просветительская работа с родителями.

Примерная тематика родительский собраний, консультаций, памяток для родителей.

  • В первый класс  - с шести или семи лет?
  • Мотивы плохого поведения детей. Причины непослушания.
  • Какой темперамент у Вашего ребенка?
  • Кризис семи лет.
  • Подготовка руки дошкольника к письму.
  • Рекомендации по развитию активности детей ( познавательной, мотивационной, коммуникативной).
  • Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка.
  • Почему он не хочет учиться?
  • Стресс и здоровье.
  • Как вести себя с гиперактивным ребенком?
  • Помощь родителей – какой она должна быть? Правила передачи ответственности.
  • Управление своим поведением – необходимая предпосылка успешного обучения в школе.
  • Учить ли ребенка читать, считать, писать?
  • Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению.
  • В семье первоклассник.
  • Кризис 7 лет.
  • Готовим руку к письму.
  • Как говорит ваш ребенок

Литература:

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника к обучению в школе. – СПб., ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М., Книголюб, 2009
  3. Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.- М.: Генезис, 1999.
  4. Готовность к школе : Развивающие программы/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., Академический проект, 2011
  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.; НПО Образование, 2002.
  6. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и  упражнения. – М.; ЭКСМО, 2003.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, удивляюсь и хвастаюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., Генезис, 2000
  8. Кушнарева Л.Ф., Буршит И.Е. Программа адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. – М., Дрофа, 2010
  9. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. -  М., Владос, 2002
  10. Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога.– Ростов н/Д: Феникс,2005.
  11. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка к школе. – М., Книголюб, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...

Занятие по подготовке к школьному обучению.

Занятие в подготовительной группе по подготовке к школьному обучению....

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...