консультация для родителей "Развитие лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

консультация для родителей "Развитие лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

К.Д.Ушинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Нарушения формирования лексики у детей с нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса и неточности употребления слов.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые помогут детям:

• расширить объём словаря;

• уточнить значения слов;

• совершенствовать процесс поиска слова;

• активизировать словарь.

Дидактические игры и упражнения по развитию лексики

у дошкольников с нарушениями речи.

  1. Классификация предметов по картинкам. 

Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на 2 группы, критерий классификации не называется.

«Найди лишний предмет»«Подбери картинки».

Более сложные варианты: «Назови лишнее слово»  (например, «лишнее» слово среди имён существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди глаголов: выбежал, вошёл, вылетел, выскочил). Объясни, почему это слово лишнее.

 С целью уточнения значений слов можно использовать задание: «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).

«Объясни значение слов» (глаголов). Например, взрослый называет глагол и просит ребёнка объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.

«Объясни значение слов» (в словосочетаниях): прозрачный ключ, железный ключ; глубокая норка, пушистая норка; острая коса, длинная коса…

Игра «Назови части». 

Возможны 2 варианта игры: по картинкам и по представлению. Например, взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

«Отгадай предмет по названию его частей». Например: ствол, ветки, листья, кора,- это дерево.

2. Разнообразные игры с мячом:

• «Скажи наоборот» (день – ночь, горе – радость, войти – выйти, говорить – молчать и т. д.).

• «Придумай слова неприятели» (подбор антонимов).

• «Кто как голос подаёт».

• «Кто как передвигается».

• «Кто как ест».

• «Что какие звуки издаёт»

• «Подбери как можно больше названий слов» (названий предметов – существительных к названию действия – глаголу)

Например, бежит (кто) человек, собака…

Бежит (что) река, ручей, молоко, время…

3. Разнообразные лото:

  • «Кто что делает?»
  • «Дикие и домашние животные»
  • «Профессии»
  • «Транспорт» и др.

4. Карточки и дидактические игры

  • «Многозначность глаголов в русском языке»

Авторы Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Авторы предлагают 3 игры: «Подбери пары»«Скажи тоже самое иначе»«Запомни, назови».  Многозначность 24 глаголов (отобрано по 2 значения) представлены наглядно, в картинках. В пособии есть мини-словарик (извлечение из толковых словарей) в качестве подсказки взрослым. Эти игры помогают познакомить детей с многозначностью глаголов, научить подбирать и употреблять в речи глаголы, имеющие различие в смысловых оттенках, а также заменять их по смыслу подходящими синонимами.

  • «Играем с глаголами» Автор Кривовяз И. С.

Это многофункциональное игровое пособие для детей от 3 до 8 лет. Игровой материал состоит из 16 цветных полей. Игровые поля разделены на 4 части, каждая из которых представляет собой сюжетную картинку. Использование игрового материала способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, обогащению словаря за счёт глаголов, формируется грамматический строй речи, закрепляются навыки словообразования, а также составления и употребления простых и сложных предложений.

  • «Играйка» Автор: Нищева Н. В.

Восемь игр для развития речи дошкольников.  Данные игры можно использовать в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Эти игры направлены на расширение словарного запаса по лексическим темам:

• Времена года.

• Осень. Деревья.

• Огород. Овощи.

• Сад, фрукты.

• Ягоды, цветы.

• Лес, грибы.

• Игрушки.

• Аквариумные рыбки.

  • «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников»

Авторы Микхиева Н.Ю., Мартин И.В.

Игры распределены по лексическим темам, есть задания с разным уровнем сложности. Игры направлены на формирование у детей грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонематических функций, слухового внимания, памяти, развитие образности и яркости речи.

  • «Грамматические сказки» Васильевой Е.В.

являются демонстрационным материалом для развития речи детей 5-7 лет. «Грамматические сказки» призваны научить ребёнка понимать, запоминать и грамотно использовать в своей речи приставочные глаголы. Пособие содержит красочные иллюстрации, сказки, игры и игровые занятия к лексическим темам: «Транспорт», «Одежда», «Насекомые».

5.  Интерактивные игры на развитие лексико-грамматических категорий.
Вы можете пользоваться сайтом портала Мерсибо, на котором есть возможность использовать игротеку сайта. Сайт известен с 2013 года и на нём создаются развивающие игры для детей от 2 до 8 лет.

Автор большинства игр - Екатерина Александровна Суслова, логопед высшей категории, ведущий специалист в области ИКТ.

Команда Мерсибо говорит о себе так:

Мы создаем игры сами: прорабатываем задачу и сюжет, рисуем и озвучиваем персонажей, сводим все вместе и выпускаем на сайт. Наши игры пригодятся на занятиях с малышами: для стимулирования речи, расширения словарного запаса, развития мышления и неречевого слуха. Детей постарше заинтересуют игры на фонематический слух и автоматизацию звуков, изучение азов чтения и математики, укрепление воздушной струи и артикуляционного аппарата.

В режиме онлайн, а также на дисках, флешках и в привычном, настольно-печатном виде, представлены различные игры, в том числе на развитие ЛГК.

Данные игры не только разнообразят работу логопеда, но и станут верным помощником родителям в домашних условиях. Главное – соблюдать временные ограничения, ведь детям очень нравятся подобные развивающие игры и их сложно остановить. Это может быть одним из способов мотивации детей.

Подводя итог данному материалу, хотелось бы отметить, что главное – это играть с детьми, привлекая сказочных героев или просто общаясь один на один. В игре мы сами проживаем вновь детство, становимся добрее, начинаем лучше понимать и чувствовать друг друга.

Таким образом, поддерживается положительный настрой у детей, стимулируется мыслительная деятельность дошкольников, что повышает мотивацию к обучению. Нам с вами не придётся в будущем заставлять их учиться, дети будут сами тянуться к знаниям, которые получили исподволь, в игре, в задушевном разговоре под названием «МЫ»...

Надеемся, что данные игры помогут вам сориентироваться в огромном разнообразии методических пособий, представленных в современной логопедии. Данные игры помогут обогатить словарный запас детей, а также вызовут познавательный интерес, что положительным образом скажется на развитии речи.

Литература:

  1. Васильева Е.В. «Грамматические сказки» Изд. «Сфера», 2016 г.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Многозначность глаголов в русском языке». Изд. «Гном», 2016 г.
  3. Кривовяз И. С. «Играем с глаголами» Москва, изд. «Книголюб», 2005 г.
  4. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников» Изд. «Детство-Пресс», 2016 г.
  5. Нищева Н. В. «Играйка». Изд. «Детство-Пресс», 2015 г.
  6. Пятница Т.В. «Лексика + грамматика = … Изд. «Белый ветер», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на тему "Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр"

Продолжать расширять глагольный словарь, учить образовывать форму настоящего и будущего времени, выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет....

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр "2018г

laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...

«Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников через дидактическую игру»

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, ...

«Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников через дидактическую игру»

Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие ...