Консультация "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
консультация по развитию речи
Проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников были актуальны всегда. Чтобы определить направление образовательной работы, необходимо ориентироваться в возрастных особенностях речевого развития ребёнка. В данном материале даны краткие характеристики возрастных речевых этапов детей от 1 года до 7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и
грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь - это возможность понимания слов, активный-употребление их в речи.
Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
К 1 году при нормальном речевом развитии активный словарь ребенка должен достигнуть 10-15 слов («ко-ко», «би-би», мама, папа и др.). К концу 2-го года -300 слов, при этом в речи крохи должны появиться предложения.
С 1,5 до 2 лет основными задачами занятий по развитию речи является развитие понимания речи и способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.
К 3 годам словарь увеличивается примерно в три раза и достигает 1000 слов, ребенок строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения.
На 3-м году жизни задачи развития речи многообразны: «приучение» детей пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения, расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи, развитие речевого общения.
К 4 годам речевые возможности ребенка возрастают. Дошкольник имеет достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, использует сложные, в том числе сложноподчиненные предложения.
На 4-м году жизни продолжается расширение активного и активизация пассивного словаря детей на материале: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр.
Дети осваивают такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; употребление существительных в В.п, Д.п, Т.п. в единственном и множественном числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один - много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят); употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над; употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий - низкий, толстый - тонкий, добрый - злой) и др.
К 5 годам жизни речь ребенка обогащается лексиконом по темам: «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др.
Подбор лексического материала по тематическому принципу способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
В 5-6 лет закрепляется словарь по пройденным ранее темам, а также формируется по новым: «Деревья», «Перелетные птицы», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный),
Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И.п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных (длинны - длиннее -самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.
В 6-7 лет проводится расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая», «Школьные принадлежности и др.
Продолжается совершенствование и грамматического строя речи старших дошкольников: закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч; согласование существительных с числительными; образование названий детенышей; образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…), возвратных глаголов; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут по...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...