Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сазонова Анна Сергеевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с нарушениями речи имеет ограниченные возможности овладения  грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения.

             Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

         Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами энергии, с минимальными волевыми усилиями.

    Особой группой игр являются дидактические игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического строя речи

у старших дошкольников с нарушениями речи

с помощью дидактических игр и упражнений

     «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                                                                     (В.А.Сухомлинский)

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Актуальность: 

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Поэтому одной из задач  в ДОУ является формирование у них грамотной речи, так как в дошкольном возрасте закладывается  фундамент будущей грамотности.

Целью моей работы является:
формирование и совершенствование лексико - грамматической стороны речи у детей старшего  дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе   проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием дидактических игр  упражнений.

Для достижения цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. научить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  2. упражнять в использовании в речи существительных и прилагательных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, глаголов с приставками;
  3. совершенствовать навык  детей в правильном согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже;
  4. обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  5. совершенствовать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке.

Грамматика, по словам К.Д, Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический  - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.

Развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с нарушениями речи имеет ограниченные возможности овладения  грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения.

              Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

        Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами энергии, с минимальными волевыми усилиями.

    Особой группой игр являются дидактические игры.

Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

 По мнению А.В. Менджерицкой сущность дидактической игры заключается в том, что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность».

    В дидактических играх с лексико - грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления.

Работая в группе с детьми 5 - 7лет, с нарушениями речи, использую дидактические  игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов), стимулирую детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитываю у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания  языковой действительности.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Всем известно, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Первый - это настольно – печатные.

Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, мячом, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

В своей работе, я провожу дидактические игры на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планирую заранее. Определяю программную задачу, продумываю оборудование игры (раздаточный материал, продумываю словарную  работу (напоминаю, уточняю, закрепляю).

Также продумываю организацию проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется, кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д.) использую и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал, можно  проводить игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздается детям разноцветный кружок. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями.          Детям первой команды предлагается рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; третья команда называет слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная).

После знакомства детей со сложными предлогами можно провести игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предложить детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.

Для формирования представлений о части суток использую игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".

Игра "Было – будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем.  Детям предлагается послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению.

Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздаются картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечают на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем произношу только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, должны были продолжить.

При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагаю детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

Придумывая предложения с разделительным союзом или, использую дидактическую игру "Что буду делать?" Предлагаю одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: "Что он делает?"

В дальнейшем используются дидактические игры "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Цель этих игр - учить детей составлять сложносочиненные предложения.

С целью развития словообразования использую с детьми следующие игры :

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

 «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

Использую игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

 «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

 «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений соблюдаю следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной речевой цели;

- чередование и вариативность игр и упражнений.

Игру провожу непринужденно, не пользуясь сложной грамматической терминологией.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

-игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;

- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Вывод:

Таким образом, В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение  которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач.

В работе с детьми с нарушениями речи дидактической игре отводится большое место в коррекционной работе. С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

https://3.bp.blogspot.com/-tMScz9gVEAs/VGMIZQ4CjbI/AAAAAAAAAHs/1OUdbAmoFXQ/s1600/g5070.png https://3.bp.blogspot.com/-tMScz9gVEAs/VGMIZQ4CjbI/AAAAAAAAAHs/1OUdbAmoFXQ/s1600/g5070.png https://3.bp.blogspot.com/-tMScz9gVEAs/VGMIZQ4CjbI/AAAAAAAAAHs/1OUdbAmoFXQ/s1600/g5070.png https://3.bp.blogspot.com/-tMScz9gVEAs/VGMIZQ4CjbI/AAAAAAAAAHs/1OUdbAmoFXQ/s1600/g5070.png https://fs00.infourok.ru/images/doc/56/69120/hello_html_m4fc59428.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...

План работы на год группы по теме «формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».

план включает в себя: лексические темы, игры, работу с родителями, литервтуру по данной теме на год....

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...

Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

*Копия печатного издания*XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187Стат...