Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бегун Ирина Олеговна

Цели:

-Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».

-Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

-Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

-Развитие речевого слуха, зрительного внимания и  восприятия,

-Развитие тонкой и общей моторики.

Образовательная область «Речевое развитие». Тематический модуль «Речевое общение»

- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные»

-Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предложно-падежных конструкций  и  притяжательных прилагательных ).

-Развитие синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словом значит)

-Расширение глагольного словаря

-Развивать умение  образовывать  слова-антонимы

-Упражнять в  употреблении  существительных  в косвенных падежах

-Формировать умения образовывать  существительные в форме множественного числа в родительном падеже.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

-Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности.                    -Воспитание бережного отношения к животным.

Образовательная область «Физическое развитие» Тематический модуль «Здоровье»

-Совершенствование двигательной активности.

Методы и приёмы:

­-Наглядность (пособие и картинки);

-Словесный (совместная речевая деятельность);

-Игровой (дидактические игры);

-Практический (выполнение заданий)

Оборудование. Мольберт, ноутбук  с презентацией, предметные картинки с изображением домашних животных, маленький мяч, резиновые и пластмассовые фигурки животных, макеты фермы, корзина с декоративными камнями, большая чаша с теплой водой, контурные изображения домашних животных, черно-белые картинки угощении для домашних животных.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением  домашних животных, работа над общими речевыми навыками. Организация и проведение дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи. Разучивание подвижной игры «Кролики». Составление сложноподчиненных предложений со словом значит на индивидуальных занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dom._zhiv.docx157.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №27комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

C:\Users\Ира\Documents\ферма.jpg

Номинация:

«Гармония, благополучие, поддержка»

Подноминация:

«Специалисты службы сопровождения и поддержки ГБДОУ»

11 ноября 2014 года

Цели:

-Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».

-Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

-Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

-Развитие речевого слуха, зрительного внимания и  восприятия,

-Развитие тонкой и общей моторики.

Образовательная область «Речевое развитие». Тематический модуль «Речевое общение»

- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные»

-Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предложно-падежных конструкций  и  притяжательных прилагательных ).

-Развитие синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словом значит)

-Расширение глагольного словаря

-Развивать умение  образовывать  слова-антонимы

-Упражнять в  употреблении  существительных  в косвенных падежах

-Формировать умения образовывать  существительные в форме множественного числа в родительном падеже.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

-Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности.                    -Воспитание бережного отношения к животным.

Образовательная область «Физическое развитие» Тематический модуль «Здоровье»

-Совершенствование двигательной активности.

Методы и приёмы:

-Наглядность (пособие и картинки);

-Словесный (совместная речевая деятельность);

-Игровой (дидактические игры);

-Практический (выполнение заданий)

Оборудование. Мольберт, ноутбук  с презентацией, предметные картинки с изображением домашних животных, маленький мяч, резиновые и пластмассовые фигурки животных, макеты фермы, корзина с декоративными камнями, большая чаша с теплой водой, контурные изображения домашних животных, черно-белые картинки угощении для домашних животных.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением  домашних животных, работа над общими речевыми навыками. Организация и проведение дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи. Разучивание подвижной игры «Кролики». Составление сложноподчиненных предложений со словом значит на индивидуальных занятиях.

                     1.  Организационный момент.

(Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие глагольного словаря.)

Логопед приглашает детей, организует приветствие и включает запись голосов домашних животных. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола, и слушают запись.

Л.: Мы сейчас послушаем и внимательно прислушаемся какие звуки и чьи голоса мы услышим .

Звучит первая запись :Корова кричит: «Му!» - Л.:Что делает корова ? Дети:корова мычит.

Вторая запись : Лошадь кричит: «И-го-го!»

1-й ребёнок. Лошадь ржет.

 Третья запись-Коза кричит: «Ме!»

2-й ребёнок. Коза мекает.

Четвертая запись-Свинья кричит: «Хрю!»

3-й ребёнок. Свинья хрюкает.

Пятая запись-Собака кричит: «Гав! Гав!»

4-й ребёнок. Собака лает!....

Логопед. Молодцы! И сегодня мы будем говорить  о домашних животных, об их внешнем виде, о том, как они живут у человека, как человек ухаживает за ними.  И  отправимся на ферму, где живут все эти животные. Что же такое ферма? Как вы думаете? Ферма – это…….земельный участок, который состоит из полей и строений и на котором выращивают зерновые культуры или разводят животных. Мы с вами узнали голоса животных, посмотрели, как они выглядят. А сейчас давайте попробуем их отыскать в нашей корзинке.

 

           2.Игра «Найди детенышей» (Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи, употребление простых предлогов).                                                                          Дети опускают по очереди руки в корзину с декоративными камушками, где спрятаны пластиковые и резиновые фигурки домашних животных.

Л. Посмотрите на игрушки, которые вы достали из корзины Кто это?

Дети. Домашние животные.

Л. Назовите их.

1-й ребёнок. У меня корова.

2-й ребёнок. У меня баран.

3-й ребёнок. У меня коза.

4-й ребенок. У меня кролик.

Л. Мне кажется, что домашние животные очень грустные. Почему же животные бывают грустными (грустят).

Дети. Они потеряли своих детенышей.

Л. Посмотрите вокруг и помогите найти животным своих малышей. Найдите и встаньте рядом с детёнышами ваших животных.

Л. А теперь расскажите о том, где прятались детеныши. Постройте красивое предложение.

1-й ребёнок. Телёнок прятался под деревом.

2-й ребенок. Ягнёнок стоял на мостике.

3-й ребенок. Козлёнок выглядывал из-за куста.

4-й ребёнок. Крольчонок сидел в ящике.

5-й ребенок. Жеребёнок……

6-й ребенок. Поросёнок……..

Л: Поставьте фигурки животных и их детенышей на середину стола.

А почему ещё бывают грустными животные?

Дети: Потому что они голодные…..

3.Игра «Накорми животных» (употребление существительных в косвенных падежах)

Л.: У многих из вас есть собаки, и вы точно знаете, чем их нужно кормить.

Дети: Кашей с мясным фаршем, овощами с мясным фаршем, творогом, специальным собачим кормом.

На столе стоит чаша с водой комнатной температуры.

Л.: Давайте угостим, всех домашних животных на нашей ферме. Прикрепляйте угощение рядом с животными и рассказывайте, кого и чем вы угощаете.

Дети окунают в воду силуэты угощений для животным.

1-й ребёнок. Я угощу кошку молоком и рыбой.

2-й ребенок. Я накормлю корову сеном и клевером.

3-й ребенок. Я угощу свинью морковкой и другими овощами.

4-й ребенок. Я угощу собаку мясом с сахарной косточкой.

5-й ребёнок. Я угощу  лошадь свежей травой и кусочком сахара.

4.Физкультминутка «Кролики» (речь с движением).

Мы на ферме побывали,                                 Идут по кругу, взявшись за руки.

Белых кроликов видали.        

Шустренькие кролики                                     Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

То ложились,                                                      Ложатся.

То кружились                                                     Кружатся.

В проволочном домике.

Лапками стучали,                                             Хлопают в ладоши.

Весело пищали.                                                Топают ногами.

Мы зверькам                                                    Идут по кругу, взявшись за руки.

Не травки жесткой –

Клеверу  достанем…

Вырастайте                                                        Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из

С нежной шерсткой,                                       пальчиков.

С  круглыми хвостами.

5.Игра «Скажи наоборот» (образование слов-антонимов).

Л.: Домашние животные бывают разной окраски, разного размера…….

Поймав мяч, вы должны закончить начатое предложение.

Конь большой, а кот…….

У кошки шерсть длинная, а у коровы…….

Бык сильный, а телёнок……

Лошадь высокая, а собака…..

У коровы большие рога, а у телёнка....

У коровы длинный хвост, а у свиньи …..  

У козы острые рога, а у барана ....

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть ....

У свиньи толстые ноги, а у ягненка ... и т.д.

6.Игра «Есть –нет» (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).

Логопед кладёт на ковёр изображением вниз стопку карточек с изображением домашних животных.

Л.: Вы берете одну карточку, рассматриваете, кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть те, которые изображены у него на картинке и так далее.

Дети выполняют задание, комментируя свои действия.

1-й ребенок. У меня есть корова.

2-й ребёнок. У меня нет коровы,  но есть кролики.

3-й ребёнок. У меня нет кроликов, но есть бараны.

4-й ребёнок. У меня нет баранов, но есть козы.

5-й ребенок. У меня нет коз, но есть лошади.

6-й ребёнок. У меня нет лошадей, но есть свиньи.

7-й ребёнок. У меня нет свиньей, но есть кони.

8-й ребенок. У меня нет коней, но есть овцы.

7.Игра «Кто за забором?» (Развитие зрительного внимания и восприятия.  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предлогов и  притяжательных прилагательных). Развитие синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словом значит).

Логопед приглашает детей к макету фермы, на котором закреплен забор. Из-за забора видны части тела  разных домашних животных.

Л.: Части каких животных вы видите? Выберите по одному животному и составьте предложение со словом значит.

1-й ребенок.  Я вижу пушистый кошачий хвост, значит, за забором прячется кошка.

2-й ребенок. Я вижу острые коровьи рога, значит, за забором прячется корова.

3-й ребенок. Из-за забора торчат длинные кроличьи уши, значит, за забором прячется кролик.

4-й ребенок. Из-под забора торчат козьи копыта, значит, за забором прячется коза.

5-й ребёнок. Я вижу бычий хвост, значит, за забором прячется бык.

6-й ребёнок. Я вижу лошадиную голову, значит за забором прячется лошадь.

7-й ребенок. Я вижу бараньи рога, значит за забором прячется баран.

Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми

В конспекте реализованы систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексической темы «Животные». Оборудование: развивающая игра «Зоопарк из Тарамбуко»,  игра «Что это?», ра...

конспект совместной деятельности логопеда с детьми

конспект логопедического занятия для детей старшей группы с диагнозом заикание....

конспект совместной деятельности логопеда с детьми группы заикания

интересное занятие для детей подготовительной группы...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...