Проект «Инновационные технологии в сенсорном развитии дошкольников и в работе с их родителями»
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

·      В данном проекте я предлагаю нетрадиционные игры и материалы к ним. Пособия полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Предложенная серия материалов охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста, что предаёт данной работе особую значимость. Представление эксплуатации инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированных и нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка, с использованием ссылок на интернет носители с презентацией личного опыта.

Практическая значимость проекта:

 

  Повышение качества образовательной деятельности в разных областях дошкольного воспитания через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, дошкольников, педагогов.

·        Создание методической копилки нетрадиционного направления с помощью родителей.

·        Поддержание  уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

·        Создание в группе дошкольной организации условий для сенсорного развития детей с использованием инновационных технологий.

Укрепление связи семьи и ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 337 г. Челябинска

Проект

«Инновационные технологии в сенсорном развитии дошкольников и в работе с их родителями»

Выполнил:

Ишимова Елена Валерьевна,

воспитатель первой категории,

педагог-психолог

Челябинск, 2019

Технологическая карта проекта

Творческое название

Инновационные технологии в сенсорном развитии дошкольников и в работе с их родителями

Тип проекта

Практико-ориентированный

Возраст детей

От 2 до 5 лет

Исполнители

Воспитанники  дошкольного возраста, педагоги, родители, ближайшие родственники.

Продолжительность

3 года

Актуальность

Введение инновационных проектов помогает воспитывать детей в духе времени. Изменившийся мир требует другого сознания, и поэтому нужен новый подход к оказанию социальных услуг в области образования.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

С использованием техники арт-терапии происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Родители недооценивают значимость семейного воспитания, необходим поиск новых путей к диалогу.

Проведение мероприятий с родителями с целью повышения  их  компетенции в разных вопросах развития дошкольников.

           Гипотеза

Инновационный подход в сенсорном развитии дошкольника влияет на уровень интеллекта, мышления, памяти, психического здоровья детей.

Цель

1. Способствовать формированию у дошкольников сенсорных способностей посредством использования нетрадиционных техник.

2. Развивать инновационную направленность в работе с родителями воспитанников.

Задачи

 разработка перспективного плана работы по формированию у детей сенсорных эталонов;

 подбор и дальнейшее использование наиболее рациональных методов и приемов по сенсорному воспитанию  малышей;

 обогащение развивающей среды группы; создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка;

 развитие речи, мелкой моторики рук, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков, установка на положительное отношение к себе и окружающему миру, гармонизация психоэмоционального состояния (арт-терапия, «Sand-art»);

 разработка мероприятий с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах, используя инновационные формы (семинары-практикумы, презентации, проекты, блоги);

 установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника: объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов воспитанников, родителей и педагога;

 тиражирование инновационных методов на основе их апробации

Этапы реализации проекта

1 модуль – нетрадиционный наглядно-дидактический материал в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста;

2  модуль –  инновационные техники и методы сенсорного развития детей в экспериментальной деятельности;

3 модуль –  «Sand-art»  в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат

- будет разработан практический алгоритм по решению данной проблемы;

- повысится  качество образовательного процесса, процесс обучения станет более увлекательным, эмоционально-насыщенным;

- будет создана дидактическая копилка нетрадиционных пособий;

- будет создан  ресурс методического материала по данной проблеме (анкеты,   изучены программы, методическая литература и технологии по данной проблеме, разработаны  и реализованы проекты, презентации, открыта творческая студия «Песочные фантазии», блог «Песочные фантазии», будет расширено поле по обмену опытом);

- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию дошкольников;

Творческий отчет

 Приложение

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..5

2. Пояснительная записка………………………………………………………..7

3. Цели, задачи…………………………………………………………………....8

4. Ожидаемый результат………………………………………………………...10

5. Содержание проекта………………………………………………………….10    

5.1. Принципы построения проекта …………………………………………....11      5.2. Этапы реализации проекта

   1  модуль -  нетрадиционный наглядно-дидактический материал в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста………………...12

  2 модуль – инновационные техники и методы сенсорного развития детей в экспериментальной деятельности………………………………………………14

  3  модуль –  «Sand-art» в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................18 5.3. Методы и приемы работы…………………………………………………..21

6. Заключение

Выводы…………………………………………………………………………...24Продукты проекта……………………………………………………………….24

Прогноз…………………………………………………………………………...26

Литература………………………………………………………………….........27

  1. Введение

С самого раннего детства человек по крупице приобретает бесценный опыт. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Значение сенсорного развития в этом возрасте трудно переоценить. Оно направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, непроизвольного внимания и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста использую нетрадиционные дидактические игры, сделанные своими руками, продуктивную и исследовательскую деятельность (проекты), пескотерапию. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО. Мой проект предусматривает использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер индивидуальной продуктивной деятельности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны: мелкая моторика и артикуляция звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность кисти, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

В данном проекте я предлагаю нетрадиционные игры и материалы к ним. Пособия полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Предложенная серия материалов охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста, что предаёт данной работе особую значимость. Сегодня в сфере дошкольного образования внедряются инновации различного характера. Учусь ориентироваться в пространстве новых педагогических идей, приветствую максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированных и нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные, но не всегда понимающие, как им надо воспитывать своих детей. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьей.

  1. Пояснительная записка

Почему тема сенсорного воспитания проходит красной нитью по моей педагогической деятельности? Во-первых, оно дает прекрасные возможности для применения моего личного потенциала. Это широкое поле деятельности для реализации моего природного дарования – способности к рисованию, творчеству, что приносит мне самой эстетическое наслаждение, одухотворенность. Во-вторых, еще совсем недавно мой сын был в дошкольном возрасте. С ним мы постоянно что-нибудь мастерили, играли вместе, благо материал для этого так доступен сейчас. В-третьих, преодоление рутины, однообразия, следования шаблонному построению работы - мой конек. А где, как не в сенсорном воспитании, можно безгранично использовать инновационные методы и приемы, творить свое и делиться с другими. И как следствие - осуществление моей мечты - приобретение детским садом студии песочного рисования.

Актуальность

Введение инновационных проектов помогает воспитывать детей в духе времени. Изменившийся мир требует другого сознания, и поэтому нужен новый подход к оказанию социальных услуг в области образования и развивающей среде. Необычность наглядно-дидактического материала, изготовленного совместно с родителями, привлекает детей, которые с удовольствием используют эти пособия. От уровня сенсорного развития в дошкольном возрасте зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развивать познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств,  считаю, что песочная терапия – один из эффективных инновационных методов их развития.

 Современные родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Они недооценивают значимость семейного воспитания. Возникает необходимость перехода на новый уровень взаимоотношений с родителями с целью повышения  их  компетенции в разных вопросах развития дошкольников. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство», поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли приведет к положительным результатам. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь. 

  1. Цели проекта:

1. Способствовать формированию у дошкольников сенсорных способностей посредством использования нетрадиционных техник.

2. Развивать инновационную направленность в работе с родителями воспитанников.

          Задачи: 

 Разработка перспективного плана по формированию у детей сенсорных эталонов.

 Подбор и дальнейшее использование наиболее рациональных методов и приемов по сенсорному воспитанию  малышей.

 Систематизация нетрадиционных материалов для дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.

 Обогащение развивающей среды группы, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка;

 Формирование умения выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

 Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения).

 Развитие речи, мелкой моторики рук, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков; установка на положительное отношение к себе и окружающему миру, гармонизация психоэмоционального состояния (посредством арт-терапии).

 Разработка мероприятий с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах, используя инновационные формы (дни открытых дверей, консультации, родительские клубы, мастер-классы, презентации);

 Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

 Объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

 Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательных взаимоотношений родителей, воспитанников и педагога. 

 Активизация и обогащение умений родителей по воспитанию детей.

 Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

 Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

 Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Тип проекта: Практико-ориентированный

Участники проекта: педагоги дошкольной организации, воспитанники, родители, ближайшие родственники.

Условия реализации проекта: заинтересованность дошкольников, родителей, ДОУ, регулярность и систематичность совместной деятельности, наличие материальной базы.

Практическая значимость проекта

  • Повышение качества образовательной деятельности в разных областях дошкольного воспитания через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, дошкольников, педагогов.
  • Создание методической копилки нетрадиционного направления с помощью родителей.
  • Поддержание  уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
  • Создание в группе дошкольной организации условий для сенсорного развития детей с использованием инновационных технологий.
  • Укрепление связи семьи и ДОУ.
  1. Ожидаемые результаты:

- будет разработан практический алгоритм по решению данной проблемы;

- повысится  качество образовательного процесса, процесс обучения станет более увлекательным, эмоционально-насыщенным;

- будет создана дидактическая копилка нетрадиционных пособий;

- будет создан  ресурс методического материала по данной проблеме    (анкеты,   изучены программы, методическая литература и технологии по данной проблеме, разработаны  и реализованы проекты, презентации, открыта творческая студия «Песочные фантазии», блог «Песочные фантазии», будет расширено поле по обмену опытом);

- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию дошкольников;

  1. Содержание проекта

Гипотеза исследования: инновационный подход в сенсорном развитии дошкольника влияет на уровень интеллекта, мышления, памяти.

Новизна Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство».

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; наблюдения, индивидуальные беседы с дошкольниками, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и другие.

5.1. Принципы построения проекта

1. Принцип доступности. При планомерной и систематической организации нетрадиционных сенсорных игр следует следить за тем, чтобы каждая новая игра была доступна всем играющим.

2. Принцип наглядности. Образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

3. Принцип систематичности. Систематически формировать и расширять познавательные возможности  и интересы детей, способствуя созданию у них единого представления об окружающем их мире.

4. Принцип индивидуального подхода и учета возрастных особенностей. При организации нетрадиционных сенсорных игр необходимо учитывать индивидуальные  особенности дошкольников, посредством дифференцированных мер стимулировать развитие каждого воспитанника, совершенствовать индивидуальные способности.

5. Принцип новизны. Позволит опираться на непроизвольное внимание, вызвать интерес к новым играм.

6. Принцип сотрудничества (с детьми, родителями). Позволит создать в ходе совместной игровой деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

5.2.  Этапы реализации проекта

 1  модуль -  нетрадиционный наглядно-дидактический материал в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста;                                                        2 модуль – инновационные техники и методы сенсорного развития детей в экспериментальной деятельности;                                                                                          3  модуль –  «Sand-art» в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста.

1 модуль – нетрадиционный наглядно-дидактический материал в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Поэтому считаю, что для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач: 

 подбор и дальнейшее использование наиболее рациональных методов и приемов по сенсорному воспитанию  малышей;

 разработка перспективного плана по формированию у детей сенсорных эталонов;

 изготовление нетрадиционных материалов дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;

 обогащение развивающей среды группы.        

Представляя мой опыт работы с пособиями, сделанными своими руками, я считаю, что они несут особую положительную энергетику, оригинальны, развивают воображение у детей. Формируют представления о цвете, величине, форме, положении в пространстве, звуке, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, образное мышление, речь и воображение. При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Использую идеи опытных педагогов. Родители, с которыми у нас установился тесный контакт, активно помогают собирать бросовый и природный материал, принимают участие в изготовлении самих пособий (шитье, вязание, распиловка и др.).

Нетрадиционные пособия для развития сенсорного восприятия дошкольников:

  • «Дидактический куб»: «Разложи по цвету» - цвет; «Положи в свой домик» - форма, «Собери урожай» - величина; «Что ел на завтрак Король лягушек?», «Пальчиковая бродилка» - свойства предметов; «Кто так кричит?», «Какой колокольчик звенит?», «Цветочная полянка» - развитие слухового и фонематического восприятия; «Наряди елочку»
  • пальчиковый театр,  «Театр мочалок», «Петушок»
  • ленты: «Петушок и его семья», сенсорные перчатки «Дождь», «Разноцветный ковер», «Сделай узор»
  • «Разноцветные горошины»
  • прищепки: закончить образ, украсить листьями деревья, «Кто что ест?»
  • резинки для волос (надеть на втулки, пальчики, просунуть в ячейки отверстий корзины), «Ринг-динг», «Подбери резиночки»
  • рисование-конструирование счетными палочками (по карточкам)
  • конструктор из салфеток
  • бусы из коктейльных трубочек, глиняные - «Собери бусы»  
  • свинка и поросенок – фасоль, желуди - «Покорми свинку»
  • «Мобиль-карусель»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Разноцветные змейки»
  • «Веселая полянка»
  • «Выложи фигуру»
  • «Сенсорная банка»
  • «Разложи камешки в баночки»
  • «Найди пару»  - дидактическая игра с тактильными мешочками с крупой и орехами, шумящие баночки
  • «Разложи по домикам» - сортер из природных материалов
  •  нетрадиционное физкультурное оборудование (с перспективой на      будущее): «Попади в чашу», «Волшебное покрывало»

Необычность наглядно-дидактического материала, изготовленного совместно с родителями, привлекает детей, которые с удовольствием используют эти пособия. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.  Веду регулярную работу в блоге нашей группы, рассказывая родителям о сенсорном развитии воспитанников, давая рекомендации, консультации и ссылки на другие сайты по данной теме.

  • Консультация для родителей «Для чего нам нужны нетрадиционные игрушки и пособия?»
  • Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка».

         2 модуль – нетрадиционные техники и методы сенсорного развития детей в экспериментальной деятельности

«Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать,

наблюдать».

В. Сухомлинский

Цели: 

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
  2. Создавать предпосылки к формированию у детей практических и умственных действий.

Задачи:

1). Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

2). Формирование представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения.

3). Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Методы и формы:

- экспериментирование 

- проектирование

- художественное творчество

1. Экспериментирование (http://ks337.blogspot.ru/search/label/экспериментирование)

          Нетрадиционные пособия  для  развития сенсорного восприятия дошкольников и материалы:

«Разноцветные дорожки» (крышки, звезды от гирлянды), «Разложи по цвету», конструктор, сортер (по цвету, размеру и т.д.)

  • «Волшебные камушки» (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/04/blog-post_18.html#more): перебирать, сортировать по цвету, форме, посчитать, достать щипцами из воды, выложить узор на песке, на бумаге, спрятать в песке и найти.
  • Крупная речная галька (URL: http://ks337.blogspot.ru/2015/03/blog-post_76.html#more): рассматривать камни, сравнивая по размеру, цвету, форме, весу; использовать в конструировании; раскрашивать; опускать в воду с пеной.  
  • Мелкая морская галька (URL: http://ks337.blogspot.ru/2015/12/blog-post_7.html#more): разложить по баночкам, выложить галькой дорожку, фигуры по линиям.
  • Лоскутки  (URL: http://ks337.blogspot.ru/2015/04/blog-post_23.html#more) - «Найди такой же», «Найди праздничный, веселый, грустный, теплый и т.д.», «рисование» лоскутками (создать образ, картину).
  • Фантики от конфет (URL: http://ks337.blogspot.ru/2015/03/blog-post_26.html#more): ощутить запах, ощутить запах, классифицировать, ощутить запах, смять в шарик, расправить, хлопать по ним рукой, разрезать, наклеивать, устраивать «салют», делать из них бабочек и т.д.
  • Песок крупной и мелкой фракции  ( http://ks337.blogspot.ru/2014/09/blog-post_43.html#more): рисование песком по намазанной клеем картинке, на подносе; «раскопки» - кистью; прятать в песок предметы и находить; показать сказку на песке, забивать в него колышки, «сажать грибочки», шишки; делать на нем узоры крышками, камнями; массаж и пересыпание и т.д.
  • Крашеная крупа («Найди и отгадай», пересыпание, массаж, сенсорные коробки)
  • Эко-конструктор (спилы деревьев различных пород)
  • Сухие бассейны с различным наполнением (крышки, крупа, плоды)
  • Игры с водой (URI: http://ks337.blogspot.ru/search/label/игры%20с%20водой)
  • Пробка (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/03/blog-post_24.html#more)
  1. Проекты:

«Желудь – это что?»

«Что может еловая шишка?»  (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/03/blog-post_14.html#more)

«Насекомые» (URI: http://ks337.blogspot.ru/search/label/насекомые)

«Волшебница вода» (URI: http://ks337.blogspot.ru/2017/02/blog-post_18.html#more)

 Лэпбук «Путешествие по сказкам» (URI: http://ks337.blogspot.ru/2016/08/blog-post.html#more)

  1. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. 

          Нетрадиционные изобразительные техники

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

·рисование пальчиками;

·оттиск печатками из картофеля;

·печать карандашом, лего-конструктором и др.;

·отпечатки листьев (техника «принт»);

·рисование ладошками;

·рисование по снегу (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/02/3.html#more);

·рисование на воде (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/02/4.html#more)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

·тычок жесткой полусухой кистью.

·печать поролоном;

·печать пробками;

·восковые мелки + акварель, свеча + акварель;

·рисунки из ладошки;

·рисование ватными палочками;

·волшебные веревочки;

·мозаика - ребенок рвет тонкие полоски цветной бумаги руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. 

·рисование бусами;

·рисование-конструирование шнурками, нитками на бархатной бумаге;

·«рисование» канцелярскими резинками на геометрическом планшете;

·рисование стеклянными шариками.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

·рисование цветным песком;

·рисование мыльными пузырями, пеной;

·рисование мятой бумагой;

·кляксография с трубочкой, кляксография обычная;

·монотипия пейзажная, предметная;

·печать по трафарету;

·пластилинография.

         Использование нестандартных пособий вызывает у детей интерес, дополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности.           В играх с мелкими предметами осуществляется развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации.  

Родители активно участвуют во всех проектах, в сборах коллекций, конкурсах и очень часто побеждают.

Таким образом, решается задача в организации развивающего пространства для формирования у детей сенсомоторных навыков. Формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.                                                                                    

3 модуль –  Sand-art в сенсорном развитии детей дошкольного возраста                                                                                                                                                                  Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками 
Песочные волны.
В песочных волнах 
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!

 А.Орлова

Рисование песком – это арт-терапевтическая технология, которая в настоящее время становится все более популярной, она включает в себя: рисование песком на световых столах, рисование цветным песком, работу с живым песком. Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Оно дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображения. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции (снятие мышечного напряжения, тревоги), совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Песочная терапия становиться все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sand-art», в переводе  "Искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.     Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Цели:

  1. Предоставить возможность детям потрогать явления окружающего мира, т.е. решать сенсорные задачи.
  2. Отходить от стереотипов и шаблонов, структуры традиционного обучающего занятия в пользу предоставления детям свободы выбора в действиях и игрушках (по условиям ФГОС), соблюдая принцип вариативности образовательного процесса.
  3. Помогать ребенку в раскрытии любой лексической темы.
  4. Обеспечивать доступность психодинамической игротерапии.
  5. Помочь ребенку научиться заботиться о себе самом, окружающих и жить в согласии.
  6. Учить через собственный опыт сотрудничеству, выполнению правил взаимодействия.

         Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики рук, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала.
  2. Знакомство с инновационной техникой рисования.
  3. Формирование психологического здоровья детей.
  4. Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

         Модуль включает три вида занятий:

  • игра с песком в юнгианской песочнице;
  • рисование песком на специальных световых столах;
  • рисование цветным песком на картоне.

Возможности применения этих приемов велики - начиная от сенсорного развития и заканчивая  арт-терапией. В арт-терапии  рисование по песку  в основном связано с медитативными свойствами материала. В качестве материала, заменяющего песок,  используются кофе, соль, чай или другие мелкозернистые вещества.

Организационно-педагогические условия

Занятия по рисованию песком проводятся в затемненном помещении под музыку, группами (не более 6) по возрастам и индивидуально два раза в неделю. Подготовлена студия песочной анимации (6 столов с подсветкой + стол педагога, камера и проектор) и стандартная песочница с набором необходимых фигурок или их изображений. Отведено место для двигательных упражнений и психогимнастики. Работы детей фотографируются для портфолио и блога студии «Песочные фантазии» (URI: https://pesok337.blogspot.ru/), своеобразной методической копилкой. Родители имеют возможность в удобное время посмотреть занятие, результаты работы детей.

5.3. Методы и приемы

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

· наглядно-образный

· метод сравнения,  анализа.

· метод моделирования и конструирования.

· метод проектной деятельности.

       · метод вопросов

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности дошкольников:

      · игровые приемы

      · сюрпризные моменты и элементы новизны

3. Методы коррекции и уточнения:

·    повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование

       · метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

4. Практический метод (формирование сенсорных эталонов, усвоение практических навыков).

5. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но фантазию и творчество.

6. Метод Sand-art

7. ИКТ

8. Инновационные формы работы с родителями:
• родительские собрания с использованием компьютерных презентаций 
• дни открытых дверей 
• мастер – классы родителей
• душевный разговор
• семейные праздники, посиделки
• смс - почта
• семейные конкурсы
• семинары-практикумы

• блоги

• дополнительные услуги.

Метод проектной деятельности: дети постигают всю технологию решения задач от постановки вопроса до представления результата. Развиваю поисковую активность, стимулируя желание задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы.

Разновидность метода проекта - лэпбук (lapbook) это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя кругозор , формируя навыки и умения. Дети  добывают знания сами в процессе исследовательской познавательной деятельности. Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству в подборке материала, отвечает требованиям ФГОС: информативный, полифункциональный. Может использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. 

Арт-терапия – инновационная технология, связанная с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих проблем. Одним из видов арт-терапии является песочная терапия. В контексте арт-терапии   песочная терапия представляет собой одну из форм психокоррекции. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне, способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Каждая техника - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, счастливо.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования и повышает уровень профессиональной компетентности педагога. Мультимедиа-технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), создавать презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, например, «Путешествие по сказке «Три медведя»» дано в виде увлекательнейшей, завораживающей форме использования ИКТ для развития произвольного внимания в познавательной деятельности на основе непроизвольного и позволяет включить действие сенсорных эталонов в необычном ракурсе. ИКТ применяю в студии рисования песком. Мне удается доносить до родителей пользу педагогических находок        через блоги: «Смешарики» (блог группы - URI:  http://ks337.blogspot.ru/) и «Песочные фантазии» (блог творческой студии - URI: https://pesok337.blogspot.ru/), что помогает родителям участвовать в образовательном процессе, согласно условиям ФГОС.

6. Заключение

Выводы:

  • Изготовленные в результате выполнения проекта наглядно-дидактические пособия расширили возможности сенсорного воспитания.
  • Инновационные техники и методы в экспериментальной деятельности оправдали себя на практике в моем личном опыте.
  • Пришла еще большая уверенность в необходимости заниматься песочной анимацией.
  • В результате инновационной деятельности: родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса: активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок в проектах и т.д.
  • Я надеюсь, что представленный опыт будет полезен и интересен каждому специалисту по развитию детей дошкольного возраста.

Это подтверждают: победа на районном конкурсе «Педагог года – 2015» в г. Челябинске в номинации «Воспитатель группы раннего возраста», участие в МО с проведением мастер-классов  «Волшебный куб» и «Нетрадиционные пособия  для  развития сенсорного восприятия дошкольников».

Продукты проекта:

  • «Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста», обобщение педагогического опыта, в котором для успешной реализации целей проекта разработала:
  • перспективный план по сенсорному развитию детей раннего возраста;  
  • план работы с родителями;
  • картотеку дидактических игр по сенсорному развитию
  • Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе «Волшебный куб»
  • Районный конкурс «Педагог года в дошкольном образовании» Номинация: «Воспитатель группы раннего возраста», презентация о сенсорном воспитании детей.
  • Выставка для родителей дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, с целью дальнейшего пополнения развивающей среды.
  • Книжки-малышки для изучения сенсорных эталонов – руками родителей.
  • Мастер-класс для родителей по бумажной пластике для украшения помещения группы к новому году (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/01/blog-post_10.html#more)
  • Выставка семейных поделок «Чудо-елочка» (URI: http://ks337.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html#more)
  • Книга здоровья с домашними фотографиями на тему «Фотография моя, где здоровье, там и я»
  • Плакат с семейными фотографиями «Мы с природой дружим»
  • Осенняя ярмарка. Поделки из природного материала (семейные) (URI: http://ks337.blogspot.ru/2016/11/blog-post.html#more)
  • Кулинарный поединок  (URI: http://ks337.blogspot.ru/search/label/кулинарный%20поединок) 
  • Выставки семейных рисунков «Полезные и вредные продукты», «Моя любимая сказка» (с использованием нетрадиционных техник)
  • «Песочные фантазии», презентация об открытии в детском саду творческой студии на базе дополнительного образования на общем родительском собрании
  • Семинар-практикум по песочной терапии в родительском клубе «Вершки и корешки»  и мастер-класс для педагогов с возможностью освоить простейшие приемы рисования песком и нарисовать свои первые картины (URI: http://ks337.blogspot.ru/2016/09/blog-post_46.html#more)
  • Открытые занятия по рисованию песком «Сказка о маленьком солнышке», «Времена года. Весна», «Сокровища старого пирата» (продукт: предметные и сюжетные картинки из песка)

(URI: https://pesok337.blogspot.ru/2017/02/blog-post.html)

Прогноз

          Песочная анимация

1. Стремление к мастерству в песочной анимации (стать самой мастером песочной анимации).

2. Долгосрочный проект участников студии рисования песком «Песочные фантазии» под названием «Влияние песочного рисования на успешность в школе»: качество овладения навыками письма, победы на олимпиадах (уровень интеллекта).

3. Психотерапевтический эффект у детей с отклонениями в психическом здоровье.

4. Психолого-педагогическое исследование по результатам проекта (для программы «Детский сад будущего»).

Литература

  1. М.А. Федосеева, «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии», - Волгоград, «Учитель», 2013
  2. О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышова, «Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком. Сказка в песочнице»,М.: ЦПО, 2014
  3. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова, «Песочная терапия в развитии дошкольников», М.: ТЦ Сфера,  2016
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. – С-Пб.: Издательство «Речь», 2007 г.
  5. Кисеева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми» – С-Пб.: Речь, 2012 г.
  6. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
  7. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
  8. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
  9. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  10. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  11. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер «Возрастная физиология: физиология развития ребенка» - М., Академия, 2003
  12. М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» - М.: Карапуз, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...

Презентация опыта работы воспитателя Смородской Полины Сергеевны:"Использование современных образовательных технологий в сенсорном развитии детей"

Презентация опыта работы воспитателя Смородской Полины Сергеевны:"Использование современных образовательных технологий в сенсорном развитии детей"...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).

   В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Здоровье сберегающие технологии в процессе сенсорного развития дошкольников

Здоровье сберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника и способствует реализации интеллектуального и творческого потенциала детей. Целью здоровье сберегающих технологии являе...

Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников» ( из опыта работы)

Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»...