Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Аксютина Татьяна Александровна

Программа учителя-логопеда "Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Аксютины\Desktop\2020-09-24 аттестация 2020\Image (4).jpg

Введение

В психологии под способностями подразумеваются индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения его деятельности. Согласно взглядам В.А. Крутецкого, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, и др., способности можно определить как совокупность умений и навыков.

Большинство исследователей соглашается с тем, что особенность языковой способности заключается в том, что она:

• формируется в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любого вида совместной деятельности;

• теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций;

• в конечном счете, определяет трудности в усвоении человеческой культуры.

Поэтому языковую способность вместе с интеллектуальными и духовными способностями относят к специфическим способностям, отличающим человека от животных.

Исследователи  (С. Ф. Жуйков, Л. П. Калининский, И. С. Якиманская) языковые способности делят на речевые (коммуникативные) и собственно языковые, которые в соответствии с уровневым строением языка подразделяются на фонетические, лексические, грамматические.

В речевой компонент входят:

1) способность к звуко- и словотворчеству;

2) владение умением построения связного лингвистического высказывания;

3) умение строить художественный текст, насыщенный тропами, фигурами речи;

4) владение средствами интонационной выразительности устной речи (тоном, тембром, темпом, мелодикой, логическим ударением);

Необходимо отметить, что в последние годы количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Несформированность речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи проявляется в затруднении умения накопить языковые знаки или объединить их в процессе речевого высказывания, порождает то, что ребенок не умеет установить  контакт с собеседником, у него снижена речевая активность и т.д.

Даже, несмотря на определенные успехи в коррекции общего недоразвития речи, на протяжении всех лет обучения дети дошкольного возраста с ТНР не могут овладеть в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими, грамматическими, фонетико-фонематическими обобщениями, лежащими в основе нормальной речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи в полной мере затрудняет  развитие коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и овладение программным содержанием, преимущественно родным языком.

Процесс развития языковой способности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- опора на ведущий вид деятельности;

- организованная работа педагогов;

- своевременная диагностика и коррекция;

- овладение нормами и правилами родного языка;

- овладение навыком самоконтроля за собственной речью в процессе диалога и умение слушать

Развитие языковой способности тесно связано с формированием символической функции сознания у дошкольника, развертыванием символической способности. С развитием символической функции сознания, появлением «дивергентного», «креативного» мышления и воображения у детей трех-пяти лет формируются предпосылки к продуктивному творчеству.

Выделяются следующие формы речевого творчества дошкольников:

• словотворчество как создание новых слов, неологизмов;

• сочинение стихотворений;

• сочинение собственных рассказов и сказок, творческие пересказы.

В основе детского речевого творчества лежит обобщение языковых явлений и образование на этой основе моделей формо- и словообразования.

Формирование языковой способности тесно связано с развитием коммуникативной, интеллектуальной, символической, ритмической и других способностей.

В развитии языковой способности детей действуют следующие психолого-педагогические закономерности:

- увеличение языковой способности с возрастом;

- выделение ведущего компонента языковой способности на каждом возрастном этапе;

- налаживание интеграционных связей между компонентами языковой способности (фонетико-фонологическим, синтаксическим и лексико-семантическим).

Цель: развитие  языковой способности у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи:

Исследовать уровень развития языковой способности у детей с нарушением речи.

Провести коррекционно-развивающую работу по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с нарушением речи и оценить её эффективность.

Исследование уровня развития языковой способности

у детей с нарушением речи

Исследование уровня развития языковой способности у детей с нарушением речи опирается на принципы диагностики:

1) принцип комплексного изучения развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения,

2) принцип динамического подхода предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития языковой способности у детей дошкольного возраста, а также учет возрастных особенностей.  

3) принцип выявления и учета потенциальных возможностей. Значимой для этого принципа является концепция Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития и зона ближайшего развития.

4) принцип единства диагностики и коррекционной помощи отражает необходимость использования полученных диагностических данных в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста.

Для диагностики используется таблица, предложенная С. В. Малановым, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Фонематические и грамматические умения.

 

уровень развития способности

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

выделяет и произносит отдельные звуки речи

выделяет и произносит все звуки речи

свободно ориентируется в звуковом составе речи

Умение согласовывать слова в предложениях.

имеются нарушения в согласовании

свободно владеет простыми грамматическими конструкциями

согласовывает слова в сложных грамматических конструкциях

Умение устанавливать значение слов.

выделяет слова, обозначающие предметы и действия

выделяет слова, обозначающие свойства, качества, признаки

выделяет вспомогательные слова

Регулятивные функции речи.

 

уровень развития способности

Выполнение действий по словесной инструкции.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Организация действий другого человека с помощью речи.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Выполнение действий на основе самостоятельного речевого

планирования.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Умение подчиняться правилам и

следить за этим.

непродолжительное время после речевого указания

длительное время при заинтересованности

самостоятельно и продолжительное время

Коммуникативные функции речи.

 

уровень развития способности

Речевое описание каких-либо предметов.

с опорой на дополнительные вопросы

самостоятельно, без подробностей

самостоятельно, последовательно, обстоятельно

Умение передавать содержание какого либо впечатления, события, сказки.

с опорой на дополнительные вопросы

самостоятельно, без подробностей

самостоятельно, последовательно, обстоятельно

Совместное планирование действий в речевом общении.

ориентируется на планирование другого

элементарное совместное планирование

совместное планирование и распределение нескольких действий

Понимание смысла сообщений.

умение пересказать услышанное своими словами

умение пересказать и выделить общий смысл сообщения

умение дать оценку услышанному сделать вывод и объяснить

Коммуникативно-личностные функции речи.

 

уровень развития способности

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

В качестве диагностических процедур, которые позволяют судить об уровнях развития определенных способностей у ребенка, служит выполнение следующих предлагаемых ребенку заданий.

1. Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Описание: Предъявляется набор изображений. Состав слов, обозначающих изображения: короткие слова (жук, флаг), двусложные с ударениями на разных слогах (жираф, звезда), трехсложные слова (мельница, снеговик), слова содержащие более трех слогов (Чебурашка) и т.д. При подборе слов должен учитываться их звуковой состав и положение ударного слога.

Задания: Произнести названия изображенных предметов.

Произнести слова с указанным количеством слогов.

Найти слова с указанным звуком (фонемой).

Подобрать слова, имеющие в своем составе такой же звук (фонему).

2. Умение согласовывать слова в предложении.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за речью ребенка: а) допускаются ли ошибки согласования слов в простых грамматических конструкциях; б) включаются ли в активную речь сложные грамматические конструкции (сочинительные, подчинительные, дистантные), испытывает ли при этом ребенок затруднения и допускаются ли при этом ошибки согласования слов.

3. Умение устанавливать (осознавать) значение слов.

Описание: Последовательно предъявляется ряд предложений, возрастающий по сложности грамматических конструкций: от предложений включающих предмет и действие (простых) к предложениям, включающим предметы, действия, их признаки и вспомогательные слова (предлоги, союзы):

“Мальчик бежит”; “Вкусный арбуз”; “Девочка пьет сок”; “Веселая мама готовит обед”; “На столе стоит корзина с яблоками” и т.д.

Задание: Сколько слов в предложении, назови их по отдельности.

4. Выполнение действия по словесной инструкции.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми после речевой инструкции взрослого: а) без затруднений справляется с последовательностями из 3-4 новых простых действий; б) правильно выполняет последовательности из простых 5-8 простых действий; в) справляется с последовательностями действий, которые разведены в пространстве и времени (последовательность действий распространяется на различные ситуации и связывает их).

Можно опираться на результаты наблюдений за тем, как ребенок соблюдает правила при знакомстве с новой игрой. Правила игры сообщаются ребенку впервые перед началом ее организации.

5. Организация действий другого человека с помощью речи.

Описание: Предложить ребенку научить другого правильному выполнению каких либо известных ему действий: правильно составить из кубиков пирамиду, собрать игрушки и разложить их в определенном порядке и т.д.

Предложить ребенку организовать известную ему игру и распределить роли.

6. Выполнение действия на основе самостоятельного речевого планирования.

Описание: Предложить ребенку подробно рассказать, как он будет выполнять определенное задание (рассказать последовательность действий, которые необходимо выполнить), а затем посмотреть, как он реализует свой замысел.

Задание: Расскажи, как ты будешь рисовать доктора Айболита и Бармалея... Нарисуй!

Расскажи, как ты расставишь эти игрушки? Теперь расставь их.

7. Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Описание: Организация педагогом сюжетно-ролевой игры или игры с правилами и наблюдение за тем, как дети подчиняются правилам (исполняют взятые на себя роли) и как контролируют исполнение правил другими детьми.

8. Речевое описание предметов, явлений, событий или их изображений.

Описание: Ребенку предлагается составить описательный рассказ о предметах или предложенных изображениях.

9. Умение передавать содержание впечатления, события, сказки.

Описание: Предложить ребенку рассказать о сюжете мультфильма, сказки, пережитом событии.

10. Совместное планирование действий в речевом общении.

Описание: Инсценировка игр-драматизаций по мотивам сказок и басен (“Теремок”, “Телефон”, “Стрекоза и муравей”), где дети самостоятельно распределяют роли.

Совместное планирование и выполнение детьми задачи, поставленной педагогом: совместный рисунок на листе большого формата, подготовка помещения к сюжетной игре и т.д.

11. Понимание смысла сообщений.

Описание: Объяснить смысл пословицы, поговорки, метафоры.

После прослушивания басни (сказки) ребенку предлагается пересказать ее содержание и попытаться объяснить ее смысл.

12. Умение рассказать о поведении другого и объяснить его возможные причины.

Описание: Ребенку предлагается рассказать о поведении одного из персонажей мультфильма, сказки и объяснить, почему он так себя ведет.

Рассказать о поведении кого-либо в реальной жизненной ситуации и указать причины такого поведения.

13. Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их причины.

Описание: После знакомства с какой либо эмоционально значимой ситуацией (положительной, отрицательной) в которую попадают персонажи мультфильма, сказки, организованной сюжетно-ролевой игры и т.д. ребенку предлагается рассказать о том, что, по его мнению, в этой ситуации переживает указанный персонаж и почему.

14. Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Описание: Ребенку предлагается описать свое поведение и свои переживания в какой-либо значимой для него ситуации и объяснить, почему такие переживания возникают, и почему он так себя ведет (беседа должна быть безоценочной и проходить на положительном эмоциональном фоне!).

Программа по развитию языковой способности

у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Программа строится с учётом основных принципов коррекционной работы:

Принцип нормативности развития. В процессе коррекционной работы учитывается понятие «возрастная норма» и «индивидуальная норма», которые позволяют наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка, с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития. Согласно этому принципу применялся индивидуальный подход к детям и помощь педагога.

Иерархический принцип коррекции раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания – завтрашний день развития. Следовательно, основная цель коррекции – создание зоны ближайшего развития. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Деятельностный принцип. Отражает сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы достижения поставленной цели. Коррекционная работа организуется, в основном, в игровой форме сообразно с ведущим видом деятельности дошкольников.

Каузальный принцип (принцип приоритетности коррекции каузального типа). Отражает направленность коррекции не на симптомы нарушения, а на его причины. Важнейшим направлением коррекционной работы является стимуляция языковой способности.

Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.

Развитие языковой способности реализуется через работу по развитию речи в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект.

Процесс развития языковой способности осуществляется в ходе формирования понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирование фонетического строя речи и слоговой структуры слова, развития фонематического восприятия, развития связной речи. Таким образом работа по развитию языковой способности должна осуществляться в системе традиционных коррекционно-логопедических мероприятий.

Формирование установок на ориентировку в языковом материале. Установки характеризуют «состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации». Используются следующие приемы формирования установок на ориентировку в языковом материале:

- четкое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого;

- выполнение ребенком поручений и просьб со стороны взрослого;

- ответы на вопросы педагога;

- выражение своего согласия и несогласия по поводу высказываний логопеда;

- создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирование действий взрослого;

- опосредованное общение через игрушку;

- игровые ситуации;

- показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;

- составление предложения по следам демонстрации действий,

Теоретическим фундаментом программы являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, исследованные в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина. Их взгляды на природу языковых способностей можно передать следующим образом:

1. Речь детей развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия собственной речи и речи взрослых.

2. Язык и речь выступают в роли своеобразного «узла», в который «вплетаются» разнообразные линии психического развития ‒ развитие мышления, воображения, памяти, эмоций и др.

3. Ведущей задачей при обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создаст все необходимые условия для самостоятельного наблюдения и эксперимента над языком, для саморазвития речи, придаст речи творческий характер

Обучение языку, должно рассматриваться не только с лингвистической точки зрения (овладение ребенком языковыми умениями - фонетические, лексические, грамматические), но и в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми (становление коммуникативных способностей). Поэтому существенная задача речевого воспитания - сформировать не только культуру речи, но и культуру самого общения.

Целью развития языковой способности является творческое освоение ребенком норм и правил родного языка, умение гибко применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Данной программой определяются как общие, так и частные критерии базового уровня развития языковой способности, которых ребенок должен достичь в дошкольном детстве. К общим относятся следующие:

- овладение литературными нормами и правилами родного языка, способность свободно пользоваться лексикой и грамматикой, выражая собственные мысли и составляя любого типа высказывания;

- умение вступить в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение использовать их в соответствии с ситуацией;

Выделяют основные задачи педагогической работы, направленной на развитие языковой способности, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач:

- развитие связной речи;

- развитие лексической стороны речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие звуковой стороны речи;

- развитие образной речи.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. Особое внимание уделяют синтаксической стороне речи умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Примерное тематическое планирование коррекционной работы

по развитию языковой способности

у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Направление работы

Примерные упражнения

Работа над развитием понимания речи

Логико-языковые упражнения на выделение существенных признаков понятий, категорий, на опознание данного языкового явления в тексте, на сравнение и разграничение сходных языковых явлений, на грамматический анализ, на рассуждение, обобщение и классификацию:

– Упражнения на сравнение и дифференциацию сходных языковых явлений. Выделите из данных слов однокоренные слова и запишите группами. В каждой группе найдите слова, обозначающие предметы, и скажите, что они обозначают. Покраснеть, беговая, добряк, краснота, бегать, добрый, красный, беглец, задобрить.

– Упражнение на языковой анализ. Поставьте следующие слова в нужной форме. В магазине продаются кожаные (поясы, пояса). На столе лежат (счета, счеты), на которых мы учимся считать.

– Тест на понимание лингвистического текста.

Работа над расширением и уточнением словарного запаса

а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот» (на использование антонимов).

в) дидактическая игра «Отгадай загадку», «Вершки-корешки».

г) дидактические игры на группировку и квалификацию предметов: «Что лишнее?», «Назови одним словом» (клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), «Ничего не забудь», «Продолжи сам», «Похожи – непохожи»)

д) игры - небылицы (Что не так?).

Развитие языковой догадки, словотворчества и грамматического анализа

Задания  на основе фонетического, лексического, грамматического словообразовательного анализа окказиональных слов, упражнения по развитию логического мышления, построение рассуждения на лингвистическую тему, упражнение на исправление языковых ошибок, на символическое изображение языковых явлений, сочинение на грамматическую тему.

Например:

– Упражнение по развитию языковой догадки. Маленькая Дианочка сказала маме: «Дай мне копатку». Какой предмет девочка просила у мамы? Объясните, как образовано слово «копатка».

– Упражнение на словотворчество и анализ. «Расшифруйте» слова: Язац, дедвемь, циласи, кровоа.

– Упражнение по фонетическому, лексическому, грамматическому, словообразовательному анализу окказиональных слов. Составь предложения на языке жителей страны Крокозябры а) венесяпый, тюпает, женеленок; б) неляет, по, теляку, крокозябр, булясый. Определите, к каким частям речи относятся данные слова? Как вы рассуждали? Придумайте свое предложение на языке жителей этой страны так, чтобы слова в нем шли в следующем порядке: Что сделал, какой, что?

– Упражнение по развитию логического мышления. Заполните пропущенные в тексте слова. Восстановите стихотворение, используя слова для справок (зола, скорлупка, земля, желудь).

Дерево прячет корни __ __.

Искры таяться _ теплой _.

___ зрелом спрятан дубок.

_ белой _ спрятан желток.

(О. Дриз)

– Упражнение на исправление языковых ошибок (лексических, морфологических и т. д.). Прочитайте предложения, исправьте речевые ошибки. Два мальчика парой пошли на рыбалку. На речке они ловили рыбу в воде. Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

– Упражнение на символическое изображение языковых явлений, понятий и определение их цветового эквивалента. Представьте, что вы художники. Вас попросили нарисовать иллюстрацию к сказке о частях речи. Как бы вы изобразили одного из персонажей сказки – Имя Существительное?

– Сочинение на грамматическую тему «Имя существительное как часть речи».

Развитие  связной речи

Предсказывание  литературных произведений, рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта

примерные упражнения: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали»


Диагностируемые языковые способности развиваются на занятиях с помощью различных упражнений.

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Упражнение 1.  Игра “Кто в домике живет”.

Раздаются карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются картинки. В чердачное окошко вставляется определенная буква.

Задание: необходимо найти домик, где в названии картинки имеется определенный звук, обозначенный буквой.

Умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнение 1.

Совместный с детьми рассказ или сочинение какой либо сказочной истории, когда педагог “руководит” логикой изложения, произнося первые слова каждого предложения. Дети при этом должны завершать предложения, в соответствии с основной сюжетной линией.

Умение устанавливать значение слов.

Упражнение 1.

Педагог произносит слова и предлагает детям назвать слова с противоположным значением. При этом запрещается называть слова, начинающиеся на "не-". В упражнение включаются слова, обозначающие предметы, явления и события (смех - плач, шум - тишина); обозначающие действия (говорить - молчать, нагревать - охлаждать,); обозначающие признаки предметов, явлений и действий (старый - молодой, злой - добрый, красиво – безобразно); обозначающие различные отношения (над - под, справа - слева, перед - за, далеко – близко).

Упражнение 2.

Подобрать слова-признаки к предложенным словам, обозначающим явления, предметы, действия. Например: зима – холодная; бежит – быстро.

Подобрать слова-действия к предложенным словам. Например: снег – тает; птица – летит.

Выполнение действий по словесной инструкции.

Упражнение 1.

Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных мелких предметов в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается разделить все предметы на светлые и темные (по цвету), затем полученные множества светлых и темных предметов в свою очередь предлагается разделить на легкие и тяжелые и т.д.

Организация действий другого человека с помощью речи.

Упражнение 1. Игра: “Зеркало движений”.

Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”.

В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети.

Выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования.

Упражнение 1.

Детям предлагается подробно рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).


Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Упражнение 1.

Детям предлагается организовать совместную, известную им настольную игру, ролевую игру или игру по правилам, самостоятельно распределить роли и установить очередность их исполнения, договориться о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.

Речевое описание различных предметов, явлений, событий или их изображений.

Упражнение 1. Дидактическая игра "Магазин игрушек".

Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить", если выполните такое условие: нужно описывать игрушку, но не говорить ее название".

Упражнение 2. Развивающая игра "Чудесный мешочек".

Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет.

Например: "Я почувствовал что-то твердое, на ощупь это прохладное, гладкое; по форме это небольшой шар, к которому прикреплена тонкая ручка". Педагог в случае затруднений помогает детям наводящими вопросами: "Какая у предмета форма?; Какой он величины?; Какой он на ощупь?; Может ли он издавать звуки? и т.д.".

Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события.

Упражнение 1.

Педагог предлагает детям составить последовательный рассказ по сюжетным картинкам (картинок должно быть не менее четырех). На основе рассказа детям предлагается разложить картинки в правильной последовательности.

Упражнение 2.  Игра "А что было потом?".

Педагог предлагает детям придумать продолжение известных сказок ("Колобок", "Золушка", "Красная шапочка").

Упражнение 3.  Сказки "наизнанку".

Педагог предлагает детям придумать сказку, где характеры героев изменены (например, колобок злой, лиса добрая). Дети должны вообразить, что может произойти в такой сказке.

Упражнение 4. "Салат из сказок".

Педагог предлагает детям выбрать сюжеты и героев из разных сказок и придумать новую сказку, где встречаются выбранные герои.

Упражнение 5. "Бином фантазии".

Педагог предлагает детям сочинить сказку, используя два слова, обозначающих предметы или явления, которые дети должны связать единым сюжетом. Например: лопата и солнце, кактус и очки.

Совместное планирование действий в речевом общении.

Упражнение 1.

Детям предлагается всем вместе построить “город”, нарисовать какую либо сказку и т.п. Но перед этим дается задание договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать и какое место результат его действий будет занимать в общем результате. Прежде чем приступить к выполнению своих действий каждый участник обсуждения рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.

Понимание смысла сообщений.

Упражнение 1.

В игровые ситуации педагог вводит всевозможные метафоры, пословицы и поговорки, предлагая детям объяснить их смысл. В случае затруднений педагог ищет “открывает” такой смысл вместе с детьми. Пословицы и поговорки желательно включать в ситуации в тот момент, когда их смысл соответствует ситуации.

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Упражнение 1.

Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из персонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.

Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их (развитие эмпатии).

Упражнение 1.

Чтение педагогом сказки, басни и т.д. (К.И. Чуковский, Г.Х. Андерсен, Эзоп, русские народные сказки).

а) Ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать.

б) Ребенок "пишет письмо" (рассказывает от своего имени) выбранному герою или организуется "телефонный разговор" с выбранным персонажем сказки. От лица персонажа выступает педагог, который акцентирует обсуждение эмоциональных состояний и переживаний, вводя их названия.

в) Ребенку предлагается рассказать о том, что бы он сам чувствовал на месте указанного героя.

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Упражнение 1.

После экскурсии в лес, парк, музей детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость и т.д.) у них вызвали те или иные события, явления, объекты и объяснить, почему такие переживания возникли.

Важным условием развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез,1999. – 272 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова С.Н. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001. – 160 с.
  4. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.
  5. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. ‒ М.:ТЦ Сфера, 2012 ‒ 64с. (Библиотека логопеда)
  6. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. М.:ТЦ Сфера, 2012 ‒ 64с. (Библиотека логопеда)
  7. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 160 с. (Серия “Библиотека педагога-практика”)
  8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990. – 320 с.
  9. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1996. №1. – с.62-66.
  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 256 с.
  11. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – с.62
  12. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. – Спб: ИД «МиМ», 1997. -  128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Статья посвящена проблемам развития двигательных способностей (необходимых для освоения учебной деятельности) детей 5-7 лет с нарушением речи. Координационные способности это часть двиг...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для развития уровня координационных способностей у детей дошкольного возраста с дизартрией, нами был разработан экспериментальный комплекс физических упражнений. Экспериментальный комплекс физических ...