Главные вкладки

    «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
    статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие      графических  навыков  у детей    дошкольного   возраста с

    нарушением речи»

      Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо

     У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них  путается в различении правой и левой стороне тела, особенно по отношению к другим людям.

      Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.

       Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

         Любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить как можно раньше и постараться их скорректировать, иначе они приведут к задержке или полной невозможности формирования навыка. Выполнение двигательного акта во многом зависит от степени развития моторных функций, особенностей зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций.

      Для   детей  с  нарушениями  этих параметров характерна нестабильность графических форм, проявляющаяся в отклонениях от определенной высоты, протяженности (ширины) и наклона букв. Это искажение почерка. Как правило, дети не могут понять соотношение элементов букв, их расположение на строке. Буквы у них крупные, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Пишут эти дети с большим напряжением. Кроме того, они плохо владеют ножницами, не любят лепить, рисовать.

       Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют от педагога особого внимания, индивидуального подхода. Изучая проблему развития графических навыков у дошкольников  выяснили следующее: дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.

        Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. При недостаточном развитии графических навыков и низком уровне мелкой моторики возникают проблемы, затрудняющие успешное обучение дошкольников в школе:

    1. Несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, диссиметрии и ассиметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы, а затем и общественно-социальных процессов.
    2. Отсутствие способности к переработки и трансформации одного вида информации в другой (изобразительной в вербальную - и наоборот) приводят к трудностям в развитии интеллекта и к проблемам работы со знаковыми системами.
    3. Малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу (изобразительному, музыкальному, поэтическому и т. д.) во многом связаны с недостаточным развитием чувства ритма, что осложняет понимание других людей и затрудняет процессы социализации ребёнка.
    4. слабое развитие цветового видения и насыщения цвета эмоциями рождает цветовое безвкусие и индифферентность к окружающей природе.
    5. Недостаточное развитие способностей к синтезу и анализу, к классификации явлений окружающей действительности затрудняет процесс познания в целом.
    6. Нечёткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.
    7. Отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа говорят о слабой гибкости мыслительных процессов.
    8. Слабое чувство вертикали и горизонтали ведёт к сползанию текстовой строки вниз или поднятию её вверх, к разному наклону букв.
    9. Неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построения букв из немногих элементов, а затем это выливается в трудности восприятия состава слова, предложения, текста в целом, композиции литературных произведений.
    10. Неразвитое чувство масштабности приводит к разности размера букв при письме, к неумению варьировать размер шрифта, создавать шрифтовую композицию с выделением главного в тексте, что затрудняет формирование эстетики шрифтовых композиций на листе, альбомном формате листа и . д.
    11. Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребёнка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.

    Для предупреждения этих нарушений, работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго  до поступления ребёнка в школу. Поэтому задачей педагогов и родителей в дошкольном возрасте является не обучение письму, а подготовка к этой деятельности.

      Для подготовки руки к письму, необходимы разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание, вязание и склеивание мелких деталей, нанизывание пуговиц или бусин на нитку (лучше толстую, синтетическую, конец которой трудно скрутить в жгут), раскрашивание небольших поверхностей картинок. Полезно тренироваться в определении правой и левой стороны предмета, листа бумаги.

       Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

    Для развития  графических навыков у детей с ФФНР в своей работе у, использую игры  и упражнения:

    1) Развитие координации движений и ориентации в пространстве.

     Физминутки - стихи с движениями.

    2) Развитие мелкой моторики рук и совершенствования тонких движений пальцев, с помощью различных игр с пальчиками,  где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности.

    -пальчиковые игры со стихами

    - игры с предметами. Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками, с катушками ладоней, логопедическими перчатками (с нашитыми пуговицами), упражнения с шарами, предметный пальцеход, выкладывание рисунков с помощью пуговиц.  

     3) Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

    - собирать разрезные картинки, соотносить геометрические фигуры с предметами, узнай предмет по тени, выкладывание цветных геометрических фигур  по образцу и речевой инструкции, выкладывание фигур из палочек.

    4) Развитие пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

    - ориентировка на листе бумаги, выполнение штриховок, обведи по контуру, дорисуй предмет, соедини по точкам, повтори графический рисунок, слуховые диктанты)

    5) Обучение грамоте

    - «Узнай букву по контуру», «Дорисуй букву»,  «Зашумлённые буквы», показ букв с помощью движений (используется на занятиях ФИЗО), «На что похожа буква?», нахождение букв среди не буквенных изображений.

       Для того, чтобы детям было интересно, многие учебные задания даются в игровой форме, а учебные действия сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.

       Работу   строю на основе тематического планирования, с четом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей-логопатов, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков.

     Таким образом, использование специальных игр и  упражнений на  занятиях, избавляет детей от длительной неподвижности, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическими навыками.

                   

                                                                                                              Учитель-логопед: Тарасова Е.В.

                                                                                                              2 квалификационной категории

                                                                                                              МБДОУ № 24 «Красная шапочка»

                                                                                                              Иркутская обл. г. Усть-Илимск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

    Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...