Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой
проект (старшая группа)

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее богатства. Внедрение его станет дополнением к программе Л. Плаксиной «Программы в специальный (коррекционных) Образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа под редакцией Л. Плаксиной направлена на решение комплексных задач по развитию слабовидящих детей, социализации их, создание здоровьесберегающей среды, экологическому воспитанию.

Наш проект позволяет с учетом условий, здоровья и развития детей, кадрового потенциала качественно улучшить здоровье детей, в т.ч. их зрение, помочь адаптироваться в окружающей среде, познать и сберечь окружающую природу. Это основная задача нашего дошкольного учреждения. Образовательная и воспитательная деятельность строится на сенсорной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ№ «Д/С 401»

______Л.Г. Гончарова

Педагогический проект

Тема: «Роль сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения  и речи в ознакомлении с природой»

Выполнили:                                                            

учитель-дефектолог

Николаева Ирина Викторовна  

воспитатель                            

          Литвинова Елена Геннадьевна          

                                              г. Новосибирск 2018              

СОДЕРЖАНИЕ

1. Описание образовательного учреждения        3

2. Краткая аннотация проекта        5

3. Постановка проблемы        6

4. Цель и задачи проекта        9

5. Методы реализации проекта        10

6. Ожидаемые результаты        17

7. Оценка качества реализации проекта        18

8. Ресурсное обеспечение проекта        20

9. Практическая значимость результатов        22

Литература        24

1. Описание образовательного учреждения

Согласно приказа Гор ОНО г. Новосибирска от 15.01.1969 г. был открыт детский сад-ясли №401 Дзержинского района. Образовательное учреждение посещали здоровые дети. Время диктует свое. Появилась нуждаемость в специализированных группах с нарушением зрения. На базе данного учреждения сначала были открыты две специализированные группы, затем еще четыре. Создан лечебный центр, где опытные специалисты осуществляют лечение глаз детей. Имеется спортивный зал, музыкальный, логопедический кабинет, кабинет дефектологов, медицинский блок с кабинетами.

Приоритетные направления работы: Адаптация детей с ограниченными возможностями по зрению в социуме, индивидуальное развитие через сенсорное развитие, поиск новых образовательных и медицинских технологий для оздоровления и развития детей с глубокой патологией зрения.

Директор: Гончаров Любовь Геннадьевна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, руководителем в данном учреждении – 6 год.

Старший воспитатель: Андреева Валентина Ивановна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж – 30 лет, стаж в данном учреждении – 23 года, стаж в данной должности 23 года.

Педагогическими кадрами учреждение укомплектовано полностью. Все сотрудники имеют высшую или первую квалификационную категорию, сертификат о повышении квалификации.

Педагоги и дети принимают активное участие в мероприятиях района и города: городская и районная выставка детских рисунков, городской фотоконкурс: «Радость человеческого общения», городской конкурс новогодней игрушки, фестиваль детского творчества «Мы – талантливы», городской конкурс детского творчества «Снежная фантазия», районный конкурс чтецов, фестиваль «Маленькие звездочки», фестиваль «Театральная весна», конкурс «Маленькие фантазеры», конкурс «Мисс и мистер детский сад». Праздники, викторины, развлечения постоянно проводятся в образовательном учреждении, все это способствует положительной атмосфере для детей.

Работа педагога ведется в тесной связи с офтальмологом, тифлопедагогом, старшим воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Ежегодно медико-педагогическая комиссия отмечает положительную динамику в оздоровлении детей, как результат совместной работы педагогов и медиков.

2. Краткая аннотация проекта

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее богатства. Внедрение его станет дополнением к программе Л. Плаксиной «Программы в специальный (коррекционных) Образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа под редакцией Л. Плаксиной направлена на решение комплексных задач по развитию слабовидящих детей, социализации их, создание здоровьесберегающей среды, экологическому воспитанию.

Наш проект позволяет с учетом условий, здоровья и развития детей, кадрового потенциала качественно улучшить здоровье детей, в т.ч. их зрение, помочь адаптироваться в окружающей среде, познать и сберечь окружающую природу. Это основная задача нашего дошкольного учреждения. Образовательная и воспитательная деятельность строится на сенсорной основе.

Участники проекта:

– дети старшего дошкольного возраста,

–тифлопедагог,

– старший воспитатель,

– музыкальный руководитель,

– инструктор по физическому воспитанию,

–воспитатели группы «Петушок»,

– офтальмолог,

– логопед.

– родители воспитанников,

Актуальность проекта: Проект посвящен актуальной проблеме – экологическому воспитанию, ознакомлению с природой слабовидящих детей. Актуальность проекта связана еще и с тем, что количество слабовидящих детей растет с каждым годом, а зрительное восприятие является ведущим при ознакомлении с окружающим. Знакомство с природой происходит через сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции. Роль сенсорного развития  велика в обучении и воспитании слабовидящих детей. Ознакомление детей с низкой остротой зрения с природой реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта: досугово-познавательный.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Общая стоимость проекта: 30200 рублей. (Приложение № 1)

3. Постановка проблемы

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. (Здоровье – это такое состояние организма, при котором функции всех органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения). Поэтому, как следствие, должно формироваться активное отношение к созданию своего здоровья, и оно должно начинаться уже в период дошкольного детства. Особенно остро сегодня стал вопрос о сохранении зрения. Увеличилось число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. Согласно данным – около 30% детей в России страдают патологией зрения (из них до 7 лет – 10%, после 7 лет – 30%).

Практика показывает, что снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира. Формирование целостного и полного восприятия окружающего мира является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения, с одной стороны. С другой стороны, зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условии в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения и речи имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Педагог учит детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта.

Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, которая обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах  и качествах предметов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируется эстетические чувства. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение для экологического воспитания слабовидящих детей. Умение различать цвета, формы, сочетания форм и цветов дает возможность увидеть и воспринять окружающий мир во всем его многообразии, красочности, объемности. Высота и тембр звуков дает возможность лучше воспринимать окружающий мир, получать удовольствие от слушания пения птиц, бушующего водопада, рычания льва, трели соловья или стрекотания кузнечика.

В настоящее время экологические проблемы стоят очень остро в связи с варварским потребительским отношением человека к природе. Важно понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. Знакомство с природой в дошкольном учреждении является первой ступенью системы непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Таким образом, существует необходимость экологического воспитания. Но как познакомить слабовидящего ребенка с объектами природы, если известно, что большую часть информации человек получает посредством зрения? Ознакомление с природой слабовидящих дошкольников будет эффективнее, если воздействовать на сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

4. Цель и задачи проекта

Цель проекта: с опорой на сенсорное развитие развивать экологическое сознание и культуру слабовидящих детей и их родителей, как базис охраны природы и нашего климата.

Задачи:

1. Разработать примерный план коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с природой детей с нарушением зрения для старшего дошкольного возраста.

2. Изучить и проанализировать литературу по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста.

3. Изучить методы и приемы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

4. Систематизировать формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

5. Исследовать методы и приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посредством объектов природы и природных материалов.

6. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с природой детей с нарушением зрения и речи с помощью сенсорного развития.

7. Разработать критерии оценки знаний и умений детей с нарушением зрения и речи в рамках ознакомления с природой, природными явлениями.

8. Провести диагностику, мониторинг для выявления знаний о природе слабовидящими детьми, в том числе и остроту зрения.

9. Опубликовать опыт работы в печатных изданиях.

10. Создать картотеку физминуток, пальчиковых игр, релаксирующих упражнений о природных объектах для интегрированной деятельности с экологической направленностью.

11. Создать в ОУ экологическую развивающую среду для детей с нарушением  зрения и речи.

12. Провести цикл занятий и мероприятий по темам ознакомления с природой, максимально задействовав органы чувств.

13. Провести анкетирование среди родителей слабовидящих детей с целью проверки работы родителей с детьми по ознакомлению их с природой и формированию экологической культуры вне ОУ.

14. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению слабовидящих детей с природой посредством сенсорного развития.

15. Провести заключительное мероприятие «Веселая прогулка».

16. Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по сенсорному развитию  в ознакомлении с природой детей с нарушением зрения и речи.

17. Рекомендовать использовать результаты исследования в практике работникам дошкольного учреждения и для консультаций с родителями детей.

18. Укрепление и  развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.

5. Методы реализации проекта

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей с нарушением зрения и речи дошкольного возраста с природой можно разделить на несколько этапов:

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей об объектах природ, явлениях, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).

3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с нарушением зрения и речи с природой посредством сенсорного развития.

Проект реализуется по четырем направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность с педагогом.

3. Совместная деятельность с узкими специалистами.

4. Взаимодействие с родителями.

1. Совместная деятельность с детьми включает девять блоков:

1. Времена года

2. Природа живая и неживая

3. Вода

4. Растительный мир

5. Дикие животные

6. Домашние животные

7. Птицы

8. Насекомые

9. Планета Земля

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (см. Приложение № 2).

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о природе, природных явлениях. Поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Примеры занятий»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Лесовичок, который знакомит с экологическими объектами и явлениями, рассказывает об экологических ситуациях и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуаций, птицы (звери, насекомые…) приносят задания, письма, посылки с заданиями, помогающие закрепить знания и умения детей, а также просьбы о помощи (покормить птиц зимой или спасти насекомых, помочь растениям и т.д.).

Теоретические знания прикрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специального организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки экосказок, разыгрывание экологических ситуаций.

2. Совместная деятельность педагогов.

Нами была разработана и адаптирована программа по ознакомлению слабовидящих детей с природой. Изучили литературу по вопросам обучения и развития детей с нарушением зрения и речи, систематизировали полученные знания.

Знакомство с природой слабовидящих детей с помощью сенсорного развития проходит в интегрированных образовательных областях по музыкальному образованию, по физическому воспитанию, по развитию речи совместно с педагогами физической культуры, музыки, логопедом.

Внедрение педагогическим коллективом детского сада № 401 в практику работы представленной программы помогло решить задачу дополнения региональным компонентам образовательной программы. В связи с изменениями приоритетов современного дошкольного образования (акцент на процесс управления качеством образования) появилась возможность более глубокого изучения вопросов экологического обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения с целью проведения эффективной коррекционно-педагогической работы. В коррекционно-образовательной работе усилена значимость регионального компонента. Климатические условия Сибири проявляются в сезонных явлениях природы, в приспособлении к ним растений и животных, в смене трудовой деятельности населения региона.

Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. В процесс ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников с нарушением зрения и речи в социуме. Последовательность изучения и распределение материала по возрастам раздела «Ознакомление с природой» подчинена дидактическим принципам научности, доступности, линейности, систематичности.

3. Совместная деятельность с узкими специалистами.

Важным условием работы по ознакомлению с природой является взаимосвязь коррекционно-педагогической работы с лечебно-восстановительным процессом через сенсорное развитие. При построении перспективного планирования были учтены рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей.

Тематическое планирование совместной работы воспитателя и тифлопедагога по разделам образовательной программы «Ознакомление с природой» на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов-воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ОУ. В перспективном плане представлены изучаемые темы на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников со зрительной глазной патологией коллегиально, учитывая специфический режим работы.

4. Взаимодействие с родителями.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и плакатов на экологические темы.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из самых основных факторов успешного экологического воспитания у детей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут подчеркнуть все воспитательные меры. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями слабовидящих детей по сенсорному взаимодействию в ознакомлении с природой включает в следующие мероприятия:

– изготовление стендов и наглядной информации;

– заочные и очные консультации;

– участие родителей в укреплении материально-технической базы ОУ;
– выпуск буклетов;

– тематические родительские собрания;

– семейные конкурсы;

– анкетирование;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность.

1. Стратегия достижения поставленных целей.

Вид деятельности

Ответственные

Сроки

1 этап: подготовительный

- создание инициативной группы (воспитатели, старший воспитатель, учитель-логопед, тифлопедагог, родители);

старший воспитатель

сентябрь

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

воспитатели, старший воспитатель

сентябрь

- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

старший воспитатель, воспитатели, тифлопедагог

сентябрь

- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (Приложение № 3)

воспитатели

сентябрь

- изучение, анализ литературы по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста с низкой остротой зрения

воспитатели, тифлопедагог

сентябрь

- разработка перспективного плана коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с природой детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). (Приложение № 4);

воспитатели групп «Петушок», «Василек», тифлопедагог

сентябрь

- систематизировать формы работы по ознакомлению с природой слабовидящих детей с помощью сенсорного развития (Приложение № 5);

воспитатели, тифлопедагог, логопед

сентябрь

 Разработка критерий оценки развития, знаний и умений и их диагностика слабовидящих детей в рамках ознакомления с природой;

воспитатели

сентябрь

- провести мониторинг состояния зрения слабовидящих детей. (Приложение № 6);

офтальмолог

сентябрь

- создание в ОУ экологической развивающей среды для детей с патологией зрения. (Приложение № 7);

администрация, старший воспитатель, воспитатели, тифлопедагог, родители

сентябрь

- разработка анкет для родителей и анкетирование по заданной теме. (Приложение № 8);

воспитатели

сентябрь

- подготовка материалов на компьютере;

воспитатели

сентябрь

- укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, новых игр, растений, гербариев, природных макетов;

администрация, воспитатели, родители

сентябрь

2. Основной этап

- создать картотеку физминуток, пальчиковых игр, релаксирующих упражнений о природных объектах с экологической направленностью. (Приложение № 9);

воспитатели

октябрь

- осенняя выставка из природного материала. (Приложение № 10);

старший воспитатель, воспитатели, родители, дети

октябрь

- провести цикл образовательной деятельности и мероприятий по темам ознакомления с природой с опорой на сенсорику (Приложение № 11);

воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физ.культуре, логопед, тифлопедагог

снтябрь-апрель

- родительское собрание «Роль органов чувств при ознакомлении с природой слабовидящих детей» (вопросы родителей к педагогам, офтальмологу, тифлопедагогу) (Приложение № 12);

старший воспитатель, воспитатели, офтальмолог, тифлопедагог

ноябрь

- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению слабовидящих детей с природой посредством сенсорному развитию;

воспитатели

Ноябрь

- организация семейного праздника «Осеннее кафе»:

- выбор оргкомитета по организации праздника,

- разработка сценария,

-приобретение необходимых материалов, призов,

- фото, видеорепортаж Приложение № 13);

воспитатели, родительский комитет, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель,учитель-логопед

ноябрь

- семинар для родителей «Важность сенсорного развития в обучении, воспитании и развитии детей с патологией зрения»

воспитатели, тифлопедагог

декабрь

Проведение дня «Открытых дверей» игрового танца, индивидуального коррекционного совместного занятия воспитателя по физ. воспитанию и учителя-логопеда по теме: «Образы природы в танце»

- подготовка объявления, приглашений

- фото, видеорепортаж

Воспитатели, преподаватель игрового танца, воспитатель по физ. воспитанию, учитель-логопед

январь

- семейный конкурс плакатов на экологическую тему. (Приложение № 13);

Воспитатели, дети, родители

март

Выпуск индивидуальных памяток для родителей «Использование коррекционных упражнений для укрепления мышц глаз на даче (в лесу, в поле…)». Проведение индивидуальных консультаций для родителей, имеющих детей 1, 2 гр. по зрению по знакомству с окружающим миром в семье. (Приложение № 14);

воспитатели, старший воспитатель

Апрель

Разработка и проведение цикла обучающих семинаров для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению слабовидящих детей с природой»

«Взаимосвязь в работе воспитателей, учителя-логопеда, музыкального работника, воспитателя по физкультуре  в работе со слабовидящими детьми при знакомстве с природой»

«Взаимодействие воспитателей и родителей по ознакомлению с природой детей с низкой остротой зрения через сенсорику»

воспитатели, старший воспитатель

в течение года

3. Заключительный этап

- провести заключительное открытое мероприятие «Круглый стол». Анализ результатов проекта. Планирование дальнейшей работы.

старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты

май

- ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом

старший воспитатель, воспитатели

май

6. Ожидаемые результаты

– Разработка и апробация перспективного плана работы со слабовидящими детьми и их родителями в рамках ознакомления с природой на основе сенсорного развития.

– Развитие знаний слабовидящих детей о природе, любознательности, экологического воспитания через органы чувств (по результатам диагностики).

– Улучшение оснащения экологических центров в группе, территории детского сада, кабинетах учителя-логопеда, тифлопедагога на основе сенсорных дидактических игр.

– Разработка критериев оценки знаний и умений слабовидящих детей в рамках ознакомления с природой.

– Повышение компетенции родителей и педагогов в вопросах оздоровления, развития детей с глубокой патологией зрения через сенсорное развитие в ознакомлении с природой, вовлечение взрослых в поведение экологических мероприятий.

– Улучшение зрения детей, социализация их в экологической среде.

7. Оценка качества реализации проекта

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по сенсорному воздействию слабовидящих детей развивает познавательную деятельность не только в области ознакомления детей с природой.

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, на формирование предпосылок образовательной деятельности в области природы. Но и всестороннее развитие игр по сенсо-моторному развитию и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников  развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой.

Цель диагностики:

выявить уровень экологической воспитанности детей старшей группы «Петушок».

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдения за детьми:

  • Частота проявлений бережного отношения;
  • В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3,9 – 5 баллов

С (средний) – 2,6 – 3,8 баллов

Н (низкий) – ниже 2,6 баллов

Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

– дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

– у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек – часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней;

– у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.

Дети со среднем уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Среди слабовидящих детей ребят с высоким уровнем развития нет.

По результатам исследования большинство детей находятся на низком уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Дети показали средний уровень – 33,3% слабовидящих детей.

Дети с низким уровнем – 66,7% слабовидящих детей выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности слабовидящих детей через организацию экологического образовательного процесса, организацию предметно-развивающей среды, сенсорного воздействия на ребенка, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице

Сравнительные данные по выявлению уровня экологической воспитанности детей старшей группы «Петушок»

УРОВНИ

Сентябрь 2012 год

Май 2013 год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

0

0

0

0

СРЕДНИЙ

2

33,3

4

66,7

НИЗКИЙ

4

66,7

2

33,3

8. Ресурсное обеспечение проекта

1. Информационное:

– мультимедийные презентации;

– программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ОУ.

2. Организационное:

– работа по управлению деятельностью участников проекта;

– высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований;

3. Материально-техническое:

– содержательные уголки природы в каждой возрастной группе;

– материал флоры и фауны Новосибирской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии;

– экологическая тропа на участке;

– общий цветник и огород для организации труда в природе;

– зеленая зона на участке детского сада;

– вся территория вокруг сада с природными объектами;

– опытническая зона в группе;

– огород на окне в группе;

– видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы;

– игротека (приложение 2);

– методические и дидактические пособия, картотека.

4. Методическое:

– теоретическая и методическая литература;

– периодическая печать;

– материалы по передовому педагогическому опыту.

5. Кадровое:

–дети старшего дошкольного возраста;

– родители воспитанников;

– воспитатели группы «Петушок», «Василек»;

– старший воспитатель;

– музыкальный руководитель;

– логопед;

– тифлопедагог;

– офтальмолог;

– инструктор по физическому воспитанию.

6. Предполагаемые источники финансирования:

– бюджетные средства ОУ;

– спонсорские и изыскиваемые родительским комитетом группы «Петушок».

На родительском собрании утверждается смета проекта (см. Приложение № 1).

9. Практическая значимость результатов

Проект реализован на базе МКДОУ «Д/с № 401» старшей группы «Петушок»

Сроки реализации проекта: 2018-2019 учебные годы.

Данный проект адресован всем взрослым (родителям, педагогам), которые работаю с детьми с нарушением зрения и речи. Здесь предложена апробированная модель содержания образовательного процесса по экологическому воспитанию на основе сенсорных чувств. Коллектив нашего образовательного учреждения считает, что нестандартный подход с экологическому воспитанию слабовидящих детей поможет вызвать интерес у детей, родителей к данной проблеме и избежать трудностей в социализации и познавательном развитии воспитанников. Разработанный практический материал помоет педагогам ОУ, работающим со слабовидящими детьми.

Результаты реализации проекта:

– Созданы достаточные условия для организации деятельности ОУ по сенсорному развитию  в ознакомлении с природой слабовидящих детей;

– Разработан и апробирован план коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с природой детей с нарушением зрения для старшего дошкольного возраста;

– Проведен цикл образовательной деятельности по разделам: «Времена года», «Природа живая не живая», «Вода», «Растительный мир», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Планета Земля»;

– Разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с природой;

– Дети с низкой остротой зрения приобрели навыки безопасного поведения в природе;

– У детей появилась потребность охранять природу;

– Слабовидящие дети научились пользоваться сохранными анализаторами;

– Уровень усвоения программы по экологическому воспитанию воспитанниками средней группы на конец 2018-2019 учебного года повысился;

– Мониторинг за состоянием зрения показал, что наблюдается улучшение;

– Создана в ОУ экологическая развивающая среда для детей с патологией зрения;

– Создана картотека физминуток, пальчиковых игр, релаксирующих упражнений, зарядки для глаз о природных объектах для интегрированной деятельности с экологической направленностью;

– Разработаны информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению слабовидящих детей с природой посредством сенсорного развития;

– Опыт работы по ознакомлению с природой слабовидящих детей старшего дошкольного возраста был представлен в форме открытого мероприятия «Круглый стол», где были подведены итоги, анализ результатов проекта и планирование дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".

В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...