Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"
консультация

Татьяна Бабчук

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нарушена координация движений рук, имеется скованность и неловкость в движениях. Дети с трудом запоминают цвета, путают форму предметов и испытывают затруднения в словесном обозначении их. Поэтому в своей работе мы уделяем большое внимание развитию речи в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием. Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1»

(МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1»)

дошкольное отделение №4

Выступление на организационном заседании

методического объединения для воспитателей компенсирующих групп МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1»

ДО №1, ДО №2, ДО №3, ДО №4.

Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи ».

 

Составила: Бабчук Т.С.

Воспитатель компенсирующей группы ДО№4

г. Кудрово                                                                                                                      

2024 г.

Цель: Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

1. Вызвать заинтересованность педагогов в инновационных формах работы с детьми для развития сенсорного восприятия.

2. Познакомить с формами и методами работы с применением подручного материала, создавая простые в применении пособия для обучения детей.

3.Сформировать заинтересованность в проведении индивидуальной и групповой работы с детьми, с применением игровых упражнений практического содержания.

Форма выступления: познавательно – практическая.

Участники: воспитатели групп компенсирующей направленности ДО, узкие специалисты.

Ход выступления.

Слайд №1                                                                                                              Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?                              Данное определение звучит сложно, а на самом деле все просто. Сначала происходит ощущение (изучение) предмета. Затем восприятие этого предмета органами чувств. После восприятия мы анализируем полученную информацию и сопоставляем её с тем, что уже видели, слышали, ощущали.

Чувственное восприятие раскрашивает нашу жизнь яркими красками – без музыки, вкусов, ароматов и прикосновений она была бы тусклой. Сенсорное развитие детей начинается с раннего возраста, и важная роль в нем отводится родителям. Когда ребёнок приходит в детский сад, педагоги и специалисты продолжают развивать все то, что ребёнок имеет на базовом уровне.

Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребёнка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно её трактовать. Например, ребёнок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов -эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

У детей  с ТНР отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе я использую разнообразные игры, задания, упражнения. Их великое множество, но сегодня мне хотелось бы представить вам несколько из них.

Слайд №2

Начнём с того, что такое для ребёнка сенсорное развитие?         «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.         Значит, надо привлечь внимание ребёнка подборкой яркими, новыми, вызывающих интерес, играми.

Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
Слуховое                                                                                                Осязательное (тактильное и тактильно - двигательное)                                                                            Зрительное
Вкусовое                                                                                                   Обонятельное

Слайд №3 - 4

1.Слуховое восприятие                                                                                        Это развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции.                                                Игры: «Узнай, что звучит?», «Сколько раз ударил барабан?», «Звучащие шарики», «Волшебные киндеры», «Повтори за мной», «Звуковое лото» и т.п.

Работа над ритмом: (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

- Воспроизведение определённого ритма по образцу педагога;

- Упражнения на развитие динамического воспроизведения рук «кулак -ладонь - ребро», «Пальчики здороваются».

Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: ложки, бубен, маракасы, треугольник, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер - сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия. Для закрепления умений мы даже создаём небольшие оркестровые композиции, которые включаем в занятия.

Игры с педагогами:                                                                              «Внимательные ушки»
Вариант 1 - Предлагаем прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса - коса

«Шумящие коробочки»                                                                                    Берём несколько коробочек (например, из-под киндер-сюрпризов), которые заполнены различными материалами (железными пробками, крупой, камушками, монетками и так далее) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого), карточки с изображением того, что лежит в «шумящих коробочках»

Предлагаем проверить шумы всех коробочек и дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом.

Усложнив задание, можно попросить «шумовые коробочки» выстроить в ряд, от самого громкого шума, к самому тихому. Также можно предложить определить, что лежит в «коробочках», сопоставив их звучание с предложенными картинками.

Слайд № 5 - 6

  1. Тактильное восприятие.                                                                                   При развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребёнку новые чувственные ощущения.                      Игры:                                                                                                           «Чудесный мешочек»                                                                                                  В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.                                                                                                «Поймай ёжика»                                                                                                    Педагог касается игрушкой - мячиком разных частей тела ребёнка, а ребёнок с закрытыми глазами определяет, где ёжик.                                               «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»                                   Ребёнку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных. «Ищем клад»                                                                                                             В песке спрятаны предметы. Ребёнку надо определить что именно он берёт в руки.                                                                                                                   «Что в мешочке»                                                                                          Каждый ребёнок любит собирать всякую мелочь: бусинки, пуговицы, мелкие игрушки, камушки… Для них это целое «сокровище», они могут даже прятать его. Но, если взрослый умело подойдёт к этому «состоянию», его можно превратить в хороший дидактический материал для развития ребёнка.  Каждый раз, перебирая эти мелкие предметы, раскладывая их всевозможными способами, у ребёнка развивается мелкая мускулатура и точность движения рук. .                                                                               «Угадай какую букву напишу у тебя на спине».                                          Работа в парах. Ребёнок пишет букву, цифру, рисует предмет и т.д. на спине стоящего перед ним ребёнка. Когда его напарник отгадывает, они меняются местами.

Игры с педагогами:                                                                              Упражнение «Рисунок на спине» (Как мотивация на получение знаний)
Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока).

Жила - была девочка (рисуют пальцем человечка).                                           Она очень любила путешествовать, чтобы узнавать много нового и интересного (легкие удары пальцами).                                                                  Плыть по реке, ехать на поезде, летать на воздушном шаре («волны», «рельсы – шпалы», «круг»).                                                                                                   В путешествиях ей всегда светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра).                                                                                                  Солнечные лучи нежно ласкали ее спину (гладят ладошками спины друг друга).                                                                                                                      Но, если начинался дождик (показывают, как падают капли дождя) и появлялись большие лужи (рисуются лужи), девочка всегда любовалась в них своим отражением и улыбалась всем вокруг (улыбаются, поворачиваясь в круг).                                                                                                                  Девочка знала, что впереди её ждут интересные и новые события.          «Ищем клад», «Разложи мешочки по схеме»

Слайд № 7 - 8

3.Тактильно - двигательное восприятие                                                   Развитие тактильно - двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.                           Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.                                                                          Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).                                                               Мелкие игрушки от киндер - сюрприза - для развития мелкой моторики.                                         Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.                                     Набор «Весёлые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.                                                                              Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.                                                                                                    Камни «Марбл» - для восприятия цвета, формы, размера при создании узора или последовательности предметов.                                                         Шпатель с бусинами - определение на ощупь количество бусинок за спиной. Воздушные шарики с камнями - определение на ощупь количество камней за спиной.

Игра с педагогами:                                                                                     «Массаж шишками»                                                                                               Как ёжик колется сосна, её мне шишка не страшна.                             Сосновую шишку в ладонях катаю. С сосновою шишкой сейчас я играю. Шишку я в руке держу. То сожму, то разожму                                          Поиграю с нею – ладони разогрею.                                                                    Вот сжимаю правою, вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать, буду руки укреплять.
                                                                   

Слайд № 9 - 10

  1. Зрительное восприятие                                                                                     Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания.                                                                                   Игры:                                                                                                                       «4 лишний» - нахождение «лишней» игрушки, картинки.                         «Найди отличия»  - нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.                                                                                                   «Запомни ряд» - запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности. «Разрезные картинки» - объединение частей в целое из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.                                                                                         «Чья тень?» - нахождение зашумлённых, наложенных предметных изображений, теневых изображений.                                                                                                                                               «Воздушные шары» - ИКТ презентация - нахождение соответствующего цвета веревочки к шарику.                                                                            «Найди такую же» - нахождение второй половинки фигуры на шпателе.    «Хитрые пазлы»                                                                                                             Ход игры: Раздать детям пазлы. Попросить разделиться на две команды: геометрические фигуры и «окошки».                                                                     1 вариант Найдите себе пару по цвету.                                                            Какого цвета ваша парочка?                                                                    Соедините окошко и геометрическую фигуру.                                                        Почему не получилось?                                                                                     Нужно разобраться. Предлагаю сесть за столы по парочкам. Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите – окошко внутри, фигуру снаружи. Сравните ваши рисунки. А теперь сравните окошко и геометрическую фигуру. Какой вывод можно сделать? (Парочки разные по форме, но одинаковые по цвету). Выполните штриховку слева - направо.                                                                       2 вариант Найдите себе пару по форме.                                                                Все парочки нашлись?                                                                                      Закройте окошко фигурой, получилось?                                                              Сели за столы по парочкам. Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите – окошко внутри, фигуру снаружи. Сделайте штриховку вашего рисунка тем цветом маркера, каким цветом у вас был пазл. Сравните ваши рисунки. Сделайте вывод. (Рисунки одинаковые по форме, но разные по цвету).

Игра с педагогами: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский.                                                      «Заучивание стихотворения по мнемотаблице»                                             Цель: Развитие речевых умений у детей, путём графических символов.

Короткий смешной стих «Друг» (Александр Вихор)                                           У меня конфетки есть
Я могу один их съесть
Чтоб не видели друзья
Только делать так нельзя!

Слайд № 11 - 12

  1. Обонятельное и вкусовое восприятие                                                        Развитие обонятельного восприятия: различение запахов и формирование образов на основе этой информации.                                                                                   Развитие вкусового восприятия: построение образа на основе вкусовых ощущений.

                                                   

Игры:                                                                                                              «Фрукт или овощ?»
Развитие умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Коробочки с запахами»                                                                            Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами. Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и чётко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребёнок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, даёт их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.                                                                                «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда для развития обоняния, вкуса. Предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Игра с педагогами: «Ароматный киндер - сюрприз»                                                            Определить по запаху содержимое бочонков. Затем поставить на соответствующую картинку или выложить цветными камнями силуэт содержимого.                                                                                          

Слайд № 13                                                                                         Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Кратко обобщив все вышесказанное, можно сделать выводы, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для её развития, которой и является сенсорная интеграция.  

Таким образом, используемые в коррекционной работе приём сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребёнка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребёнка в целом.

Закончить своё выступление мне хотелось бы известной цитатой.

В любых делах, при многих сложностях,                     Подход к  проблемам все - таки один;                                                    Желанье - это множество возможностей,                                        А нежеланье - множество причин.

Спасибо за внимание! Желаю всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....

Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на родительском собрании  "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...

Игровая методика «Танграм» как средство интеллектуального развития детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по с...