«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitnikova_l.p.pptx2.85 МБ
Файл sensornyy_paket_1.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Город Черногорск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» «Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи» Развивающая игра «Сенсорный пакет» Ситникова Людмила Петровна– воспитатель адаптированной программы. .

Слайд 2

Цель : создание условий для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, координации движений, речи, любознательности, обогащения словаря. Задачи: С оздать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом ; Формировать общую сенсорную способность, т.е. способность к использованию сенсорных эталонов; Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, и т.д .) Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действие (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость).

Слайд 3

Игры на закрепление цвета.

Слайд 4

Игры для тактильно-двигательного восприятия.

Слайд 5

Игры на закрепление счета «Состав числа»

Слайд 6

Формирования и развития пространственного восприятия и пространственных представлений на плоскости «лево – право, середина»

Слайд 7

Что нам понадобится. Стандартный пакет зип-лок ; гель для волос или детское масло; - блестки , фольга, бисер, бусинки и т. д., любые маленькие предметы, которыми интересуется ребенок; - Скотч или тканевый лейкопластырь; - Ножницы ; - сухой краситель (пищевой)

Слайд 8

Как сделать игрушку?



Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Ситникова Л.П. 

Ситникова Людмила Петровна– воспитатель адаптированной программы

 МБДОУ «Рябинка» город Черногорск

Аннотация:  в статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторам раскрывается актуальность данной методики и область применения. 

Ключевые слова: сенсорный пакет, игровая деятельность, дети с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 1-2. Актуальность. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речимогут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.

(слайд 3) Сегодня  я хочу  Вам рассказать о своей находке, не совсем обычной детской развивающей игре  – «Сенсорный пакет» 

Организовать игру – проще простого, а впечатлений, восторга и сенсорных ощущений – не сосчитать. Данная игра ежедневно используется нами  в индивидуальной работе с детьми, во второй половине дня, как в совместной, так  и в самостоятельной деятельности.  В совместной деятельности педагог выступает как равный партнер в игре.

Технология изготовления игры очень проста (слайд 4-5).  Вылейте гель в пакет. Количество зависит от размера пакета. Толщина застегнутого пакета с распределенным по всей его поверхности гелем должна быть не более полсантиметра. Затем высыпаем в пакет сухой краситель (около столовой ложки) и блестки, различные мелкие предметы, в зависимости от цели игры. Застегиваем зип-лок, протираем насухо и заклеиваем скотчем. Все можно начинать играть!!!

(слайд 6)   Игры на закрепление цвета. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Данная методика позволяет на практике закрепить промежуточные цвета.

(слайд 7)  Игры для тактильно-двигательного восприятия,(температура, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов.

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи.

Игры на регуляцию мышечного тонуса.

«Давайте познакомимся!»  Ребенок различными способами дотрагивается до пакета:

поочередно пальцами правой руки, затем левой;

- ребенок легко или с напряжением сжимает пакет с гелем, мнет его, трясет;

- ребенок медленно дотрагивается до пакета всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

«Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» Ребенок с силой кулачками надавливает на пакет.

«Прыгают зайки» кончиками пальцев ребенок ударяет о пакет.

 «Ползут змейки» ребенок пальчиками делает поверхность пакета волнистой.

 «Крабики» ребенок быстро двигает всеми пальцами

Игры на автоматизацию звуков

«Мотор» Произносить звук Р, проводя указательным пальцем  Р, мизинцем – Рь, дорожку по пакету с гелем. Вариант этого упражнения – рисовать букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горочка» Собрать рукой содержимое пакета и произносить звук С, получая горку.

 «Дорожка» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по пакету ладошками.

Игры на развитие фонематического слуха

 «Слоговые дорожки»Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Выложи узор» Дети выкладывают узор (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад» В пакете зелёные, синие, красные пуговицы. Ребёнок двигаетих в зависимости от называемого слова на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Развитие грамматического строя речи.

«Лодочка» В этом игровом упражнении с гелем можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, НА, МЕЖДУ, У, ПЕРЕД;

«Волшебники» Игровое упражнение для образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра с  «Сенсорным пакетом» увлекательная форма  деятельности ребенка. Мы можем использовать эти пакеты в развивающих и обучающих занятиях. Дети  с большим удовольствием  погружаются в процесс взаимодействия с таким необычным материалом как гель.  Во время игры дети получают новый тактильный опыт. Такие игры позволяют познакомиться со свойствами окружающих предметов , расширяют словарный запас, способствуют изучению новых букв, развитию мелкой моторики и тактильно-кинетической чувствительности, позволяют снять напряжение в мышцах, учат слаженной работе глаз и рук, совершенствованию моторных навыков,  коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.  Так же мы отметили, что  эти игры дополнительно обладают анти-стресс эффектом, тем самым способствуют коррекции  агрессивного поведения,  улучшению эмоционального состояния

Рефлексия: «Дело в шляпе» 
Участники передают шляп у друг другу, услышав звук колокольчика, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свое настроение, второй участник – анализ  работы выступающих и обосновывает ее. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Артикуляционная гимнастика,  Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

laquo;Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненног...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления пред...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО CРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «CКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВOСКOБОВИЧА.

Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающую личность с целью развития умственных умений. В результате активных...

Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....

Игровая методика «Танграм» как средство интеллектуального развития детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по с...