«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения. 

Ключевые слова: сенсорный пакет, игровая деятельность, дети с тяжелыми нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koryakina_o.a.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

1 Корякина О. А. 

1 Корякина Ольга Анатольевна – учитель – логопед,

МБДОУ «Рябинка» город Черногорск

Аннотация:  в статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения. 

Ключевые слова: сенсорный пакет, игровая деятельность, дети с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 1-2.Актуальность. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речимогут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.

(слайд 3) Сегодня  мы хотим Вам рассказать о нашей находке, не совсем обычной детской развивающей игре  – «Сенсорный пакет» 

Организовать игру – проще простого, а впечатлений, восторга и сенсорных ощущений – не сосчитать. Данная игра ежедневно используется нами  в индивидуальной работе с детьми, во второй половине дня, как в совместной, так  и в самостоятельной деятельности.  В совместной деятельности педагог выступает как равный партнер в игре.

Технология изготовления игры очень проста (слайд 4-5).  Вылейте гель в пакет. Количество зависит от размера пакета. Толщина застегнутого пакета с распределенным по всей его поверхности гелем должна быть не более полсантиметра. Затем высыпаем в пакет сухой краситель (около столовой ложки) и блестки, различные мелкие предметы, в зависимости от цели игры. Застегиваем зип-лок, протираем насухо и заклеиваем скотчем. Все можно начинать играть!!!

(слайд 6)Игры на закрепление цвета. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Данная методика позволяет на практике закрепить промежуточные цвета.

(слайд 7)Игры для тактильно-двигательного восприятия,(температура, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов.

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи.

Игры на регуляцию мышечного тонуса.

«Давайте познакомимся!»  Ребенок различными способами дотрагивается до пакета:

поочередно пальцами правой руки, затем левой;

- ребенок легко или с напряжением сжимает пакет с гелем, мнет его, трясет;

- ребенок медленно дотрагивается до пакета всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

«Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» Ребенок с силой кулачками надавливает на пакет.

«Прыгают зайки» кончиками пальцев ребенок ударяет о пакет.

 «Ползут змейки» ребенок пальчиками делает поверхность пакета волнистой.

 «Крабики» ребенок быстро двигает всеми пальцами

Используем книгу «Пальчиковые шаги» Тимофеевой Т.Ю. Шагалки и т.д…………….

Игры на автоматизацию звуков

«Мотор» Произносить звук Р, проводя указательным пальцем  Р, мизинцем – Рь, дорожку по пакету с гелем. Вариант этого упражнения – рисовать букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горочка» Собрать рукой содержимое пакета и произносить звук С, получая горку.

 «Дорожка» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по пакету ладошками.

Игры на развитие фонематического слуха

 «Слоговые дорожки» Рисовать круги на пакете, проговаривая слоговые дорожки.

«Выложи узор» Дети выкладывают узор (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад» В пакете зелёные, синие, красные пампоны. Для звукового анализа слова предлагам  готовые  карточки. Ребенок может определить место звука в слове, выложить звуковой анализ слова, используя пампоны красного, синего, зеленого цветов. Ребёнок двигает их в зависимости от называемого слова на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Развитие грамматического строя речи.

«Лодочка» В этом игровом упражнении с гелем можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, НА, МЕЖДУ, У, ПЕРЕД

Посади бабочку на розовый тюльпан, жука на красный тюльпан, сову на желтый тюльпан.

«Цветные кружки» Последовательное называние («чтение») цветных кружков. Способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть. (методическая инструментовка приема Н.В.Нечаевой). В пакете с гелью распределить пампоны по цветным кружкам, а затем назвать цветные кружки подряд по цвету.

«Визуально-ритмический круг»  перенесли в игру с гелью.

Это логоритмический тренажёр для занятий с детьми, направлен на развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия. Как играть? Можно придумать много игр, в зависимости от решаемой задачи и способностей ребёнка.

2. Выкладывание последовательности. Круг имеет 12 секторов, поэтому есть возможность проверить правильность чередования. Выкладывать можно по часовой стрелке, против часовой.

 3. Ритм. Выкладываем определённую последовательность, например по цветам, 1 пампон темнозеленый, 2 зеленых, 3 желтых.

4.Назови букву. Подготовить фигурки и буквы, на которые они начинаются. Предлагаем ребёнку класть предмет в одну ячейку, а напротив - букву с которой начинается слово.

 5. Дифференциация звуков. Раскладываем элементы в определённой последовательности, рассказываем как "звучит" каждый элемент. Это может быть последовательность слогов (са, ша, са, ша...) или слов на заданные звуки.

«Волшебники» Игровое упражнение для образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра с  «Сенсорным пакетом» увлекательная форма  деятельности ребенка. Мы можем использовать эти пакеты в развивающих и обучающих занятиях. Дети  с большим удовольствием  погружаются в процесс взаимодействия с таким необычным материалом как гель.  Во время игры дети получают новый тактильный опыт. Такие игры позволяют познакомиться со свойствами окружающих предметов , расширяют словарный запас, способствуют изучению новых букв, развитию мелкой моторики и тактильно-кинетической чувствительности, позволяют снять напряжение в мышцах, учат слаженной работе глаз и рук, совершенствованию моторных навыков,  коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.  Так же мы отметили, что  эти игры дополнительно обладают анти-стресс эффектом, тем самым способствуют коррекции  агрессивного поведения,  улучшению эмоционального состояния.