Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Баскова Светлана Владимировна

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baskova_s._v._lego-tehnologii.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании. ЛЕГО-технология является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (далее, ТНР), особенно осложненные дизартрией, стертой формой дизартрии.

Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, составляющему чередование практических и умственных действий самого обучаемого, а также учету особенностей речевой и конструктивно игровой деятельности детей с ТНР.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Применение ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими ТНР, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует речевому развитию дошкольников, а именно: формированию правильного речевого дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов и  навыков звукового анализа и синтеза, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте.

На начальном этапе работы постановки определенного звука дети выполняют артикуляционную гимнастику занимательнее, используя сделанные ими конструкции ЛЕГО («Домик», «Лопаточка», «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т. д.).

Для формирования и развития правильного длительного выдоха дети с удовольствием играют в речевые игры из конструктора, сооружая футбольные ворота, вертушки, ветряную мельницу.

Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков. Нужно только продумать, как это сделать интереснее. Например, при постановке звука [л] можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО самолет, придумать небольшую сказку и «завести» модель самолета. При постановке звука [ш] ребенок строит из конструктора машину, рассказывая историю о том, как у машины лопнула шина, издавая звук [ш].

В ходе игры, на этапе автоматизации поставленного звука, ребенок «шагает» по построенным из кирпичиков ЛЕГО «заколдованным» ступенькам лесенки, стараясь правильно называть соответствующие слоги и слова.

Перед логопедом в работе с детьми с ТНР стоит важнейшая задача по построению системы коррекционной работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы дети успешнее научились выкладывать схемы слов, используются ЛЕГО-плато и кирпичики ЛЕГО с опорой на традиционную цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые звуки, зеленые– согласные мягкие звуки. Дети проводят звуковой анализ слова, играя в игры «Поезд», «Домик». Таким образом, на занятии используются одновременно несколько анализаторов – слуховой, речедвигательный, тактильный и зрительный.

При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, применяется различная величина и цвет деталей ЛЕГО. Используя короткие и длинные кирпичики серого цвета, дети выполняют анализ предложения (начало и конец предложения, короткие и длинные слова). Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.

ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по лексическим темам. Темы, изучаемые при помощи конструктивно игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, изучая тему «Транспорт», дети делают различные постройки видов транспорта (самолета, вертолета, легковой и грузовой машины, корабля, лодки, самоката и т. д.), знакомятся с профессиями на транспорте. Дети лучше запоминают образ объекта, выполняя постройку, создавая объемное изображение. О корабле, который сделал сам, ребенок рассказывает с большим интересом, составляя рассказы-описания.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (Какая ваза? Какой шар? Какое платье? Какие брюки? и т. д.), согласование числительных с существительными (Сколько котят у кошки? Сколько машин на улице? и т. д.), словообразование глаголов с использованием различных приставок (воробей прилетел, залетел, подлетел, улетел и т. д.), выделение части целого и отработке падежных окончаний (Собака без чего? – без уха), образование сложных слов (пароход, самолет, ледокол и т. д.), формообразование существительных с предлогами и без предлогов (за деревом, на дереве, с дерева, из-за дерева и т. д.).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. 

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. 

Использование ЛЕГО-технологий при развитии связной речи даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

При подготовке к обучению грамоте, манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ТНР, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы

1.        Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.

2.        Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001.

3.        Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.

4.        Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003.

5.        Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через игрову деятельность"

В материале содержиться консультация для педагогов, где расматриваются теоретические вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников, проводится анализ проблем современного дошкольника, описа...

Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи

В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...