Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике

Каленская Алина Владимировна

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и в соответствии с требованиями в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) огромная роль придается социально-коммуникативному развитию детей. В настоящее время важным является проведение коррекционно-развивающей работы в данной области.

Одним из таких действенных направлений работы является сюжетно-ролевая игра. Использование специально организованной системы сюжетно-ролевых игр позволит повысить показатели социально-коммуникативного развития детей с нарушениями речи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, коммуникативные способности, способности к партнерскому диалогу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.r.igra_.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и в соответствии с требованиями в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) огромная роль придается социально-коммуникативному развитию детей. В настоящее время важным является проведение коррекционно-развивающей работы в данной области.

Нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии социально - коммуникативных умений у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, неумение устанавливать контакт с собеседником, низкий уровень способности к партнёрскому диалогу самооценка детей ниже по сравнению с нормально развивающимися детьми, что затрудняет их вхождение в социальную среду.

Социальное поведение имеет и свои специфические особенности: практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными, наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы, низкий уровень эмпатии. Детям свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих и склонность к спонтанному поведению.

С целью повышения показателей усвоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.

Одним из таких действенных направлений работы является сюжетно-ролевая игра. Использование специально организованной системы сюжетно-ролевых игр позволит повысить показатели социально-коммуникативного развития детей с нарушениями речи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, коммуникативные способности, способности к партнерскому диалогу.

Для реализации коррекционно-развивающей работы по формированию социально-коммуникативных умений и навыков детей с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры мною были определены задачи: подобрать серию сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, игр на развитие коммуникативных навыков, обогатить содержание игр нравственной тематикой посредством чтения художественной литературы и выполнения специальных дидактических заданий.

Формированию нравственных качеств и развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников более всего отвечает тематика детских игр в поликлинику, в больницу, в семью, в железнодорожный вокзал, в почту, в магазин, воспроизводящих отношения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка.

Поэтому нравственные проявления и правила культурного поведения вводятся в игровой деятельности как обязательный атрибут игры. Детям можно предложить игры на сюжеты, предполагающие проявление заботы, внимания, доброты: больница, поликлиника, зоопарк.

При подборе и проведении игр, следует обратить внимание на два критерия:

а) отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;

б) степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а также оказание помощи.

В процессе работы необходимо использовать технологию влияния сюжетно-ролевой игры на социально-коммуникативное развитие детей при определенных педагогических условиях:

- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;

- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Итак, основными направлениями работы является подбор сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания, а также привлечение родителей по проблемам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи.

Подборка игр представлена в приложении.

Сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие социально-коммуникативных умений детей с ОНР III уровня 5-6 лет

 «День рождения»

Цель: воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре.

Игровой материал: игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал.

Подготовка к игре: беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр.

Игровые роли: именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределяются роли, дети делятся на группы.

Например, дети, играющие в семью, могут разыграть эпизод утра: все встают, умываются, делают зарядку, завтракают, затем дети – ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться ко дню рождения.

Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбирают на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе.

Содержание игры в день рождения может проводиться аналогично содержанию игры в гости: уборка квартиры, приготовление угощений, подарков.

Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договариваются, кто и как будет развлекать гостей, придумывают игры, читают стихи, загадывают загадки и т. д.

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.

По окончании игры воспитатель совместно с детьми делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.

 «Школа»

Цель: расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усваивать моральные нормы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружелюбие, умение жить и работать в коллективе.

Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, журнал.

Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций «Школа». Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В.Воронковой «Подружки идут в школу», Э.Мошковской «Мы играем в школу».

Игровые роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, вахтер, уборщица.

Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу, что в школе учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (директор может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.

В начале игры воспитатель предлагает детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом, а можно положиться на выдумку детей. Когда школа будет построена, надо устроить в ней класс и коридор, затем оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона. Затем воспитатель раздает ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».

После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д..

Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.

При последующем проведении игры воспитатель предлагает ребятам поиграть самостоятельно. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в развитии замысла, сюжета игры.

Затем воспитатель может предложить детям играть в «школу» без кукол. Дети распределяют игровые роли — учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица; они договариваются о том, что все роли будут разыгрывать поочередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; директор присутствует на уроке, следит за его ходом, за поведением учеников и делает записи в своей тетради; уборщица убирает коридор, вахтер дает звонок. После проведения всех уроков по расписанию роли меняются.

После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки, нарушают внутренние правила игры, например, учитель, кричит на детей, часто их наказывает, директор и уборщица не знают, что им делать в игровых ролях, воспитатель наталкивает детей на мысль о более правильном и интересном ролевом поведении. Лучше, если воспитатель возьмет на себя роль директора. Это позволит ему обогатить содержание игры непосредственно в воображаемой ситуации.

Он вызовет к себе в кабинет учителя и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно составить расписание уроков; пригласит на работу учителей – предметников по физкультуре, ритмике, пению (чтобы многие дети смогли побывать в активных ролях).

«Банк»

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Развитие коммуникативных навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.

Игровой материал: деньги (используются ксерокопии настоящих купюр), кассовый аппарат, паспорта, терминалы (сделанные из картона).

Подготовка к игре: беседа «Что такое банк». Презентация «Банк». Игры – занятия: «Мы пришли в банк», «Обслуживание клиентов», «Получение в банке денежного кредита для открытия собственного дела».

Игровые роли: менеджер, банкир, помощники банкира, бизнесмен, кассир, охранник, клиенты.

Ход игры: подготовку к игре воспитатель начинает с беседы, в, которой сообщает, что сотрудники банка должны быть вежливы по отношению к клиентам, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» и т. д..

В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела (бизнеса) детьми. В игру вводятся деньги (используются ксерокопии настоящих купюр) как универсальное средство обмена между детьми, источник получения дохода (прибыли).

Банк и деньги по ходу игры выполняют две основные функции:

- запускают игру и познавательную активность вначале (начальная цель);

- являются средством развития игрового сюжета по ходу игры (конечная цель).

Детям дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку».

У каждого ребенка заранее приготовлен паспорт. Банк объявляет, что все желающие могут получить денежный кредит. Банкир обговаривает с каждым ребенком, какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый клиент банка предъявляет паспорт, подписывает договор, ставится печать. Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком.

После получения денег дети открывают свое собственное дело. Воспитатель предлагает определенный набор игрового материала, из которого каждый ребенок выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают свое игровое пространство (открывают магазин, кафе, больницу, ветеринарную лечебницу и т.д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где они используют все доступные им игровые средства.

Воспитатель наблюдает за игрой: отслеживает тематику, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровые среду и материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие проблемы, конфликты, действовать в ситуациях затруднения.

«Выборы президента»

Цель: учить детей отображать знакомую деятельность взрослых в сюжете и содержании игры. Знакомить детей с правилами поведения на «Выборах президента». Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.

Игровой материал: флаг РФ, герб РФ,  портрет В.В.Путина, плакаты с изображением «Выборов», пресса, урна для голосования, кабина для голосования, фотографии кандидатов в президенты, паспорта, списки избирателей, бюллетени.

Подготовка к игре: подготовку к игре воспитатель может начать с рассказывания детям о процедуре проведения «Выборов». При рассказе воспитатель подчеркивает важность и необходимость этого события, приучает детей к пониманию роли президента.

Во время подготовительной работы воспитатель показывает сюжетные картинки, на которых изображены ситуации самих «Выборов». Выясняет, посещали ли дети со своими родителями «Выборы». Затем вводит в беседу рассказ «Зачем нам нужен президент».

Игровые роли: президент, избиратели, представители счетной комиссии, охранники, уборщица.

Ход игры: воспитатель побуждает детей к сюжетно – ролевой игре, объясняет функции и полномочия президента группы. Кандидатом в президенты может стать любой ребенок, который завоюет симпатии избирателей и соберет большее количество голосов в свою поддержку. Выбранные кандидаты представляют свои программы, показав свои знания о стране, республике, об основах избирательной системы. После чего проводятся «Выборы президента группы».

Воспитатель в роли наблюдателя открывает «День Выборов». Дети – избиратели идут на свои участки, где при предъявлении паспорта получают бюллетень с тремя кандидатами в президенты. В кабине для голосования каждый самостоятельно отдает свой голос одному из кандидатов. Бюллетени опускают в урну для голосования.

При подведении итогов счетная комиссия вскрывает урну, подсчитывает количество голосов и выносит решение. Избиратели поздравляют президента группы. Ему вручают нагрудный знак.

 «Космос»

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Воспитывать умение быть  в одной команде, сопереживать и радоваться, решать проблемы сообща. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровой материал: трафареты, линейки, карандаши, бумага, скафандры, ракета, крупный строительный материал для создания космодрома, техническая аппаратура (рации, компьютеры, телефоны, пульты и т. д.), космическая еда в тюбиках и пакетах, карта звёздного неба, планет, предметы – заместители по желанию детей.

Подготовка к игре: чтение рассказ В.Бороздина «Первый в космосе». Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос». Презентация «Этот удивительный космос». Конструирование: «Космические корабли», «Космодром». Игры – занятия: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».

Игровые роли: главный конструктор, космонавты, бортинженер, инструктор по полёту, инопланетяне, родственники, специалист по приготовлению еды.

Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Космос». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее воспитатель предлагает ребятам соорудить космодром, космические корабли, используя строительный материал. Во время постройки учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца.

После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».и т. д.

Игра «Строим ракету для полета на Марс» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

 Игра «Встреча с инопланетянами» должна научить детей, как правильно вступить во взаимодействие, познакомиться, соблюдая дистанцию, моральные нормы, вручить подарок.

Игра «Привет из космоса» не только способствует выстраиванию доброжелательных, «продуктивных» взаимодействий, но и воспитывает «заботу» о близких.

«Рыцарские турниры»

Задачи: Формировать у детей нормы и правила общения и поведения дома и в общественных местах; понимать, что грубое, конфликтное общение и поведение ни к чему хорошему не приводят. Формировать умение доброжелательно относиться к собеседнику. Уважать его мнение, стремиться позитивно выражать свою позицию. понимать сверстников и взрослых, оказывать посильную помощь друг другу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям

Игровые действия: 

Усвоить правила поведения будущим принцессам и рыцарям помогает фея Вежливости. Она поет «волшебные песни», дарит новые вежливые слова, рассказывает о том, принцессами и рыцарями, передает девочкам правила поведения Золушки и т.п. Чтобы стать настоящей принцессой, девочки доказывают, что они соответствуют всем правилам поведения, которые им подарила Золушка: готовят салаты, убирают, читают стихи о вежливости, решают различные проблемные ситуации.

Игровые ситуации: «Рыцари и принцессы» - «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей», «Вступаем в общество принцесс», «На балу у Золушки», правила Золушки «Как ведет себя настоящие принцессы»

1.Отвергают грубость, крики, разговаривают со всеми спокойно и вежливо.

2.Заметив беспорядок устраняют его, не ожидая, когда их попросят.

3. Проявляют заботу о малышах, помогают взрослым.

4. Умеют слушать внимательно собеседника.

5. Учатся красиво ходить и танцевать.

«Как ведут себя настоящие рыцари».

1.Говорят только правду.

2.Умеют признавать и исправлять свои оплошности.

3. Вместо драки, решают проблему словами.

4. Всегда благодарят за помощь с улыбкой на лице.

5. Говорят комплименты девочкам и женщинам.

Все шаги и достижения на пути посвящения в рыцари и принцессы вознаграждаются специальными фишками «за трудолюбие», «за скромность», «за честность», «за благородный поступок», «за предупредительность» и т.д. Дети хранят эти фишки в отдельных конвертах, в конце недели подсчитывают общее количество фишек у каждого ребенка, определяют победителя. Девочкам можно давать сердечко «с искорками доброты».

Мальчиков можно разделить на команды «Рыцарей зоркого глаза», «Рыцарей меткой руки». В конце недели все «рыцари» садятся за «круглый стол». По количеству фишек победителю вручают «орден».

Игровой материал: рыцарские доспехи; бальные платья и аксессуары,

Таким образом, представленная подборка сюжетно-ролевых игр позволит повысить усвоение нравственных норм,  познавательную активность детей, положительный  опыта игрового коллективного взаимодействия. В ходе проведения игр дети научатся устанавливать дружеские, партнерские взаимоотношения, решать спорные вопросы и находить общие решения. Участвуя в играх, дети смогут приобрести опыт саморегуляции и взаимоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через игрову деятельность"

В материале содержиться консультация для педагогов, где расматриваются теоретические вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников, проводится анализ проблем современного дошкольника, описа...

Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...

Презентация "Сюжетно – ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников."

Презентация о сюжетно-ролевых играх, как средство социально коммуникативного развития дошкольников....

«Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников» презентация

laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая ог...

Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...

Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...