Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Куфтова Инна Андреевна

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

 На сегодняшний день образная богатая, синонимами, дополнениями и описаниями, речь – явление очень редкое.  Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми.  А ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре.

 В процессе работы по ознакомлению с окружающим миром, с целью развития речи,  в дошкольном  образовании  используются  информационные технологии, интернет ресурсы.

Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников. 

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.

Виртуальная  экскурсия   это  организационная  форма  образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих  объектов.  (Термин "виртуальный" происходит от англ. слова virtual - похожий, неотличимый).  Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Благодаря  виртуальным  экскурсиям   образовательный  процесс  становится более наглядным, доступным,  разнообразным и эффективным. Кроме этого появляется возможность повторного просмотра.  Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками,  виртуальная  экскурсия  позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения.

 

Цель виртуальных экскурсий:

•  Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;

 • Повышение речевой  активности, содержательность и связность монологической речи, ее лексической  стороны, при составлении высказываний детьми;

• Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.

 • Создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

 • Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью обще образовательного процесса.

 

Роль виртуальных экскурсий велика, т.к. ребенок является активным участником событий экскурсии, он может посмотреть то, что уже слышал от воспитателя ранее, а самое главное - виртуальные  экскурсии  позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада ребенок может посетить большое количество музеев мира, погулять по улицам своего города или по Красной площади, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции или в сказочных владениях Деда Мороза и т.д.

Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта.  Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.

Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

 

ИКТ позволяет нам:

 • значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;

 • развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учебы в начальной школе;

 • развивать высшие психические функции — память, внимание, словесное логическое мышление.

Говоря о виртуальной экскурсии, ни в коем случае не исключается значение реальной экскурсии. Педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.

- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные этапы при создании виртуальной экскурсии – это:

1 Этап:
¾ выбор темы;

¾ определение цели и задач; 
¾ выбор литературы;
¾ предварительная работа с родителями;(  можно  привлечь  родителей  в подборке фото, видео, звуковые файлы.)
¾ определение источников экскурсионного материала; 
¾ отбор и изучение экскурсионных объектов; 
¾ разработка маршрута  или составление плана ведения виртуальной экскурсии;
¾ выбор экскурсовода

2 Этап

-вступительная беседа;

-просмотр экскурсии;

3 Этап:

-итоговая беседа;

-систематизация увиденного и услышанного;

-обмен впечатлениями;

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки.  Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать.  Определив цель и задачи экскурсии, подбирается  литература  и материал.  Можно привлечь  родителей  и попросить  согласно теме подобрать фото- видеоматериал по заданной теме 

Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

Следующим этапом становится создание  презентации. В презентацию включается  отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод —  могут быть  воспитатель,  и дети. Экскурсоводы  - дети  под  руководством воспитателя  знакомятся с экскурсионными объектами, все вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию,  с детьми проводиться  вступительная  беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Mopoз доберется к нам на елку?»

Заканчивается  экскурсия  традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми  обобщается,  систематизируется  увиденное и услышанное,  дети делятся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Составленный в соответствии с этими требованиями  виртуальная  экскурсия  представляет собой готовый для «использования» рассказ. Использование мультимедийных технологий позволяют педагогам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес. Такие экскурсии являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 
Так, использование такой формы при  ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, поможет   в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Консультация для педагогов на тему:

«Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Подготовила:

учитель-логопед

Куфтова И. А.

г. Семёнов

2024 год

«Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

На сегодняшний день образная богатая, синонимами, дополнениями и описаниями, речь – явление очень редкое. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми. А ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре.

В процессе работы по ознакомлению с окружающим миром, с целью развития речи, в дошкольном образовании используются информационные технологии, интернет ресурсы.

Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. (Термин "виртуальный" происходит от англ. слова virtual - похожий, неотличимый). Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более наглядным, доступным, разнообразным и эффективным. Кроме этого появляется возможность повторного просмотра. Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками, виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения.

Цель виртуальных экскурсий:

• Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;

• Повышение речевой активности, содержательность и связность монологической речи, ее лексической стороны, при составлении высказываний детьми;

• Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.

• Создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

• Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью обще образовательного процесса.

Роль виртуальных экскурсий велика, т.к. ребенок является активным участником событий экскурсии, он может посмотреть то, что уже слышал от воспитателя ранее, а самое главное - виртуальные экскурсии позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада ребенок может посетить большое количество музеев мира, погулять по улицам своего города или по Красной площади, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции или в сказочных владениях Деда Мороза и т.д.

Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.

Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

ИКТ позволяет нам:

• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;

• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учебы в начальной школе;

• развивать высшие психические функции — память, внимание, словесное логическое мышление.

Говоря о виртуальной экскурсии, ни в коем случае не исключается значение реальной экскурсии. Педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.

- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные этапы при создании виртуальной экскурсии – это:

1 Этап:
выбор темы;

определение цели и задач;
выбор литературы;
предварительная работа с родителями;( можно привлечь родителей в подборке фото, видео, звуковые файлы.)
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
разработка маршрута или составление плана ведения виртуальной экскурсии;
выбор экскурсовода

2 Этап

-вступительная беседа;

-просмотр экскурсии;

3 Этап:

-итоговая беседа;

-систематизация увиденного и услышанного;

-обмен впечатлениями;

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подбирается литература и материал. Можно привлечь родителей и попросить согласно теме подобрать фото- видеоматериал по заданной теме

Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод — могут быть воспитатель, и дети. Экскурсоводы - дети под руководством воспитателя знакомятся с экскурсионными объектами, все вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию, с детьми проводиться вступительная беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Mopoз доберется к нам на елку?»

Заканчивается экскурсия традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается, систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Составленный в соответствии с этими требованиями виртуальная экскурсия представляет собой готовый для «использования» рассказ. Использование мультимедийных технологий позволяют педагогам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес. Такие экскурсии являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, использование такой формы при ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, поможет в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов

Содержание:1. Речь в развитии старших дошкольников.2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.4. Значение метода проекта в развитии с...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....