Главные вкладки

    Мнемотехника, как инновационный метод обучения связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

    Вагина Елена Александровна

    Приемы развития связной речи детей с ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mnemotekhnika.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    МНЕМОТЕХНИКА, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

    Я работаю в группе  для детей с общим недоразвитием  речи. Результаты обследования в начале учебного года показали низкий уровень развития связной речи у детей. При пересказе наблюдались ошибки в передаче логической  последовательности событий, пропускались звенья событий, действующие лица. Рассказ-описание не был доступен, дошкольники ограничивались перечислением  отдельных предметов и их частей. При составлении рассказов по серии картинок дети затруднялись   в установлении последовательности событий, чаще перечисляли действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной картинке дошкольники составить не смогли.

    Поэтому в общей системе коррекционной работы с детьми с ОНР я уделяю особое внимание формированию связной речи.

    В Программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и методических указаниях к ней, даны рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

    Но в практической деятельности мы столкнулись с проблемой накопления  более эффективных средств формирования речевых умений связного устного высказывания. Проанализировав методическую литературу  по развитию  связной речи детей с ОНР, я остановила свой выбор на наглядности, облегчающей и  направляющей процесс становления развернутого смыслового высказывания и на моделировании плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

    Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

    Ответить на поставленные вопросы мне помогла методика мнемотехники.

    Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения  вы видите на слайде.  

    Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

    Мнемотехника помогает в развитии:

    - связной речи;

    - ассоциативного мышления;

    - зрительной и слуховой памяти;

    - зрительного и слухового внимания;

    - воображения;

    - процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • пересказ;
    • составление рассказов по картине и серии картин;
    • описательный рассказ;
    • творческий рассказ.

    В дошкольной педагогике мнемотехника трактуется неоднозначно: Воробьева В.К., Ткаченко Т.А.,  Глухов В.П., Ефименкова Л.Н.

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

    • геометрические фигуры;

                       

    •  силуэты;

                 

    • пиктограммы;

    • планы и условные обозначения, используемые в них;

    • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. 

    Приведу для примера некоторые виды мнемотехники.

    1) Денотативно-предикативный план, предложенный А.К. Марковой.

    МОДЕЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

    1. Субъект – предикат

       

            Машина  –   едет.

    1. Добавляется объект.

     

            Собака грызет кость.

    1. Вводим фишку-маркёр признак у субъекта.

     

          Большая собака нашла кость.

    1. Признак появляется у объекта.

      

         Собака грызет вкусную кость.

    1. Вводим одновременно два признака.

       

        Большая собака грызет вкусную кость.

    1. Новая фишка – предлог у объекта.

        Книга лежит на столе.

    1. Предлог появляется у субъекта.

        На столе лежит книга.

    1. Два маркёра в одном предложении.

      

       Красивые цветы стоят в вазе.

    1. Маркёры меняются местами.

     

       В вазе стоят красивые цветы.

    1. Сочетание двух фишек у одного из слов.

       

    Полевые  цветы стоят в красивой вазе.

    Следующий вид мнемотехники мнемотаблица.

    Она всем хорошо известна, используется для составления описательного рассказа, но важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

                            

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений.  Здесь используются схематические изображения, подбираются рисунки желательно на каждую строчку стихотворения.

    Осень ходит в нашем парке.

    Дарит осень всем подарки. И т.д.

    Подарки осени

       

    Следующий вид:

    Знакомство с сенсорно-графической программой исследования предмета.

    Логопед предлагает детям графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности.

    Графическая запись структуры исследовательской деятельности включает в себя три части (справа налево):

    - первая часть представляет собой перечень символов, обозначающих сенсорный канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак;

    - вторая часть представляет собой перечень признаков;
          - третья часть - изображение самого предмета.

    В связи с этим первая часть модели включила соответствующие символы — через символ «глаз» дети учатся осознавать и выделять признаки цвета, формы, величины, фактуры (блестящий, матовый и т.д.), места нахождения, способа передвижения; через символ «рука» — фактурные качества предмета (твердый, мягкий, гладкий, легкий и т.д.); через символ «рот»— вкусовые ощущения (сочный, кислый, пресный и т.д.); через символ «нос» — обонятельные ощущения (ароматный, душистый) и т.д.

         

    Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа. Начав работать по методике мнемотехники в своей группе, я сделала вывод, что использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Таким образом, мы видим, что мнемотехника позволяет повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но может быть использована и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

    Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

    Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Мнемотехника как приём в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

    Мнемотехника как приём в обучении связанной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"

    В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...

    Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"

    В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...

    Что такое мнемотехника, ее значение в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

    Путь, который проходит ребенок в своем развитии и в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «скл...