Мнемотехника как приём в обучении связной речи детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Мнемотехника как приём в обучении связанной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как приём в обучении связной речи

детей дошкольного возраста.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» А. Франс

Словами известного философа я начну свою статью. Чтобы с удовольствием и плодотворно заниматься и это «застряло» в памяти на долго, нужен интерес и жажда поглощения знаний…..

Знаком ли вам термин «мнемотехника». Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и «techne» - «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти», способы и приёмы, составляющие целую методику быстрого и прочного запоминания разной информации. Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемотехническими приёмами в своей жизни. В этой статье мне бы хотелось раскрыть значимость мнемотехники, как одного из важнейших приёмов для развития связанной речи у детей.

На сегодняшний день всё чаще встречаются дети с тем или иным диагнозом у логопеда. Одним из самых распространенным является ОНР (общее недоразвитие речи) иными словами «скудный» словарный запас. У детей с таким диагнозом выявлены следующие проблемы: малый словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.  Исходя из всего выше сказанного, я решила разнообразить занятия связанные с областью развития речи. Но останавливаться на заурядных занятиях по развитию речи это не так  интересно, как занятия, на которых можно использовать мнемотехнику. Используя мнемотехнику можно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

При обучении связной речи детей, вполне понятно использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Использование данного метода помогает решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами

Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. А так же, на занятиях по художественному чтению составляю вместе с детьми свои новые мнемотаблицы.

Безусловно, мнемотаблицы – не единственный метод развития памяти и речи используемый в работе с дошкольниками. Мнемотехника в детском саду может включать в себя и традиционные способы, применяемые в обучении взрослых: рифмовки, составление сюжетных рассказов и мнемонических предложений, игры «Парочки» (Memory), «Снежный ком» и другие. Польза от применения таких методик в дошкольном учреждении несомненна. Перефразируя известные слова, можно сказать, что мнемотехника в детском саду – не роскошь, а насущная необходимость.

Опыт работы показал, что дети успешно усваивают данную методику. Положительная динамика наблюдается у всех детей, но проявляется по-разному. Пользуясь данной методикой мы затрагиваем не только такие процессы как память, мышление, воображение, логику, но и творчество, что не мало важно, в жизни и развитии маленького человека. При умелом подходе к выполнению программного материала можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. И в этом мне помогает мнемотехника.

Список литературы

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  3. Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20.
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003. 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровых приёмов в обучении счёту детей дошкольного возраста

Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего мира, интерес к математики у него проявляетс давольно рано......

Что такое мнемотехника, ее значение в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

Путь, который проходит ребенок в своем развитии и в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «скл...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Презентация "Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольного возраста"

В презентации раскрыто понятие "мнемотехника", основные методы и приёмы использования и применения в своей деятельности с детьми....

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....