использование игровых приёмов в обучении счёту детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего мира, интерес к математики у него проявляетс давольно рано...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_priyomov.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Использование игровых приёмов в обучении счёту детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №3

Попова Г.Н.

Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего мира,  интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые нужно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, измерить, пересчитать.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребёнка может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщённые способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Всё это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.

Счёт – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать ещё в глубокой древности.

На современном этапе счёт является ведущей ступенью в образовании человека. Ещё с раннего детства человеку стремятся преподать навыки счёта, которые используются и совершенствуются всю жизнь. Началом формирования навыков счёта является дошкольное обучение в математике.

Основоположники системы математического образования дошкольников Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а в последствии до десяти или, по крайне мере, начинают ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различая, что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до 10 на наглядных предметах: на пальцах, орехах и т.д., которые не жалко было бы разломать, если придётся показать наглядно половину, треть и т.д.

Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десятка равна пяти. Ушинский говорил, что надо просто «Приучать дитя распоряжаться десятком совершенно свободно – и делить, и умножать, и дробить…»

Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счёта: раз-два-три-четыре-пять. Но довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счёт механический.

Как помочь  ребёнку научиться считать осмысленно?

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзна форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения их в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством и временем. В этом и заключается обаяние игры.

В каких математических играх хорошо развиваются первые счётные умения?

До трёх лет совершенно не обязательно знакомить малыша с числами и цифрами. Гораздо важнее развить ощущение количества (чувство величины, формы, цвета ) и тем самым подвести к понятию абстрактного числа. Вот почему важнее не заучивать числа назубок, а в самых обычных жизненных ситуациях действовать со знакомыми предметами, узнавая: чего много, а чего мало или по одному; чего больше, меньше или поровну.

В период дочислового обучения детей математическим представлениям формируется чувственная основа дальнейшего овладения счётом: расчленённое восприятие совокупности, практическое установление поэлементного соответствия, общая количественная оценка, что стимулирует потребность в определении некоторого количества предметов конкретным числом. Многие дети ещё до систематического обучения счёту пользуются числами при определении небольших совокупностей.

Наибольшую сложность для детей представляет достижение результата счёта, т.е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, равно, больше, меньше, чем…ускоряет процесс осмысления детьми итогового числа при счёте.

В ходе освоения счёта у детей возникают трудности в согласовании числительных с существительными  в роде, числе и падеже (в процессе счёта, при подведении итога). Эти ошибки закономерны. Исправлению их способствует использование таких приёмов, как пояснение, правильный подбор наглядного материала, постоянное варьирование его на одном и том же занятии, внимание и контроль счётной деятельности детей. В случае ошибки полезно предложить ребёнку назвать один из перечисленных предметов и выбрать нужное слово, один, одна или одно, а так же подумать, как он скажет о двух предметах.

К шести годам у детей, как правило, уже складываются счётные навыки. Дети усваивают последовательность в назывании числительных, достаточно точно соотносят числительное с каждым предметом группы (элементом множества), усваивают значение итогового числа. В процессе дальнейшего обучения продолжается работа над развитием счётных навыков.

Педагогу следует учитывать, что счётные навыки, как и любые другие, будут развиваться при многократном повторении, упражнении, в результате организованного обучения. Следовательно, задания, где дети применяют счётные навыки и закрепляют их  должны быть интересными и разнообразными.

Необходимо обратить внимание, насколько правильно дети выполняют движения в процессе счётной деятельности, так как по своей структуре она представляет собой определённую систему соподчинённых друг другу действий, состоящих из частных операций, это выделение каждого объекта множества, соотнесение с ним числительного, удержание в памяти последовательности числительных.

Выделение и показ каждого предмета счёта – умение, которое развивается постепенно. В начале, чтобы добиться правильного результата счёта, ребёнку необходимо передвигать предметы или прикасаться к ним.

Постепенно действия совершенствуются. Ребёнок только указывает на предметы пальцем или рукой на расстоянии, затем выделяет каждый предмет глазами, иногда помогая себе ритмичными движениями головы.

Речевые действия в процессе речевой деятельности проходят тот же путь: от внешнего развёрнутого действия (громкое называние числительных, произношение слов шёпотом), к внутреннему действию (называние числительных шевеля губами, а затем про себя без движения губ)

Обучая детей счёту необходимо включать различные анализаторы: кинестетический, зрительный,  речедвигательный, слуховой, осязательный. Для этого использую игровые упражнения, где надо считать на слух по осязанию, считать движения. Например, предлагаю  детям отсчитать столько игрушек, сколько ударов бубна услышат, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько шариков могут нащупать в мешочке. Определённое количество звуков дети считают с открытыми и с закрытыми глазами, а затем отсчитывают указанное количество предметов или выполняют определённые действия. Эти упражнения имеют игровой характер. Выполняя дидактическую задачу, они вносят некоторую разрядку, необходимую для занятий по математике.

Дети упражняются в отсчёте предметов по образцу или заданному числу. В качестве образца может выступать числовая карточка с определённым количеством кружков, предметная картинка с несколькими изображениями игрушек или узнаваемых предметов, расположенные на фланелеграфе геометрические фигуры. Дети пересчитывают количество предметов, удерживают в памяти это число в соответствии с ним отсчитывают мелкий счётный материал или игрушки. Число может быть задано с помощью словесной инструкции или показанной цифры. Например, отсчитать столько  же игрушек, сколько окон в комнате, отсчитать столько шишек, сколько времён года и т.д.

 От занятия к занятию делаю наглядный и счётный материал более разнообразным, усложняю задания. Сначала дети отсчитывают столько предметов, сколько указывает образец. Затем количество отсчитываемых предметов может быть увеличено или уменьшено относительно заданного числа, соответствовать последующему или предыдущему относительно названного числа, показывать число на единицу больше или меньше названного числа.

Практика обучения счёту дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Для этого  использую такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Например, предлагается определить, сколько кур сидит на насесте, если видны шесть куриных лап. Принимая за единицу счёта две куриные лапы, дети соотносят предполагаемое количество с единицей измерения и получают ответ: на насесте сидят три курицы.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности  с тем, чтобы объяснить ребёнку, что такое число, цифра.

Формирование у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр («Отсчитай столько же», «Я люблю считать», «Кто знает, пусть дальше считает», «Счёт на слух», «Живые числа и цифры» и т.д.). Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Читая ребёнку книжку или рассказывая сказку, когда встречаются числительные, прошу отложить столько счётных палочек, сколько зверей в истории. Кого было больше, кого -  меньше, кого – одинаковое количество. Предлагаю сравнить зверюшек по величине. Предлагаю самим детям придумать сказки с числительным: сколько героев, прошу во время повествования откладывать счётные палочки. А затем дети рисуют портреты своих героев, рассказывают какие они.

Организация занятия  способствует тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятий  подвижная и меняться в зависимости от поставленных задач.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют  проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами … Вся система организации занятий воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Сайт http://www. Bestreferat.ru/referat-406643.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение счёту детей дошкольного возраста

С чего начать изучение математики с детьми?Начинать изучение математики необходимо с развития навыков счёта.С какого возраста начинать изучение математики с детьми?Уже с шести месяцев можно начинать и...

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Использование игровых приемов в обучении рисованию детей дошкольного возраста

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.  Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Не...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....