Главные вкладки

    Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи
    статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Романова Татьяна Александровна

    Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребенка с нарушением речи, возникающее при его взаимодействии с окружающими; раскрывает психотерапевтические возможности сказок, их благотворное влияние на личность дошкольников, а представленный пример собственносочиненной сказки «Ягоды для Радуги» пополнит методическую копилку специалистов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx28.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ

    КАК ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА

    В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

    Романова Т.А., учитель-логопед

    МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»

    г.Тула

    Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребенка с нарушением речи, возникающее при его взаимодействии с окружающими; раскрывает психотерапевтические возможности сказок, их благотворное влияние на личность дошкольников, а представленный пример собственносочиненной сказки «Ягоды для Радуги» пополнит методическую копилку специалистов.

    Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая спать сына или дочку, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство заинтересовать маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.
           Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.
           Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психиатрии и, кстати, не только детской. Психотерапевтические сказки широко применяются и для решения проблем, возникающих у взрослых людей. Существует даже специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции особенностей характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии - объединение самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении. Сказкотерапия абсолютно исключает любое директивное изменение негативного поведения, вместо этого предлагая ребенку широкий спектр альтернативных реакций на ситуации, в которых он привык действовать определенным образом. То есть сказка дает такому ребенку понять, что существуют и другие модели поведения, и в разных ситуациях можно применять ту или иную. Слушая сказку, ребенок примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взамодействия с окружающими людьми.
           Еще более дидактическим, воспитательным и психотерапевтическим эффектом обладают так называемые персонализированные сказки. Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роле главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую жизненную ситуацию, а действующие лица, окружающие ребенка - главного героя, будут слушателю поразительно знакомы: дедушки, бабушки, мамы и папы, соседские мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе, что и ребенок, имеет тот же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой преодолевает трудности, побуждает страхи и неуверенность в себе, решает свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать бесконечно.
                Однако такие сказки нужны не только для развлечения. Персонализированные сказки - поразительно эффективный воспитательный инструмент. Об этом интуитивно догадывается каждый родитель - все мамы и папы время от времени рассказывают своим детям такие сказки собственного сочинения. Персонализированная сказка помогает ребенку понять себя, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, учит понимать, что такое хорошо и плохо. Скучные нравоучения никогда не достигнут такого эффекта, который можно получить, рассказав ребенку сказку про него самого. Детские проблемы иногда кажутся взрослым людям слишком мелкими, смешными и незначительными, но для ребенка-то эти проблемы глобальны! Если ребенок боится темноты, поссорился с другом, переживает по поводу развода родителей, испытывает затруднения при взаимодействии с внешним миром, персонализированные сказки могут стать отличным помощником и родителям.

    При анализе научно-методического материала по данной проблеме был установлен тот факт, что в большинстве случаев с проявлением детской агрессии сталкиваются учреждения дошкольного типа, определяя её основополагающей в нарушении поведения у дошкольников. Как показывает опыт многих педагогов и психологов, работающих по данной проблеме, в практической деятельности агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в форме косвенной (порча чужих игрушек, вещей, находящихся вблизи «места» ребенка) и прямой агрессии (применение физических сил по отношению к другим). Именно поэтому агрессивное поведение дошкольников опасно не только для личности, но и для окружающих, что требует правильного подхода в коррекции данной формы поведения. Одним из источников возникновения агрессии в жизнедеятельности дошкольника, становится проблемы, связанные с его психическим состоянием. В определенной степени, агрессия у детей может сохраняться и развиваться, образовывая устойчивое, индивидуальное качество личности ребенка. В настоящее время ряд исследователей выделяют несколько явных причин возникновения агрессии у детей: во-первых, страх быть морально подавленным, угнетенным, находится в качестве «жертвы» нападения и т. д.; во-вторых, это может быть психологическая и тяжело пережитая травма. Еще одним определяющим фактором в проявлении агрессивного поведения у дошкольников становиться популярность, играющая важную роль в группе сверстников. Развитость интеллекта, физические особенности, внешний вид, контактность, готовность чем-то делиться, являются одними из способов получения популярности и лидерства в группе. Но в большинстве случаев, преобладающее значение имеет то, насколько дошкольник развит в сфере игровой деятельности (правильно ли организовывает ход игры, разрабатывает сюжет, расставляет роли), ведь именно из-за нее у ребенка появляются коммуникативные связи. Однако, ребенок, не имеющий адекватных навыков общения, для занятия лидерских позиций, может прибегать к использованию агрессивных средств воздействия на окружающих (драка, задирство, обзывание). Последствием чего, из-за тревоги, волнения, обид, ущемления его «Я», агрессивность и может стать травмирующей для психики ребенка, которая в дальнейшем проявится с негативной стороны на тех, кого он видит причиной и виновником своих переживаний. Именно поэтому, на сегодняшний момент ученые—исследователи всё больше предлагают апробировать в рамках социально-педагогической работы с дошкольниками, один из таких эффективных методов по коррекции агрессивного поведения как сказкотерапия. По сути, сказка — это вид народной, творческой, поэтической деятельности. Как только рождается слово, рождается и сказка.

    Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме психокоррекции:

    1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на внутренний мир ребенка.

    2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество конфликтных сюжетов, где герои несут различные способы их разрешения или подводят читателя к возможной модели поведения в данной конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный процесс для самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.

    3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и психологом, выступает функция опосредования.

    4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда психокоррекционная работа окончена, но действие сказки все еще продолжается в обычной жизни ребенка.

    5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и личностного развития. Она помогает ребенку раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир удивлений и новых сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее посредством образного мышления.

     6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е. сюжет сказки подается ребенку в той форме и смысле, какой она была изначально создана, а в той, которой ребенку будет комфортнее.

    7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой является то, что ребенок может заметить в себе изменение личностных качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной форме.

    Использование метода сказкотерапии может включать в себя: работу с ассоциациями. В любых сказках есть метафоры, которые могут вызвать произвольные ассоциации у ребенка, связанные с какими-либо жизненными обстоятельствами. По окончанию работы с ребенком, можно провести рефлексию по его впечатлениям и ассоциациям.      Рисунок как материал для графического анализа и сбора необходимой информации о ребенке. Ведь именно в рисунок дети вкладывают все свои эмоции, впечатления, ассоциириуют на нем себя с кем или чем-либо.  Оценивание ребенком героя, что в нем плохого и хорошего, какими мотивами пользуется сказочный персонаж для достижения определенных целей. Здесь ребенок, посредством героя, устанавливает свою систему ценностей и может доказать её перед психологом или самим собой.      Проработка сказочного сюжета, через постановку его ребенком или группой детей. Такое проигрывание применительно для ребенка, в то время, когда необходимо погружение в те эмоции и состояние, в которых дети сталкиваются в повседневной жизни, позволяя при этом находить несколько вариантов разрешения возможной проблемы. Переписывание и сочинение новой сказки. Случается и так, что во время работы со сказкой ребенку не нравится её сценарий, а переписывание и сочинение нового сюжета позволит ребенку самому изменить сказку в ту сторону, которое более подходит к его внутреннему состоянию. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшей психокоррекционной работе ребенок чувствовал себя более комфортно.      Последнее, это рассказывание сказок и их дальнейших анализ. Такие действия развивают у детей фантазию, творчество, воображение, помогают сосредоточиться на сюжете, сконцентрироваться на главной проблеме, а также способствуют нахождению правильного её решения.

    Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного поведения дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность использовать этот метод, при помощи сказочных историй, где все события понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом, ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту, в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший еще добрее, умнее, сильнее.

    Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.     
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. 
    1. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2005. — 144 с.

    Сказка «Ягоды для Радуги»

    Автор-составитель Романова Т.А.

    Жили-были в небольшом домике в деревне «Ягодки» милая лошадка Радуга, ее добрые мама Тучка и бабушка Суперблёстка. Этим летом в их саду созрел небывалый урожай красных, крупных, ароматных ягод.

    Вся семья каждый вечер собирала в лукошко  ягодки, а мама Тучка всегда учила свою дочку обязательно мыть перед едой ягоды, а бабушка Радуги – Суперблёстка чистенькие плоды клала на блюдо и ставила его в центре стола. Вечером, после ужина, вся семья лакомилась сочными и душистыми плодами с огорода.

    Однажды целый день шёл проливной дождь. Радуга с грустью смотрела из окна и наблюдала, как грязные капли попадают на ягоды и пачкают ягоды. Лошадке очень хотелось их поскорее собрать. Ничего не сказав маме и бабушке, она решила потихоньку выйти в сад и набрать пригоршню ягод.

    Тем временем, мама Тучка и бабушка Суперблёстка начали искать свою дочку, но ее нигде не могли найти. Случайно свою девочку заметила мама в саду. А подбежав к ней, увидела, как та поспешно кушает черные от грязи ягоды. Мама предложила дочке пойти домой и промыть ягоды, а Радуга начала плакать, кричать, топать ногами, размахивать во все стороны руками да так сильно, что бросила в лицо маме все ягоды.

    Вдруг на улице потемнело: налетел гром, ударила молния, подул штурмовой ветер, срывающий листья с деревьев. Неожиданно громко кричащая лошадка Радуга замолчала, застыла в слезах с поднятыми в верх  руками и превратилась в страшную жирную жабу с большими бородавками по форме напоминающие ягоды, которые росли в их саду.

    Бабушка Суперблёстка прибежала к своим девочкам и, увидев вместо любимой внучки противную жабу, начала плакать вместе с мамой Тучкой.

    Так и прожила Радуга тридцать три дня и три года. В сад она больше не выходила, во дворе с подругами не играла, да и любимых ягод не ела. Сидела всё время на подоконнике, да смотрела в окно; а мама с бабушкой, глядя на нее, приговаривали: «Мы тебя очень любим, наша милая Радуга!» и вместе целовали ее в темно-зеленые жабьи щечки. И вдруг, не веря  своим глазам, в ответ на заботу любовь мамы и бабушки, Радуга расколдовалась и превратилась в прежнюю милую лошадку-веселушку Радугу, которая теперь  всегда слушалась  и никогда не смела обижать любящих, беспокоящихся и заботящихся о ней близких!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста

    Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...

    «Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

    Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

    Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

    «Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

    Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных  заданий, которые  так...

    Природа как средство коррекции эмоциональных расстройств детей дошкольного возраста

    В статье представлен опыт работы по актуализации у детей страхов с последующей их коррекцией....

    Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»

    В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной корре...