Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»
статья

В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной коррекции нарушений на примере дидактического материала «Знакомство с формой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.9 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Вера Сергеевна, педагог-психолог,

Шурупова Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог,

МБДОУ д/c №12, Белгород

Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала

 «Знакомство с формой»

Аннотация В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной коррекции нарушений на примере дидактического материала «Знакомство с формой».

Ключевые слова: Восприятие. Интеллект. Коррекция. Умственная отсталость.

У ребенка с умственной отсталостью отмечаются недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их обычные сверстники, испытывают потребность в познании, так как при взаимодействии с окружающим миром ребенок с нарушением интеллекта получает неполные, а порой искаженные представления.

Психологи К.А. Вересотская, В.Г.Петрова, Ж.И. Шиф в своих исследованиях указывали, что главным недостатком восприятия умственно отсталых является нарушение обобщенности.

Замедленное восприятие усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями. Для них характерна низкая дифферецированность, избирательность, недостаточная активность процесса восприятия, которое происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими.

Для закрепления представлений о геометрических фигурах (узнавание, сличение, знание названий, самостоятельное называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала), а также развития зрительно-моторной координации, точности движений пальцев, для ребенка усложняется задание на тактильное восприятие. Ребенку показываются круги и иголка со шнуром, обращается внимание на то, что у каждого элемента есть отверстие, уточняется форма бусин, после чего нанизываются круги на шнур. Задание выполняется сначала рука в руке, затем нанизываются элементы по очереди.

После обучения ребенок выполняет задание самостоятельно. Затем его необходимо усложнить, взяв любую фигуру, определить на какой шнурок ее надо нанизывать, т.е. использовать метод проб, примеривания и зрительного соотнесения.

Для развития осязательного восприятия фигуры в мешочек складываем парами сначала наиболее отличающиеся (круг-квадрат, круг-треугольник, овал-треугольник).

Детям с нарушением интеллекта, испытывающим трудности в речи, показываются вкладыши, предлагается найти круг, квадрат, прямоугольник и овал. Заключительным этапом работы являются задания на нахождение сходства предметов окружающего мира со знакомыми геометрическими фигурами и на основе этих знаний изобразить геометрические фигуры на бумаге. Таким образом, упражнения и дидактические игры «Знакомство с формой» оказывают положительное воздействие на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: 2008 Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. М., 2002. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М., Академия 2002 Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы –М.: Просвещение 1965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....

Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...