«Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта ».
материал (средняя группа) на тему
«Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта ».
Выполнила:
учитель – дефектолог
МДОАУ № 36 «Звёздочка»
О.В.Коровина
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Существенно разнообразить работу воспитателя в сохранении здоровья дошкольников поможет множество нетрадиционных методик. Обозначим некоторые из них: аромотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.
В своей работе я применила такой вид нетрадиционной методики, как песочная терапия. Актуальность выбора этой здоровьесберегающей методики раскрывается в широком спектре решаемых ею проблем. Песочная терапия помогает:
● Контролировать собственные чувства
● Снизить отрицательную энергию (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гиперактивными и агрессивными детьми)
● Более гармонично и интенсивно развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память)
● Существенно усилить желание ребёнка работать самостоятельно
● Развивать «тактильную» чувствительность как основу «ручного» интеллекта
● Развивать способность к преодолению трудностей
● Обрести чувство уверенности
● Предметно-игровая деятельность помогает в дальнейшем развитию коммуникативных навыков
● Снять агрессию
● Научиться принимать себя таким, какой он есть
● Повысить самооценку
● Выявить переживания и страхи, которые он не может выразить словами
● Избавиться от страхов
Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
Песочница, по его мнению, это «безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. Цель моей работы - введение элементов песочной терапии во все виды деятельности воспитанников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить методику проведения песочной терапии;
- проанализировать влияние песочной терапии на детей;
- разработать серию игровых ситуаций для детей среднего возраста с использованием песочной терапии.
В песочной терапии приемлема как индивидуальная форма работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, исследователь ставит перед собой цель – тщательное наблюдение за воспитанником, выяснение причин дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме педагог ориентирует детей на само исцеление: воспитанники сами играют в песочнице и ведут диалог со своим «я». Групповая форма обеспечивает погружение в работу сразу нескольких нуждающихся в помощи детей. Главное учесть количество детей при выборе оборудования для проведения этой нетрадиционной методики. Что же понадобится для работы с песком?
Первое, водонепроницаемый деревянный ящик. Его внутренняя поверхность окрашена в синий или голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Ящик «удерживает» как создателя, так и его создание.
Второе, чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Ящик заполняется песком на две трети (4-6 кг). При создании песочных картин достаточно использовать 1 кг.
Третье, «коллекция» фигур со средним размером 8 см. Из разных материалов: натуральных и искусственных, яркие или одноцветные, различного качества. Фигурки можно условно поделить на различные тематические категории. Также можно еще включить сюда, например, ящики с сокровищами, деньги.
Мы вводим ребенка в новый еще неведомый ему мир, имеющий также свои правила. Изложить их сущность поможет сказочный персонаж. Это может быть песочная фея, волшебник, гном и др. Чтобы активизировать внимание детей на этом моменте используйте стихотворную форму.
Например: Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок – мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?
Для достижения максимально качественного результата во время игры можно использовать стихотворные «разминки», например:
Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.
Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.
А еще желательно делать все внимательно!
Задача педагога – это проведение элементов песочной терапии через все формы работы, то есть режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность. Именно в этом случае действие песочной терапии будет наиболее эффективно, ведь ребенок на протяжении всего дня может впитывать ее благоприятное воздействие. Рассмотрим конкретные примеры, проработанные мною на практике.
Режимный момент - утро. Многие дети спокойно переносят расставание с родителями, но иногда некоторые воспитанники капризничают. Причины могут быть разные. Очень хорошее средство решения этой проблемы – это завлечь ребенка рисованием песком. Для него это будет интересно, ново. На начальном этапе педагог помогает создавать картину, чтобы у ребенка не возникло отторжение от работы с песком из-за неопытности. Такое же занятие полезно предложить воспитаннику, пришедшему с грустным настроением. Нарисуйте лицо человека, который улыбается, далее предложите ребенку перечислить названия животных, которые также могут радоваться жизни, смеяться. Пусть ребенок оценит все эти рисунки (скажет красивые они или нет). Затем нарисуйте лицо грустного человека и дайте ему также оценку. Пусть ребенок вместе с вами придет к правильному выводу. В конце можно предложить воспитаннику нарисовать его семью жизнерадостными, улыбающимися. Конечно, если у ребенка есть веская причина для печали, рисование песком используется после беседы. В этом случае она применяется для формирования уверенности у ребенка, что все плохое уйдет и все будет хорошо. Именно так, как нарисовал он.
Режимный момент – прогулка. Возможно использование элементов песочной терапии в сюжетно-ролевой игре «Маленький кондитер». Дети из снега создают пирожные, торты, украшая их разноцветным песком. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Поможет песок и в исследовательской деятельности. Предложите детям разукрасить цветным песком, найденные следы на снегу, попробуйте сообща определить, кому они принадлежат. Такой элемент повысит внимательность детей и интерес к беседам на прогулке.
Следующий режимный момент – вечер. Как правило, в каждой группе есть дети, которые с наступлением вечера не хотят играть, ходят потерянные, проявляют негативное отношение к другим, по той или иной причине тоскуют по родителям. Также дети, которых забирают последними. Все они испытывают стресс. Как не старается педагог занять ребенка, оставшегося последним, пустота группы дает свое воздействие. Ребенок становится менее активным, молчаливым. В группе есть дети с задержкой речевого развития. Прекрасная возможность завлечь и направить в позитивное русло энергию этих детей позволяет песочная терапия. Можно предложить ребенку построить «свой мир» в песочнице. Воспитанник, который загрустил по родителям, вовлечется в игру и забудется. Ребенок с задержкой речевого развития получит необходимую помощь, при этом у педагога есть возможность не заострять на нем все внимание, а уделить время всем детям.
В непосредственно образовательной деятельности с помощью песочной терапии решаются следующие задачи:
- обучающая. Облегчение процесса обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
- познавательная. С ее помощью дети узнают об окружающем мире.
- проективная. Игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с ее помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Таким образом, игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью материализации фантазий. Это в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Также песочная терапия обеспечивает активное развитие мелкой моторики рук. Песочная терапия позволяет каждому ребенку самостоятельно укреплять ладони и пальцы, укреплять мышцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_kak_forma_ukrepleniya_psikhicheskogo_i_fizicheskogo.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта ».
Выполнила:
учитель – дефектолог О.В.Коровина
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Существенно разнообразить работу воспитателя в сохранении здоровья дошкольников поможет множество нетрадиционных методик. Обозначим некоторые из них: аромотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.
В своей работе я применила такой вид нетрадиционной методики, как песочная терапия. Актуальность выбора этой здоровьесберегающей методики раскрывается в широком спектре решаемых ею проблем. Песочная терапия помогает:
● Контролировать собственные чувства
● Снизить отрицательную энергию (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гиперактивными и агрессивными детьми)
● Более гармонично и интенсивно развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память)
● Существенно усилить желание ребёнка работать самостоятельно
● Развивать «тактильную» чувствительность как основу «ручного» интеллекта
● Развивать способность к преодолению трудностей
● Обрести чувство уверенности
● Предметно-игровая деятельность помогает в дальнейшем развитию коммуникативных навыков
● Снять агрессию
● Научиться принимать себя таким, какой он есть
● Повысить самооценку
● Выявить переживания и страхи, которые он не может выразить словами
● Избавиться от страхов
Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
Песочница, по его мнению, это «безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. Цель моей работы - введение элементов песочной терапии во все виды деятельности воспитанников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить методику проведения песочной терапии;
- проанализировать влияние песочной терапии на детей;
- разработать серию игровых ситуаций для детей среднего возраста с использованием песочной терапии.
В песочной терапии приемлема как индивидуальная форма работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, исследователь ставит перед собой цель – тщательное наблюдение за воспитанником, выяснение причин дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме педагог ориентирует детей на само исцеление: воспитанники сами играют в песочнице и ведут диалог со своим «я». Групповая форма обеспечивает погружение в работу сразу нескольких нуждающихся в помощи детей. Главное учесть количество детей при выборе оборудования для проведения этой нетрадиционной методики. Что же понадобится для работы с песком?
Первое, водонепроницаемый деревянный ящик. Его внутренняя поверхность окрашена в синий или голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Ящик «удерживает» как создателя, так и его создание.
Второе, чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Ящик заполняется песком на две трети (4-6 кг). При создании песочных картин достаточно использовать 1 кг.
Третье, «коллекция» фигур со средним размером 8 см. Из разных материалов: натуральных и искусственных, яркие или одноцветные, различного качества. Фигурки можно условно поделить на различные тематические категории. Также можно еще включить сюда, например, ящики с сокровищами, деньги.
Мы вводим ребенка в новый еще неведомый ему мир, имеющий также свои правила. Изложить их сущность поможет сказочный персонаж. Это может быть песочная фея, волшебник, гном и др. Чтобы активизировать внимание детей на этом моменте используйте стихотворную форму.
Например: Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок – мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?
Для достижения максимально качественного результата во время игры можно использовать стихотворные «разминки», например:
Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.
Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.
А еще желательно делать все внимательно!
Задача педагога – это проведение элементов песочной терапии через все формы работы, то есть режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность. Именно в этом случае действие песочной терапии будет наиболее эффективно, ведь ребенок на протяжении всего дня может впитывать ее благоприятное воздействие. Рассмотрим конкретные примеры, проработанные мною на практике.
Режимный момент - утро. Многие дети спокойно переносят расставание с родителями, но иногда некоторые воспитанники капризничают. Причины могут быть разные. Очень хорошее средство решения этой проблемы – это завлечь ребенка рисованием песком. Для него это будет интересно, ново. На начальном этапе педагог помогает создавать картину, чтобы у ребенка не возникло отторжение от работы с песком из-за неопытности. Такое же занятие полезно предложить воспитаннику, пришедшему с грустным настроением. Нарисуйте лицо человека, который улыбается, далее предложите ребенку перечислить названия животных, которые также могут радоваться жизни, смеяться. Пусть ребенок оценит все эти рисунки (скажет красивые они или нет). Затем нарисуйте лицо грустного человека и дайте ему также оценку. Пусть ребенок вместе с вами придет к правильному выводу. В конце можно предложить воспитаннику нарисовать его семью жизнерадостными, улыбающимися. Конечно, если у ребенка есть веская причина для печали, рисование песком используется после беседы. В этом случае она применяется для формирования уверенности у ребенка, что все плохое уйдет и все будет хорошо. Именно так, как нарисовал он.
Режимный момент – прогулка. Возможно использование элементов песочной терапии в сюжетно-ролевой игре «Маленький кондитер». Дети из снега создают пирожные, торты, украшая их разноцветным песком. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Поможет песок и в исследовательской деятельности. Предложите детям разукрасить цветным песком, найденные следы на снегу, попробуйте сообща определить, кому они принадлежат. Такой элемент повысит внимательность детей и интерес к беседам на прогулке.
Следующий режимный момент – вечер. Как правило, в каждой группе есть дети, которые с наступлением вечера не хотят играть, ходят потерянные, проявляют негативное отношение к другим, по той или иной причине тоскуют по родителям. Также дети, которых забирают последними. Все они испытывают стресс. Как не старается педагог занять ребенка, оставшегося последним, пустота группы дает свое воздействие. Ребенок становится менее активным, молчаливым. В группе есть дети с задержкой речевого развития. Прекрасная возможность завлечь и направить в позитивное русло энергию этих детей позволяет песочная терапия. Можно предложить ребенку построить «свой мир» в песочнице. Воспитанник, который загрустил по родителям, вовлечется в игру и забудется. Ребенок с задержкой речевого развития получит необходимую помощь, при этом у педагога есть возможность не заострять на нем все внимание, а уделить время всем детям.
В непосредственно образовательной деятельности с помощью песочной терапии решаются следующие задачи:
- обучающая. Облегчение процесса обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
- познавательная. С ее помощью дети узнают об окружающем мире.
- проективная. Игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с ее помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Таким образом, игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью материализации фантазий. Это в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Также песочная терапия обеспечивает активное развитие мелкой моторики рук. Песочная терапия позволяет каждому ребенку самостоятельно укреплять ладони и пальцы, укреплять мышцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста
В современном обществе одной из главных задач воспитателя является сохранение физического и психического здоровья дошкольников. В настоящее время информационный поток настолько широк, что уже дошкольн...
"Массаж ушных раковин как средство профилактики заболеваний и укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)."
Здоровье сберегающие технологии объеденяют в себе все направления деятельности по формированию , сохранению и укреплению здоровья детей . Целью здоровье сберегающих технологий является сохранение здор...
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....
Укрепление психо – физического здоровья детей дошкольного возраста в разнообразных формах деятельности»
Значение укрепления психо - физического здоровья дошкольников....
Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»
В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной корре...
«Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»
laquo;Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»...
Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей
Доклад к педагогическому совету....