Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Лариса Павловна Волкова

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

 

                                                                                                        

Выполнила:

Волкова Л.П.

группа № 157

Челябинск  2018 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Развитие зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

1.2 Особенности развития зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Глава 2. Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Методики изучения развития зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Содержание коррекционной помощи по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы


Введение

За последние годы значительно увеличилось число детей с нарушением интеллекта. Проблема умственной отсталости чрезвычайно сложна. Очень важным является вопрос о возможностях развития детей с нарушением интеллекта для воспитания, обучения и подготовки детей к социально-трудовой адаптации. Одним из главных положений отечественной специальной психологии является утверждение (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова и другие), что дети с нарушением интеллекта способны к развитию, то есть у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования. Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Следует помнить, что развитие  ребенка с нарушением интеллекта осуществляется на аномальной основе, что обусловливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.

Психика ребенка с нарушением интеллекта представляет собой своеобразную систему, дефектность которой обусловливает различные отклонения протекающих психических процессов и деятельности в целом.

Актуальным в аспекте исследуемой проблемы является мнение многих ученых (С.Я. Рубинштейна, В.Г. Петровой, М.С. Певзнер и многих других) о том, что развитие зрительного восприятия и внимания детей с нарушением интеллекта формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

Зрительное восприятие детей данной категории значительно отличается от восприятия нормально развивающихся сверстников. Овладев действиями по образцу на основе зрительной ориентировки, умственно отсталые дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с предметами.

Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. По мнению Л.С. Выготского,  восприятие имеет  большое значение для развития мышления и речи ребенка, речь не может формироваться без развития восприятия. Только воспринимая, человек может говорить и мыслить. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Объектом нашего исследования являются зрительное восприятие и внимание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предметом исследования являются особенности зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Цель исследования: изучение особенностей зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и основных направлений коррекционной помощи.  

В соответствии с целью были выявлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности развития зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта.

3. Подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, способствующих развитию зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.


1. Развитие зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Контингент детей с тотальным недоразвитием отличается большим разнообразием нарушений – от легкой до тяжелой степени, многие имеют сочетанные дефекты. У детей, в результате органических поражений головного мозга, наблюдается нарушение нормального развития всех психических, особенно высших познавательных, процессов (внимания, активного восприятия, в том числе и зрительного, произвольной памяти, мыслительной деятельности, речи). Одни психические процессы оказываются несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, то есть его плохая восприимчивость к новому.

У детей данной категории отмечается недостаточность внимания, особенно произвольного. Им свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Отмечается неспособность распределения внимания между различными объектами. Дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов, и не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог.

Восприятие имеет значительное отставание в сроках развития. Имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. Детям свойственна замедленность и узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Дети не умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов с четко выраженным верхом и низом предъявляются перевернутыми, то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся в обычном положении. Осязательная деятельность характеризуется пассивностью и недостаточной целенаправленностью, асинхронностью и несогласованностью движений их рук, импульсивностью, поспешностью и большим количеством ошибок при распознавании объектов.

Память детей с нарушениями интеллекта характеризуется многими особенностями. Объем запоминаемого этими детьми материала значительно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая. Чтобы усвоить что-то новое, детям данной категории необходимо большое число повторений. Без многократных повторений нового материала дети очень быстро его забывают, так как  приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормально развивающихся детей.

Речевое развитие характеризуется существенным недоразвитием, ограниченным пониманием обращенной речи, привязанностью к ситуации, оторванностью речи от деятельности.  Среди детей имеются совсем не говорящие и владеющие небольшим объемом слов. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений.

Мышление детей с нарушениями интеллекта формируется с особенно большими трудностями. Для них характерно использование наглядно действенной формы мышления. Для выполнения каких-либо целенаправленных действий чаще всего требуется руководящая помощь педагога. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у детей возраста еще большие затруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Словесно-логическое мышление в дошкольном возрасте недоступно большей части детей данной категории.

Существенные отклонения и слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с нарушением интеллекта, и являются препятствием в овладении ребенком простейших жизненно необходимых умений и навыков.

Таким образом, развитие ребенка с нарушением интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

1.2 Особенности развития зрительного восприятия и внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Особенности зрительного восприятия и внимания детей с нарушением интеллекта изучались известными психологами (С.Я. Рубинштейном, В.Г. Петровой, И.В. Беляковым и многими другими). Зрительное восприятие и внимание детей являются наиболее изученными, потому что благодаря зрению человек может получать наиболее широкую и разнообразную информацию об окружающем его мире.

Зрительное восприятие является первой ступенью в познании ребенком окружающего мира. У детей с нарушением интеллекта эта ступень уже оказывается дефектной. Часто зрительное восприятие детей данной категории страдает из-за снижения у них зрения. Но даже, когда зрение сохранно, восприятие этих детей отличается некоторыми особенностями и своеобразием. Об этом говорится в исследованиях известных психологов С.Я. Рубинштейна и Ж.И. Шиф.

Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта имеет значительные различия от нормально развивающихся сверстников. Эти процессы происходят с отклонениями, неравномерно, усвоение сенсорных эталонов отличается нестойкостью, расплывчатостью, отсутствием способности переносить усвоенные способы действий  в практическую деятельность.

Кузнецова Л.В. считает, что зрительное восприятие неразрывно связано с развитием внимания. Для детей с тотальным недоразвитием свойственно пассивное непроизвольное внимание, которое сопровождается повышенной  отвлекаемостью на внешние раздражители. Одни дети через 10—15 минут работы проявляют двигательное беспокойство, излишнюю подвижность. Другие наоборот становятся вялыми и пассивными. Отмечается значительное недоразвитие произвольного внимания. Дети с нарушением интеллекта неспособны распределять внимание между различными объектами.

Умственно отсталые дети могут дифференцированно воспринимать значительно меньше объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это является значительным препятствием при знакомстве с новыми предметами и объектами, которые находятся в поле зрения детей, что мешает узнавать их и выделять те, которые вляются наиболее значимыми.

Т.А. Грищенко считает, что для детей с нарушением интеллекта характерна узость зрительного восприятия. В отличие от нормально развивающихся сверстников, которые в старшем дошкольном возрасте одновременно воспринимают до 8-10 небольших предметов, умственно отсталые дети отчетливо воспринимают 4-6 предметов или гораздо меньше. Эта особенность значительно снижает возможности детей данной категории воспринимать и обозревать окружающее их пространство.

В.Г. Петрова в своих работах отмечала, что те предметы, которые схожи внешне, детьми с трудом диференцируются, и восприятие плохо приспосабливается к измененным условиям. Предметы, у которых выражена верхняя и нижняя сторона, в перевернутом состоянии воспринимаются детьми, как другие.

Узость, замедленность, сниженный объем зрительного восприятия и внимания, снижение познавательного интереса являются одной из причин того, что дети не проявляют желания и стремления долго и внимательно рассматривать предметы и объекты, а делают это быстро и поверхностно. Часто допускают ошибки в распознавании предметов и называют их неправильно.  Дети с трудом соотносят изображенные предметы и объекты с реальными. Детям необходимо больше времени для узнавания знакомого предмета. Исследования Э.А. Евлаховой показали, что дети с тотальным недоразвитием  испытывают трудности в различении выражения лиц людей, которые изображены на картинах. Сюжетные картины трудны для восприятия.

Следующей особенностью зрительльного восприятия и внимания детей с нарушением интеллекта является неточность при распознавании основных цветов и их оттенков. Они с трудом соотносят цвета, долго не могут запомнить их названия, так как цветовая чувствительность этих детей значительно снижена. Тот факт, что дети неточно распознают цвета и их оттенки, которые присущи предметам и объектам, с трудом осуществляют дифференциацию по форме и величине, является препятствием в познании ребенком окружаеющего его мира.

Пространственные представления умственно отсталых детей также формируются со значительным отставанием и своеобразием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.  Двигательная неловкость и недостаточная координация, которые характерны для детей данной категории, отрицательно влияют на развитие зрительного ознакомления с тем, что окружает ребенка в непосредственной с ним близости и на расстоянии.

Умственно отсталые дети с трудом понимают и не всегда употребляют в активной речи пространственные предлоги, не осознают пространственные отношения предметов и не способны их обозначать. Несформированное словесно-логическое мышление не создает основы для осмысливания пространственной ситуации, в которой ребенку нужно ориентироваться.  

Таким образом, развитие зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта отличаются от нормально развивающихся сверстников значительным недоразвитием, своеобразием и отставанием в сроках развития на всех возрастных этапах.

Глава 2. Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Методики изучения развития зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Изучение зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как осуществляется с целью оказания последующей эффективной коррекционной помощи.

 В нашей работе с детьми данной категории изучение зрительного восприятия и внимания осуществляется с помощью специальных методик и не экспериментальных методов (наблюдение, беседа и других). Нами используется система мониторинга в специальном (коррекционом) образовании, разработанная Г.Н. Лавровой, а также методики Е.А. Стребелевой, которые являются частью комплекса психолого-педагогического изучения ребенка.

Используемые методики тесно связаны с образовательной программой обучения и воспитания детей. Мы ориентируемся на перечисленные ниже показатели и используем методики изучения развития зрительного восприятия и внимания в порядке возрастания сложности на разных возрастных этапах:

  1. Практическая ориентировка на величину, наличие соотносящих действий.

Методики изучения:

«Спрячь шарик»

«Разбор и складывание матрешки»

«Разбор и складывание пирамидки»

«Включение в ряд»

  1. Практическая ориентировка на форму.

Методика изучения:

«Коробка форм»

  1. Восприятие цвета.

Методики изучения:

«Поиграй с цветными кубиками»

«Цветные кубики»

  1. Зрительное восприятие предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Методика изучения:

«Найди парные картинки»

  1. Целостное восприятие предмета.

Методика изучения:

«Сложи разрезную картинку»

  1. Зрительная ориентировка в пространстве и на плоскости.

Методики изучения:

«Части тела и лица»

«Где, что стоит?»

«Где, что нарисовано?»

«Положи верно»

«Различение правой и левой сторон».

Для получения результатов обследования и выявления уровня развития зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта, используются критерии и качественно-количественная оценка результатов по трехбальной системе, предложенной Г.Н. Лавровой.

Качественно-количественная оценка результатов по итогам изучения зрительного восприятия и внимания (в баллах)

1 балл (низкий уровень) – ребенок не демонстрирует умение, либо пытается принять задание, либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна.

1,3 – 1,5 балла (ниже среднего уровень) – ребенок демонстрирует умение в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима организующая или обучающая помощь, эффект незначителен.

2 – 2,5 балаа (средний уровень) – ребенок демонстрирует умение, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов и необходима направляющая и организующая помощь.

3 балла (высокий уровень) – ребенок демонстрирует умение, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность выполнения.

После изучения уровня и особенностей развития зрительного восприятия и внимания детей с нарушением интеллекта, с помощью указанных выше методик, полученные результаты систематизируются и обобщаются. На основе этих результатов планируется и осуществляется коррекционная помощь детям по данному направлению.

2.2 Содержание коррекционной помощи по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Исследования ученых (И.М. Соловьв, И.В. Беляков, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер), касающиеся проблем развития зрительного восприятия и внимания детей с умственной отсталостью, позволяют говорить о том, что при специальном коррекционном обучении наблюдается положительная динамика не только в развитии восприятия и внимания, но и других психических процессов.

При организации коррекционной помощи детям с нарушениями интеллекта по развитию зрительного восприятия и внимания, мы ориентируемся на планируемые результаты деятельности по данному направлению, отраженные в программе Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Планируемые результаты для детей первого года обучения:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
  • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства предметов (большой — маленький, кубик - шарик);
  • сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
  • складывать разрезную картинку из двух частей;
  • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой).

Планируемые результаты для детей второго года обучения:

  • различать свойства предметов: маленький - большой — самый большой;
  • учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
  • складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
  • выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, цвет);
  • выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»).

Планируемые результаты для детей третьего года обучения:

  • соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
  • складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
  • выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
  • соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
  • передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
  • производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
  • вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины;
  • выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий – низкий.

Планируемые результаты для детей четвертого года обучения:

  • соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);
  • дорисовывать недостающие части рисунка;
  • воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
  • соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
  • ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
  • дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
  • использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
  • описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину;
  • группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
  • ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;
  • пользоваться простой схемой-планом.

Коррекционное воздействие по развитию зрительного восприятия и внимания должно осуществляться только после проведения изучения уровня развития зрительного восприятия. Результаты обследования помогут педагогу определить направления коррекционной работы.

В своей работе по развитию зрительного восприятия и внимания мы используем комплекс коррекционно-развивающих занятий и дидактических игр, направленных на развитие сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), целостного восприятия предмета, ориентировку в пространстве и на плоскости.

Коррекционно-развивающие занятия и дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия и внимания

1.Развитие зрительной ориентировки на форму

Ребенок учится различать форму предметов в процессе действий с ними. Поэтому ребенка  через дидактические игры и занятия следует обучать этим действиям. Игры и упражнения основываются на практических действиях, которые требуют опору на форму предметов. Мы должны научить ребенка с нарушением интеллекта способам ориентировки методом проб. В дальнейшем форма предметов вычленяется зрительно, с помощью примеривания и соотнесением с формой других предметов.

 «Катится, не катится»

«Опусти игрушку в свой домик»

«Спрячь игрушку»

«Почтовый ящик»

«Коробка форм»

«Каждой фигуре свой домик» и многие другие игры.

2.Развитие зрительной ориентировки на величину

Через практические действия с предметами и игрушками ребенок обращает внимание на их величину. На начальном этапе мы учим ребенка дифференцировать величину методом проб, используя прием наложения. Постепенно переходим к выделению величины зрительно, учимся соотносить предметы по величине. Знакомим ребенка с другими параметрами величины – высотой, длиной, шириной.

 «Спрячь шарик в ладошку»

«Разложи мячики в корзинки»

«Спрячь матрешку»

«Пирамидки»

«Построй башню» и многие другие игры.

3.Развитие зрительной ориентировки на цвет

При восприятии цвета, в отличии от восприятия формы и величины, можно использовать только зрительную ориентировку. На начальном этапе при сличении цветов используется примеривание и сопоставление двух цветов способом приложения, чтобы ребенок мог зрительно увидеть их сходство или различие (такой – не такой). Часто этот этап требует продолжительного времени работы с цветом. Затем мы знакомим ребенка с выбором цвета по образцу и постепенно переходим к запоминанию названий цветов.

 «Найди цветок для бабочки»

«Закрой окошко»

«Подбери ленточку»

«Дорисуй веревочку»

«Цветные кубики» и многие другие игры.

4.Формирование целостного образа предмета

У детей с нарушением интеллекта восприятие целостного образа предметов отличается недостаточностью и опозданием в сроках развития. Образ и внешний вид предмета с трудом узнаются и осознаются детьми, так как ребенок не может четко представить предмет и выделить его основные части самостоятельно. Требуется массивная обучающая помощь. Мы должны обучать ребенка узнаванию знакомых предметов среди других, подбирать одинаковые предметы, составлять целый предмет из частей.

«Сложи разрезную картинку»

«Найди свою игрушку»

«Парные картинки»

«Что на картинке?» и многие другие.

5. Развитие восприятия пространства и ориентировка в нем.

Пространственные представления детей с нарушением интеллекта не формируются без специального коррекционного обучения. Ребенок не может определить свое положение в пространстве и действовать в нем. В первую очередь мы обучаем ребенка правильному различению отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются как положение  «рядом», «около». Постепенно восприятие этих отношений уточняется и расширяется («справа», «слева», «за», «перед»). После того, как ребенок приобретает необходимый опыт ориентировки, свободно действует по подражанию и образцу, мы используем задания по речевой инструкции.

«Петрушка (клоуны)»

«Что стоит внизу, наверху, рядом?»

«Запомни и найди»

«Положи верно»

«Где, что лежит?» и многие другие игры.

После осуществления коррекционно-развивающей работы уровень развития зрительного восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта повышается, что подтверждают результаты обследования в конце года.

Таким образом, детям с нарушением интеллекта необходима коррекционная помощь, которая включает разнообразные методы и приемы, игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и внимания.


Заключение

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы. Важным и актуальным в аспекте исследуемой проблемы является мнение многих ученых о том, что развитие зрительного восприятия и внимания детей с нарушением интеллекта осуществляется в условиях неполноценного чувственного познания, ограниченной практической деятельности.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта отмечается замедленный темп, узость, недостаточность развития зрительного восприятия и внимания, которые препятствуют познанию окружающего мира; характерны трудности восприятия пространства ориентировка в нем. Детям данной категории необходима массивная обучающая помощь, направленная на коррекцию недостатков в развитии.


Список литературы:

  1. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. – СПб. : КАРО, 2005. – 304 с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии  [Текст] / Л.С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 222 с.
  3. Грищенко, Т.А. Сенсорное развитие детей в специальных (коррекционных образовательных учреждениях). / Т.А. Грищенко. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013. – 96 с.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 270 с.
  5. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  6. Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
  7. Основы специальной психологии: учебное пособие. / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Изд.центр Академия, 2007. – 480 с.
  8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых дошкольников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М. : Академия, 2002. – 160 с.
  9. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Э.Г. Пилюгина. М.: Просвещение, 2008. – 124 с.
  10. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн – М. : Просвещение, 2007. – 192 с.
  11. Специальная психология: учебное пособие. / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд.центр Академия, 2006. – 464 с.
  12. Стребелева, Е.А., Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центрВладос, 2008. – 256 с.
  13. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. / Е.А. Янушко. М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2016. – 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»

В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной корре...

Развитие зрительного восприятия и внимания у детей с помощью наложенных (зашумленных) картинок

Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...

Особенности зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.Внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Замедленность процесса восприятия, его неполнота и фрагментарность ок...