«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
консультация по логопедии на тему

Кравченко Светлана Ивановна

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных  заданий, которые  так  необходимы для  автоматизации  звуков.Эффективным коррекционным средством являются логопедические сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              МКДОУ «Детский сад  15 «Светлячок»

«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. И я нашла для своих воспитанников такое средство. Это логопедическая сказка.

 Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Актуальность: Логопедическая  сказка  является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Посредством логопедической сказки могут решаться многие коррекционные задачи.

Не секрет, что на этапе автоматизации звуков, особенно когда имеются тяжелые нарушения и приходится многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, логопедические занятия становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес малышей к занятиям не угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Больше всего моим подопечным нравится, когда на занятиях присутствуют любимые герои сказок или мультфильмов. Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в то же время максимально использовался автоматизируемый звук.

Опираясь на методические разработки таких авторов как Нищева Н. В., Тырышкина О. В., Ткаченко Т. А. и др. мною была составлен сборник конспектов занятий по мотивам логопедических сказок «В гостях у сказки», которые помогают поддерживать речевую активность и стойкий положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятиях.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Подробнее остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.

Артикуляционные сказки

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

  •  Биоэнергопластика ;
  • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
  • Использование дидактической куклы Кваки;
  • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
  • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;
  • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

 Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Для постановки сказок я использую разные виды театров, многие из которых изготавливаю своими руками. Это:

Театр би-ба-бо

Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Перчаточный театр очень нравится детям. Это настоящее чудо, когда простая перчатка превращается в героя сказки.

Пальчиковый театр Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Прищепочный театр

Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

Театр на ковролине

Иллюстративное рассказывание с использованием ковролина дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Персонажи на липучках способствуют развитию мелкой моторики.

Театр топотушки

Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.

Вязаный театр

Вязаные персонажи очень нравятся детям. Могут быть плоскими, объёмными, одеваться на пальцы. Используются для фонетических и пальчиковых сказок.

Использование логопедических сказок для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет достаточно высокие результаты. Мной был проведён мониторинг речевого развития дошкольников, посещающих логопедическую группу . Уровень развития звукопроизношение у детей увеличился до 70%.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка» 

Логосказка «Хитрый звук».

По мотивам латышской сказки «Хитрый путник».

Задачи: -выделение первого звука в слове;

-автоматизация звука Л в начале слова.

Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова.

Ладно, - сказал звук Л, - только уговор, если меня перебьете – иду спать.

Звук Л начал:

Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка …

Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин.

Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина.

А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.

Логосказка «Разные братья».

По мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата».

Задачи: дифференциация звуков по мягкости – твердости; дифференциация звуков С - С на слух, в произношении; автоматизация звуков С, С в слогах, в словах.

Жили в одной деревне два брата звук С и С. Звук С был трудолюбив, а звук С - ленив.

Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)

Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами.(Упражнение«Грибок»)
     Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок) .Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел»)Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку.(Упражнение «Трубочка») На берегу речки сидела большая лягушка(Упражнение «Лягушка). Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками.(Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.

«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

        Подготовила учитель-логопед

                                                                                                      Кравченко С.И.

        ст: Барсуковская.

            2018 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»

в данном материале  описана  методика применения логопедических  игр средствами  ИКТ в коррекции  звукопроизношения детей  дошкольного возрастаСодержание1....

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Использование дидактических игр при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...