СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бабаева Рена Магомедзагировна

Актуальность.

Работа посвящена одной из самых значимых и дискуссионных проблем возрастной психологии- исследованию эмоционального развития детей. Несмотря на то, что проблема эмоционального развития занимает в исследованиях психологов, философов и педагогов важное место, но до сих пор остается мало изученными многие вопросы, связанные с природой эмоций, ролью социального окружения, когнитивного развития в процессе становления представлений об эмоциях.

Актуальность темы проявляется в том, что в настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Регулируя поведение, отношения к окружающему миру, эмоции формируют и ценностные ориентации, установки человека, основанные на том личностном смысле, который приобретают отдельные предметы и люди в сознании человека. При этом, переживания, которые связаны с оценкой событий и окружающих, носят не только индивидуальный, но и социальный характер, помогая человеку идентифицировать себя с определенной социальной группой.

Не меньшее значение имеют эмоции и для развития взаимоотношений людей, регуляции общения, так как  именно они лежат в основе симпатий и антипатий, возникающих при восприятиях и оценке другого человека. Развитие активной и социализированной личности связанно во многом с развитием социальных эмоций, с формированием у детей социальных эталонов, принятых в данном обществе. Эти эталоны опосредуют реакции ребенка на социальные стимулы, формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка, благодаря чему ребенок поднимается на более высокую степень личностного развития.

Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, так как именно в этот период формируется основы личностного развития, складывается структура общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных методов и средств формирования и развития эмоциональных эталонов у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств могла бы стать сказкотерапия, возможности которой в использовании для решения указанной задачи в условиях дошкольного учреждения еще далеко не исчерпаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект.35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад  №37«Дружная семейка»

Педагогический проект.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель Бабаева Рена Магомедзагировна.

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

                                                     Актуальность.

Работа посвящена одной из самых значимых и дискуссионных проблем возрастной психологии- исследованию эмоционального развития детей. Несмотря на то, что проблема эмоционального развития занимает в исследованиях психологов, философов и педагогов важное место, но до сих пор остается мало изученными многие вопросы, связанные с природой эмоций, ролью социального окружения, когнитивного развития в процессе становления представлений об эмоциях.

Актуальность темы проявляется в том, что в настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Регулируя поведение, отношения к окружающему миру, эмоции формируют и ценностные ориентации, установки человека, основанные на том личностном смысле, который приобретают отдельные предметы и люди в сознании человека. При этом, переживания, которые связаны с оценкой событий и окружающих, носят не только индивидуальный, но и социальный характер, помогая человеку идентифицировать себя с определенной социальной группой.

Не меньшее значение имеют эмоции и для развития взаимоотношений людей, регуляции общения, так как  именно они лежат в основе симпатий и антипатий, возникающих при восприятиях и оценке другого человека. Развитие активной и социализированной личности связанно во многом с развитием социальных эмоций, с формированием у детей социальных эталонов, принятых в данном обществе. Эти эталоны опосредуют реакции ребенка на социальные стимулы, формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка, благодаря чему ребенок поднимается на более высокую степень личностного развития.

Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, так как именно в этот период формируется основы личностного развития, складывается структура общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных методов и средств формирования и развития эмоциональных эталонов у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств могла бы стать сказкотерапия, возможности которой в использовании для решения указанной задачи в условиях дошкольного учреждения еще далеко не исчерпаны.

Объектом исследования являются – особенности проявления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования – процесс коррекции эмоционального неблагополучия средствами сказкотерапии 

                                     Паспорт проекта

Цели проекта

изучение возможности использования сказкотерапии в целях коррекции эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

1. Рассмотреть сущность, виды и особенности проявления чувств и эмоций.

2. Рассмотреть особенности формирования чувств и эмоций в дошкольном возрасте

3. Изучить особенности проявления эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста и причины его возникновения.

4. Описать возможности, принципы и методику применения сказкотерапии в работе с эмоционально неблагополучными детьми.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников с использованием сказкотерапии, проанализировать полученные результаты.

Тип проекта

познавательно – творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта

дети старшей  группы 5 – 6  лет, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта

октябрь 2015 –май 2016 год.

Ожидаемые результаты

  1. формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  2. формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
  3. развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
  4. выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  5. овладение навыками публичных выступлений;
  6. формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
  7. формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  8. повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
  9. Участие в городских конкурсах.

Гипотеза: комплексное использование сказкотерапии позволяет эффективно снимать негативные психологические реакции у детей дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и группе сверстников.

Методологической основой работы являются теоретические положения А.В. Запорожца о роли эмоциональных эталонов в развитии эмоциональной сферы детей, положения концепции Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций, исследования особенностей эмоционального развития дошкольников А. Рояк, А.Д. Кошелевоей, В.С. Мухиной, возможностей использования сказки и сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е.Л. Набойкиной и др.

Практическая значимость: разработана и апробирована на практике коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей, переживающих различные негативные эмоциональные переживания, посредством сказкотерапии.

 

Этапы реализации проекта:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

2. Проведение опытно-экспериментальной работы по исследованию возможностей использования сказкотерапии в целях коррекции эмоционального неблагополучия детей.

3. Выводы, оформление работы. 

 

Основные понятия:

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.  

Сказкотерапия—это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

 Исполнители проекта и основные участники:

  • Дети старшей группы.
  • Воспитатели группы.
  • Родители.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Рисование сказки;
  • Театрализованные постановки;
  • Драматизация сказок;
  • Пересказ сказок;
  • Чтение стихов;
  • Групповое придумывание сказки;
  • Решение сказочных задач;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;

2. Основная часть

Этапы реализации проекта

Первый этап - аналитический (сентябрь)

Цель:  создание условий для реализации проекта.

  1. Теоретический анализ педагогической литературы.
  2. Изучение имеющегося педагогического опыта.
  3. Определение  целей и задач, организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов приемов и средств.
  4. Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой  деятельности по противопожарной тематике.
  5. Проведение анкетирования родителей
  6. Обеспечение необходимыми ресурсами: нормативно-правовыми, информационными,  материально-техническими.
  7. Составление проекта.

Второй этап – диагностический (октябрь)

При определении содержания каждого этапа  учитываются возрастные психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Отбор диагностического и развивающего материала происходит с учётом того, что ребёнок   может усвоить в процессе обучения и его зоны ближайшего развития.

Цель: выявление у детей пяти-семи лет уровня сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование  представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях).

  1. Организации развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Диагностика.

1. Овладение основами применения сказкотерапии:

- изучение научной литературы;

- изучение опыта других педагогов по данному направлению;

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:

Метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми. 

2. Работа с родителями: 

- Ознакомление с проектом;

- Памятки для родителей.

- Групповые и индивидуальные консультации;

- Консультации для родителей оформленные в папках передвижках.

- Анкетирование родителей.

3. Работа с детьми:

- Опрос «Твоя любимая сказка»,

- Слушаем сказку,

- Рассказываем сказку,

- Проговариваем сказку,

-Показываем сказку,

- Рисуем любимую сказку.

Формы подведения итогов реализации проекта: 

 Проведение открытого занятия «В поисках сокровища» в старшей группе.

Заключение.

Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами,  тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики. 
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

По окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.

Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.

В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения»

Литература

  1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. - М.: АПО, 1994. - 84 с.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
  4. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. 1981, № 10. С. 61 - 64.
  5. Грабенко Т. М. Зачем читать детям сказки? О Курочке рябее и Рождестве Зверей. – СПб.: Речь, 2006.-64с.
  6. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003, № 1. С. 20 - 27.
  7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996. - 631 с.
  8. Ермолаева М. В. Психологические рекомендации развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 176 с.
  9. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Избранные психологические труды. Т. 1. - М., 1986.
  10. Зинкевич-Евстигнеев Т.Д. Формы и методы работы со сказками.-СПб.: Речь, 2006.- 240 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеев Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007.- 176 с.
  12. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1995.
  13. Мещерякова С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. 1975, № 5. С. 81 - 89.
  14. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. 2003, № 2. С. 13-20.
  15. Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы // Дошкольное воспитание. 1993, № 10. С. 41 - 42.
  1. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977, № 2. С. 12 - 19.
  2. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996. - 736 с.
  3. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
  4. Юдина Э. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...

Природа как средство коррекции эмоциональных расстройств детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по актуализации у детей страхов с последующей их коррекцией....

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье благополучного конц...

"Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки....

Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего ш...