«Инклюзия – образование для всех детей»
статья по коррекционной педагогике

Судавцова Марина Никитична

           Сколько негатива мы слышим сегодня об инклюзивном образовании. Педагогам трудно научиться работать с «особенным» ребенком, а у родителей появляется капля надежды на то, что ребёнок научиться жить в социуме, научиться общаться со сверстниками. Инклюзивное образование сегодня стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении всех детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья28.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Инклюзия – образование для всех детей»

Судавцова М. Н.

МДОУ «ЦРР – д/с № 8

«Золотая рыбка» г. Валуйки

           Сколько негатива мы слышим сегодня об инклюзивном образовании. Педагогам трудно научиться работать с «особенным» ребенком, а у родителей появляется капля надежды на то, что ребёнок научиться жить в социуме, научиться общаться со сверстниками. Инклюзивное образование сегодня стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении всех детей.

    Что значит инклюзивное образование? Такое образование предполагает доступность качественного образования, создание образовательного пространства, которое соответствует потребностям всех детей.

Инклюзивное образование  - процесс развития общего образования. Это доступность образования для всех детей с их потребностями и возможностями. Инклюзивное образование (воспитание)– это совместное обучение и воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных игр, досугов, различных видов дополнительного образования детей  с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Должна быть адаптивность системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, интересам и способностям воспитанников.

    Включение «особенных» детей в образовательный процесс ДОУ меняет, прежде всего, установки педагогов на детей. У каждого ребёнка есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особенных» детей. Похожих детей не бывает. Сегодня педагогическую практику необходимо менять, чтобы образовательный процесс с такими детьми не был для педагога проблемой. Если мы создаём особые условия для «особенных» детей, то нарушается принцип равных прав для детей нормы.  Чтобы этого не случилось нам надо научиться работать со всеми детьми вместе, но при этом учитывать их индивидуальные особенности.

     Успешность инклюзивного образования заключается в самостоятельной активности детей, решается такая задача как формирование социально активной личности. Взрослые не дают ребёнку быть самостоятельным, считая, что из-за своих особенностей ребёнок не может реализовать свои возможности. Формируется так называемая «вынужденная беспомощность».  Ребенок зачастую ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

    Ребёнок с особенностями развития будет идти на контакт, если ему дать возможность самостоятельности. Выполнив, какое то поручение педагога,  ребёнок будет чувствовать себя нужным и значимым, это поднимет его самооценку.  Необходимо понаблюдать за ребёнком, как он себя ведёт со сверстниками в течение дня, во что любит играть, чем интересуется. Исходя из этого, можно выстраивать работу в течение дня с ребёнком ОВЗ и детьми группы.

      Во время утреннего круга вызвать желание у ребёнка с ОВЗ, наравне со сверстниками, радоваться предстоящему дню, встрече с друзьями, делиться своими впечатлениями. Именно во время утреннего круга дети обговаривают правила группы и здесь возможно дать детям понимание того что необходимо помнить о взаимопомощи среди сверстников.

    Для организации инклюзивного процесса лучше всего подходит занятие в форме круга, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

    Во время «игр, занятий» (без участия педагога) необходимо наблюдать за взаимодействием ребёнка ОВЗ и сверстников. Совместные занятия детей с норматипичным развитием дают возможность «особенным» детям двигаться за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

    Праздники, экскурсии, конкурсы важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают эмоциональный позитивный настрой, объединяют взрослых и  детей. При подготовке этих мероприятий царит творческая атмосфера. В постановке театрализации или мюзикла должны принимать участие все дети.  «Особенному» ребёнку даже самая простая роль в постановке принесёт удовлетворение и восторг.

        Да, такое образование требует постоянного творческого вклада от всех участников образовательного процесса. Здесь очень важен рабочий тандем педагогов и родителей. К сожалению, мало кто готов к такому сотрудничеству.  Инклюзия – это активное сотрудничество детей, родителей и педагогов в образовательном процессе: проведение общих мероприятий, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В процессе создаются условия для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

        Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Специалисту необходимо  установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, быть внимательным  к запросу родителей, необходимо договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

          Инклюзия признана более гуманной, развитой, и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и детей нормы. Инклюзия дает право на образование каждому ребёнку независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Воспитанники в детском саду учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения.

           Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

        Литература:

  1. Борисова Н. В., Прушинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский//. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.
  2. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н.. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Маркова Л. С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. / Л. С. Маркова// .  М., 2005
  4. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Малер // – М.: Арти, 2008.

10. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Конспект проведения открытого занятия по валеологическому образованию в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 6-7 лет

Программные  задачи:     1.Систематизировать  представления  детей  о  безопасных  формах  поведения  дома  и на  ...

«Инклюзия – образование для всех детей»

Сколько негатива мы слышим сегодня об инклюзивном образовании. Педагогам трудно научиться работать с «особенным» ребенком, а у родителей появляется капля надежды на то, что ребёнок ...

Доклад на тему "Современные научные представления об инклюзивном образовании как о доступном и качественном образовании для всех".

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)....

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в методическом сборнике конференции "Инклюзивное образование"...