Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
консультация

Зотина Н.М.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание доступных условий для получения образования детьми разных категорий.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_konsultatsiya.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП структурное подразделение

                               дошкольное отделение

                              Консультация для педагогов

«Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».

                                                                         Подготовила воспитатель:

                                                                          Зотина Н.М.

 

                                          г.о.Солнечногорск

        Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание доступных условий для получения образования детьми разных категорий.  

       Приоритетным направлением этой деятельности является максимально ранняя коррекция недостатков в развитии детей и в связи с этим организация всевозможной ранней коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения. На современном этапе развития общества разрабатываются вариативные модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений, позволяющие «включать» «особого» ребенка в коллектив нормативно развивающихся сверстников. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) в образовательный процесс определяется как инклюзивное образование.  

      Данный процесс регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, определяется содержание и формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в том числе указаны возможности реализации инклюзивной модели образования.

Существуют службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законными представителями). Службу ранней помощи посещают дети, имеющие статус «ребенок-инвалид». Служба ранней помощи должна быть укомплектована специалистами: педагог — психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. На каждого ребенка-инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи специалистами совместно с родителями ребенка, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком — инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития. Существующая форма организации поддержки семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, обоснованная теоретически и методологически многократно оправдывают себя на практике, но, тем не менее, на сегодняшний день, практический опыт показывает, что она даёт слабую адаптацию ребёнка в реальном мире и не позволяет достичь более высокого уровня социализации. Возникла необходимость пересмотра существующей системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых форм и способов организации коррекционного образовательного процесса, способствующего более полной социальной адаптации ребенка в окружающем мире.

    Работа с инклюзивным ребенком охватывает различные направления развития детей раннего возраста: здоровье-сбережение (развитие движений), сенсомоторное развитие (познавательное развитие), речевое развитие, развитие в изобразительной и  музыкальной деятельности через организацию детско-родительские мероприятий с  использованием эффективных, инновационных форм, таких как:

1. Практические занятия, игровые сеансы «Мама-рядом» — это непосредственные практические занятия и игровые сеансы с ребёнком и его родителями, организуемые специалистами.

2. Педагогический интерактивный городок — это пространство, где функционируют интерактивные площадки, в каждой из которых работает специалист.

3. Родительский флеш — это работа с родителями в условиях специально созданного информационного веб — пространства, в котором каждый из участников может самостоятельно, в удобное время познакомиться с успешными и перспективными практиками в системе раннего развития ребенка, со стилями, техниками, методами работы с малышами, с коррекционными программами и методиками, а также с различным развивающим оборудованием.

4. Минутки родительского взаимообучения «Академия успешных мам», дают возможность поделиться опытом семейного воспитания, рассказать о необычных педагогических находках. Данные мероприятия проводятся в различных формах. Это практические занятия, беседы в кругу, фотоальбомы или видео-уроки.

     Перечисленные детско-родительские мероприятия предполагают совместную деятельность родителя и педагога, основанную на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит передача родителям практических приемов коррекции и профилактики нарушений в развитии. Работа организовывается специалистами в  различных центрах активности. Рассматривая положительные аспекты внедрения инклюзивного образования в рамках взаимодействия дошкольных учреждений, можно отметить, что в первую очередь возрастает эффективность коррекционно-образовательного процесса. В  процессе взаимодействия со сверстниками особый ребенок быстрее овладевает различными видами деятельности и  может развиваться в личном темпе. Нормативно развивающиеся дети тоже получают опыт общения со сверстниками с ОВЗ и с раннего детства учатся их принимать. Педагогическая практика показала, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, включенный в  сообщество здоровых сверстников, воспитываясь и развиваясь вместе с ними, достигает более высокого уровня социализации, а ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и  отложенный) эффект для успешной социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.

Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий  для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...