ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.

Для малыша оно сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни, и от того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое, нервно-психическое и социальное развитие. 

Родители также трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу и желание не водить малыша в сад некоторое время, оставляя ребенка в саду в слезах мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.

Именно по этой причине, на сегодняшний день так актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к дошкольной образовательной организации. Если сотрудники ДОО и родители будут нацелены на сотрудничество, то обеспечат малышу благополучные условия для сохранения психологического здоровья, эмоционального комфорта, организуют интересную и содержательно наполненную жизнь в детском саду и дома – и эти усилия могут стать залогом максимально положительного течения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_pedagogicheskie_chteniya.docx74.51 КБ

Предварительный просмотр:

И. Е. Шпилевая

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

г. Елизово, Камчатский край, РФ

E-mail: irusichka2020@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.

Для малыша оно сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни, и от того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое, нервно-психическое и социальное развитие.

Родители также трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу и желание не водить малыша в сад некоторое время, оставляя ребенка в саду в слезах мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.

Именно по этой причине, на сегодняшний день так актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к дошкольной образовательной организации. Если сотрудники ДОО и родители будут нацелены на сотрудничество, то обеспечат малышу благополучные условия для сохранения психологического здоровья, эмоционального комфорта, организуют интересную и содержательно наполненную жизнь в детском саду и дома – и эти усилия могут стать залогом максимально положительного течения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

При рассмотрении теоретико-методологических вопросов, имеющих отношение к психологии и педагогике развития личности, адаптация выступает как фаза личностного становления индивида, который вступает в относительно стабильную социальную общность (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Э. В. Ильенков) [2; 7; 8].

Педагогическая литература в большей степени посвящена вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, этот вопрос раскрывается в трудах А. И. Жуковой, Н. М Аксариной, Н. И. Добрейцера, Р. В. Тонкова-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмера, В. Манова-Томовой, Н. Д.Ватутиной и др. [1; 6]

Много внимания проблеме адаптации детей к условиям общественного воспитания, также уделяется в современных исследованиях стран Западной и Восточной Европы, такими учеными как К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова [4; 5; 8].

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу к новым социальным условиям жизни. В период адаптации у ребенка наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, С. Аврамова, Л. В. Вершинина) [3; 9].

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве во многих научных психолого-педагогических трудах, а также в политике государства в отношении развития подрастающего поколения, четко прослеживается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования личности ребенка. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность малыша, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить, как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность и т.д. [2; 6; 10; 12].

Анализ теоретической базы и данных практической исследовательской деятельности позволяют нам сделать вывод о том, что во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, необходима помощь педагога-психолога, слаженная и продуманная работа воспитателей с детьми и с родителями, создание благополучного микроклимата в детском саду. А грамотное психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития ребёнка позволит ему своевременно, гармонично и всесторонне развиваться.

Несомненная значимость всего выше сказанного послужила основанием для разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок» разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273, соответствует требованиям ФГОС ДО,  устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Ласточка».

Программа утверждена и реализуется в МАДОУ «Детский сад» № 1 «Ласточка» города Елизово Камчатского края. Дошкольное учреждение работает по программе Васильевой М. А., Комаровой Т. С., Вераксы Н. Е. «От рождения до школы», основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в соответствии с которой необходимо адаптировать детей к условиям детского сада, знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением, познакомить с детьми, воспитателем, способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям [11].

Данная программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта  между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в дошкольной организации и в семьях. 

Необходимо отметить, что в основу программы положена идея построения занятий на основе русской народной сказки «Теремок» и использования потешек, с целью организации общей и пальчиковой гимнастики для малышей. Текст сказки является авторским, некоторые игровые упражнения и стихотворения, также являются плодом воображения автора программы

Новизна программы заключается в новом взгляде на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО: расширено взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи – родители воспитанников имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам благополучной адаптации и социализации детей раннего возраста; у родителей пополняется багаж психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей раннего возраста. 

Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие своих детей, но вместе с тем, они мало осведомлены об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Эту особенность также учитывает разработанная нами программа: специалисты в лице воспитателей и педагога – психолога предоставят семье квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дают рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы обеспечить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить своевременное развитие.

Работа педагога – психолога строится на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе, с обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, и в постоянном контакте с воспитателями и родителями (законными представителями), консультируя их, по всем волнующим вопросам, объясняя тактику и стратегию воспитательно-образовательного процесса.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок» проходила в 3 этапа в период с 7 ноября 2016 года по 5 мая 2017 года.

Первый этап реализации программы включал в себя диагностику уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада на начальном этапе адаптации. Диагностика проводилась методом наблюдения, в процессе которого педагогом-психологом была реализована сопутствующая задача: налаживание первичного контакта с детьми. Кроме того, подготовительный этап также был направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. На этом же этапе проводилась тематическая консультативная работа педагога-психолога с воспитателями.

Подготовительный этап очень важен для дальнейшей работы педагога-психолога с участниками программы, т.к. устанавливаются доверительные отношения детей, педагогов и родителей к специалисту, чем обеспечивается мотивационная основа для дальнейшей работы.

Также на данном этапе проведена диагностика родителей и педагогов с целью оценки знаний об обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

В ходе диагностического обследования, степени адаптации детей к условиям ДОУ, нами было отмечено что в первую неделю посещения детьми детского сада, не было выявлено детей, имеющих высокий уровень адаптированности к условиям дошкольного учреждения, т.е. не отмечено детей, у которых преобладало радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, активные контакты со взрослыми, детьми; у 58% детей уровень адаптированности был оценен как средний, это говорит о том, что эмоциональное состояние данных детей нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям, однако при эмоциональной поддержке взрослого дети проявляют познавательную и поведенческую активность, легче адаптируются к новой ситуации; низкий уровень адаптированности определен у 42% малышей, это значит, что у данной категории детей преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации: двигательный протест, агрессивные действия, активное эмоциональное состояние выражается плачем или криком, либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях: тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность.

По результатам диагностики родителей на выявление степени адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации было выявлено, что 35% оценивают степень адаптированности своего малыша к детскому саду как низкую, 65% родителей оценили степень адаптированности детей как среднюю, родителей оценивших высокую степень адаптированности у своего ребенка не выявлено (рис.1).

Рисунок 1

Оценка уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ различными субъектами воспитательно-образовательного процесса, на начальном этапе реализации программы «Теремок»

Второй этап включал проведение адаптационно-развивающих занятий с детьми группы №1 раннего возраста «Солнышко».

        Занятия проводились два раза в неделю, по вторникам и четвергам, в период с 13.12.2016г. по 27.04.2017г. Общее количество занятий составило 35: некоторые занятия повторялись дважды с промежутком в неделю (с целью более глубокого усвоения материала). Время, затрачиваемое на проведение одного занятия с детьми, составляет не более 10 минут.

Работа педагога – психолога строилась на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе. С обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса и в постоянном контакте с педагогами и родителями (законными представителями), консультируя их, по всем волнующим вопросам, объясняя тактику и стратегию воспитательно-образовательного процесса.

Кроме того, одним из важных компонентов данного этапа было психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов группы. Для родителей и педагогов были проведены групповые и индивидуальные (по запросу) консультации, на которых были освещены вопросы касающиеся обучения, воспитания и развития детей раннего возраста, и адаптационного периода в целом.

Третий этап состоял из итоговой диагностики детей, родителей и педагогов, по критериям, учитывавшимся при первичной диагностике.

Полученные в ходе итогового диагностического обследования данные, позволяют нам сделать вывод, о том, что к концу срока реализации программы по адаптации и развитию детей раннего возраста «Теремок», было выявлено 71% детей имеющих высокий уровень адаптированности к условиям дошкольного учреждения, данная категория детей, отличается преобладаниемрадостного, или устойчиво – спокойного эмоционального состояния,наличием активных контактов со взрослыми и детьми; у 29% детей уровень адаптированности был оценен как средний, это говорит о том, что эмоциональное состояние данных детей нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям, однако при эмоциональной поддержке взрослого дети проявляют познавательную и поведенческую активность, легче адаптируются к новой ситуации; детей с низкимуровнем адаптированностине выявлено (рис.2).

Рисунок 2

Сравнительные данные об уровень адаптированности детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет к условиям ДОУ до и после реализации программы

По результатам итоговой диагностики родителей на выявление степени адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации было выявлено, что в группе отсутствуют дети с низкой степенью адаптированности к условиям ДОУ, 47% родителей оценили степень адаптированности детей как среднюю, а также было выявлено 53% родителей, оценивших степень адаптированности у своего ребенкакак высокую (рис. 3). Среди негативных проявлений у малыша родители отметили: частые обиды и опасливое отношение к новым местам.

Рисунок 3

Сравнительные данные об уровне адаптированности детей к условиям ДОУ до и после реализации программы по результатам опроса родителей

По итогам реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок», можно сделать следующие выводы: в группе раннего возраста созданы условия для успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации. В результате ведения психолого-педагогической работы с участниками воспитательно-образовательного процесса были достигнута основная цель программы - положительная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО, а также у малышей сформировались навыки взаимодействия со взрослыми и друг с другом, игровые навыки, начальные формы произвольного поведения, расширен запас знаний об окружающем мире: сенсорных эталонах, о животных, растениях.

Кроме того, сформировано положительное эмоционально-личностное отношение родителей к детскому саду и педагогам, стремление к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОО, повышен уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей раннего возраста, а также о процессе адаптации в целом, чем сформировано осознанное отношение родителей к полноценному личностному развитию детей раннего возраста (рис.4).

Рисунок 4

Результаты итоговой диагностики показателей адаптационного периода в группе раннего возраста «Солнышко»

Необходимо также отметить, что возникло тесное взаимодействие педагогов группы раннего возраста со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей, повышен уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. 

Таким образом, можно сделать вывод о высокой результативности проводимой психолого-педагогической работы по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОО, в процессе которой были улучшены такие важные показатели психического  здоровья детей, как общий эмоциональный фон, улучшение показателей познавательной и игровой деятельности, положительные взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

С уверенностью можно сказать, что создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.

Кроме того, те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода в ДОО, помогают безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и способствуют формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольной образовательной организации.

Список используемых источников

  1. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина.  Воронеж: Учитель, 2006.  236 с.
  2. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание № 10, 2006. - С. 45-46
  3.  Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. ТонковойЯмпольской.  М.: Педагогика, 2004.  232 с.
  4. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А.  Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
  5. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание - №7, 2004. – С. 66-68
  6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.  М.: Владос, 2004.  416 с.
  7. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание.  2006. №1.
  8. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском саду. 2006  №4.
  9. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.  М.: ВЛАДОС, 2007.  Кн. 2: Психология образования.  608 с.
  10.  Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова.  М.: Владос, 2007. 530 с.
  11.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  12.  Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология.  М.: «Академия», 2007.  336с.

© И.Е. Шпилевая, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...

"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.        В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую...

Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"Вид проекта: исследовательски -игровойПродолжительность проекта: краткосрочный Сроки реализации проекта:...

Тестирование по курсу (ПКК): Физическое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО (72 ч.)

Тестирование по курсу (ПКК): Физическое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО (72 ч.)...