Главные вкладки

    Картотека упражнений для рисования песком и на песке
    картотека по коррекционной педагогике

    Пискарева Татьяна Сергеевна

    Обыкновенный песок - это нечто волшебное... А лоток или поднос с песком превращаются в игровую площадку для реализации самых разнообразных замыслов! Предлагаю несколько упражнений для рисования на песке и с помощью песка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehniki_i_uprazhneniya_dlya_pesochnogo_risovaniya.docx19.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Техники и упражнения

    для «песочного» рисования

    Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером - ведь рука и пальцы - это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Рисовать на песке можно:

    • кулаком;
    • ладонью;
    • ребром руки;
    • щепотью;
    • пальцем;
    • одновременное использование нескольких пальцев;
    • симметрично двумя руками;
    • насыпание  из кулачка;
    • с помощью различных предметов.

    Песок - та же краска, только работает по принципу  «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

    В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:

    • знакомство ребёнка с  основными свойствами песка;
    • развитие ориентации ребенка в пространстве;
    • расширение и обогащение словаря детей;
    • развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;
    • стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
    • гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

     В процессе рисования можно изучать различные геометрические фигуры, рисуя прямые и кривые линии, прямоугольники, треугольники, круги, спирали, звезды, солнце, восьмерки и т.д.

    Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (т.е. рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. При помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.

    Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

    Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песочница, да еще и с цветным песком, привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

    Ниже предлагается несколько  игр - упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

    «Дорожка»

    Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите  прямую  линию   и  попросите   ребёнка  нарисовать  рядом  ещё  одну, примерно в10-15  см  от первой. Скажите ему, что это дорожка  для  машинки  или  ручеёк  для  кораблика. Главное  условие  для проведения параллельной  линии, чтобы  малыш  не  отрывал  руки, а  провёл  свою линию  одним  движением. В  следующий  раз  нарисуйте  для  копирования  не  прямую, а  извилистую  или  ломаную  линию.

    «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»

    Нарисуйте  на  песке  две  параллельные  линии. Скажите  ребёнку, что  это  рельсы, и  попросите  помочь  нарисовать  для  них  шпалы. В  другой  раз, показав  две  линии, объясните, что  это  лесенка, на  которой  не  хватает  ступенек, ─ пусть  малыш  её  отремонтирует.

         

    «Точка, точка, запятая»

    «Точка, точка, запятая ─ вышла рожица кривая.

       Ручки, ножки, огуречик ─ получился человечек.»

    Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка  ребёнку  самому  захочется  повторить  эти  строки  и  изобразить  человечка.

    «Волшебное  превращение»

    Нарисуйте  на  песке  круг  и  спросите  ребёнка, на  что  он  похож, а  затем  попросите  малыша  дорисовать  картинку  так, чтобы  стало  сразу  понятно, что это такое.  Например, круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.

    Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас  придумает  больше  картинок.

     «Мы едем в гости»

    Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

    «Рисуем фигуры на песке»

    Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.

     Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

    «Трудная дорога». 

    Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

    «Опасный поворот». 

    Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

    «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию.

    «Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

    «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

    «Грустное дерево». 

    Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

    «Лист-путешественник». 

    На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

    «Мой веселый звонкий мяч». 

    Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

    «Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.

    Песок оказывает благотворное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

    Литература

    • Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
    • Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке.
    • Хоменко И. Н. Коррекционно- диагностический комплекс «Песочная магия»
    • Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

    Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

    «Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)

    Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...

    Конспект занятия "Рисование песком и на песке"

    Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...

    Картотека заданий для рисования на песке.

    Карточки с заданиями для рисования на песке....

    Конспект игровой образовательной ситуации по ИЗО "Ягоды из песка" (рисование нетрадиционным способом - цветным песком)

    Тема: Ягоды из песка (рисование нетрадиционным способом – цветным песком)         Группа: старшая логопедическая группа...

    Картотека "Игры с песком и на песке"

    Игры для детей дошкольного возраста...