Рабочая программа кружка "Умка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванова Светлана Алексеевна

Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. Таким образом, увеличение числа детей группы риска, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развития – одна  из значимых проблем современного детского сада. Указанные выше проблемы  предъявляют к педагогам  новые требования, в связи с чем меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа с детском саду является очень актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umka.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

 1.Пояснительная записка

                 Дошкольное детство  — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Современная дошкольная педагогика характеризуется множеством особенностей и проблем, обусловленных как социальным запросом, так и методологической составляющей воспитательного процесса.

   Современные дети обладают целым рядом особенностей, отличающих их от детей, выросших несколько десятилетий назад. С одной стороны, это дети, которые «схватывают» всё налету, предприимчивые, более раскрепощённые в поведении (многие из нас скажут, что мы не были такими). С другой стороны -  дети с ослабленным здоровьем, гиперактивные, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, с так называемой «экранной зависимостью». Многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

   Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. Таким образом, увеличение числа детей группы риска, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развития – одна  из значимых проблем современного детского сада. Указанные выше проблемы  предъявляют к педагогам  новые требования, в связи с чем меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа с детском саду является очень актуальной. 

   

       1.1. Направленность образовательной программы

            Предложенная образовательная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и способствует развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

               Новизна дополнительной образовательной программы «Умка» состоит в том, что она учитывает  индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

       

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Целью программы «Умка» является развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Для достижения указанной цели перед программой  поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты данной темы;

- провести диагностику уровня развития мышления, памяти, внимания  воспитанников средней группы ДОУ;

- создать копилку  коррекционно-развивающих игр и упражнений

2.4. Отличительные особенности и принципы программы

         К отличительным особенностям программы можно отнести то, что она позволяет развивать интеллектуальные способности дошкольников, опираясь на кругозор и жизненный опыт детей дошкольного возраста, способствует формированию логического и абстрактного мышления. Эти умения и навыки , несомненно, будут востребованы при обучении ребёнка в школе.

Принципы построения программы:

- личностная ориентированность

- системность

- научность

- непрерывность

- доступность материала для детей

- наличие нравственной составляющей

        Овладение новыми мыслительными операциями  должно  основываться на индивидуальных  интересах и потребностях детей к изучению внешнего мира. Поэтому личностной ориентированности является основополагающим в этой программе:  программа предусматривает выполнение заданий разной степени сложности для разных групп воспитанников, исходя из их возможностей. Между тем, дети всегда имеют   возможность к усвоению новых знаний и умений. Дополнительные сведения об окружающем мире  составляют теоретическую основу программы, делают её ценной и интересной для детей.

        В предложенной программе нашли отражения и современные требования к образовательному процессу. На занятиях  используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения.

       

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

         Образовательная программа рассчитана на занятия с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, так именно в этом возрасте наблюдается активная познавательная деятельность; детей легко заинтересовать, увлечь в мир нового, привлечь к новым видам деятельности.  Очень важно обратить внимание воспитанников на уникальность и неповторимость их личного опыта. Группа насчитывает 15 человек, в том числе 5 девочек и 10 мальчиков.

      1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

                 

                 Продолжительность реализации образовательной программы – 1 год. Общее количество часов –30

1.7. Формы и режим занятий

      Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность каждого занятия – 20 минут. Занятия проводятся с октября по май.

Принципы построения занятия:

1.доступность для детей любого вида информации (зрительной, слуховой, сенсорной)

2.учёт индивидуальных способностей детей;

3.поддержка любой инициативы ребёнка;

4.обращение к жизненному опыту детей;

5.чёткое дозирование информации;

6.наличие яркой наглядности;

7.наличие у всех детей необходимого оборудование и материалов;

8.здоровьесбережение.

   1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

          В итоге реализации программы «Умка» воспитанники первого года обучения должны знать: 

- названия дней недели и месяцев года;

- характерные особенности сезонов года;

- имена сказочных героев из народных сказок;

- названия диких и домашних животных, а также их детёнышей;

- закономерности различных явлений природы;

- закономерности явлений социальной жизни;

-названия основных геометрических фигур

- названия эмоций и характерные особенности их проявления людьми.

     Воспитанники первого года обучения должны уметь: 

- называть обобщающим  словом  предметы и явления;

- называть лишние предметы и явления в перечне;

- различать основные цвета и цветовые оттенки;

- работать с шаблонами и контурами;

-сравнивать сюжетные картинки;

- устанавливать закономерности явлений.

          К концу первого года обучения будет сформирована потребность в общении, развито чувство коллективизма.

       

            Занятия по указанной программе обучения разовьют  внимание, наблюдательность, зрительную память, цветовое восприятие и аналитическое мышление воспитанников, будут способствовать формированию усидчивости, уважения и любви к труду. Будет сформировано осознание собственной индивидуальности, воспитано уважение к нормам коллективной деятельности.

         Способы определения результативности работы: выполнение контрольных зачётов, самооценка, взаимоооценка. Программа «Умка» предполагает отслеживание образовательного процесса в форме выполнения  самостоятельных индивидуальных заданий.

        1.9. Формы подведения итогов реализации  программы: игра-испытание, взаимозачёт, коллективный анализ,  работ, конкурс, мини-выставка, самостоятельная творческая работа, контрольное занятие, зачётная работа.

 

2. Учебно- тематический план (по разделам)

Раздел или тема программы

Количе-ство заня-тий

Сроки проведе-ния

Формы, приёмы и методы занятия

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Что бы будем делать на занятиях кружка «Умка»?

(организационное

занятие)

1

октябрь

Беседа, устное изложение

Таблички «Правила поведения на занятиях»

Фронтальная беседа

Мышление

1

Дидактические игры,

пальчиковая игра

 Иллюстрации, картинки с изображением животных и их детёнышей, карточки для индивидуальной работы

Игра-испытание

«Уроки Мудрой Совы»

Наше мышление

«В гостях у Зайки-зазнайки»

Классификация: предметы и их признаки.

1

Демонстрация, оперирование с предметами, заучивание,

Работа с иллюстрациями

Иллюстрации, пластиковые кубики разного размера и формы, картинки с изображением героев сказок, сосновые шишки,

Чтение разученной считалки,

задания на сравнение предметов

«Глазки-волшебники»

Сравнение: сюжетные картинки.

2

Работа с сюжетными картинками, зрительное запоминание, логопедические игры.

Иллюстрации, картонные тренажёры

Индивидуальные задания.

«Загадки Незнайки»

Умозаключение: логические связи.

2

Работа с иллюстрациями, с мозаикой, речевые игры

«Тесты для дошколят», иллюстрации, мозаика,

Индивидуальные задания.

«В школе Мальвины»

Закономерности

1

ноябрь

Работа с иллюстрациями; беседа, оперирование предметами, разрезание бумаги.

Иллюстрации с изображением последовательных явлений, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, пластиковые муляжи фруктов, ножницы, бумага,

 

Индивидуальные задания.

«Мы – фокусники»

Пространственное мышление

1

Работа с иллюстрациями, речевые игры, выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальные карточки, иллюстрации с изображением разных предметов

Индивидуальные задания.

Память

1

декабрь

Работа с иллюстрациями, работа с индивидуальными карточками.

Листочки из цветной бумаги, картинки с изображением животных, индивидуальные карточки.

Индивидуальные задания.

«Тайны старого дуба»

Объём кратковременной памяти

«Приключения Весёлого Кота»

Зрительная память

2

Работа с иллюстрациями, работа с сыпучими материалами

Мешочек с мелкими предметами, сыпучие материалы (гречка, рис), индивидуальные карточки, сюжетные картинки, картинки-прописи

Тестирование

«Ушки на макушки!»

Вербальная память

1

Прослушивание, диалоговое общение, игра

Иллюстрации, аудиозаписи, книги с детскими стихами

Чтение заученного стихотворе-ния

 «Волшебная лаборатория»

Рецепторная память

1

январь

Прикосновение к предметам, беседа, демонстрация

Предметы различной формы, карточки с заданиями.

Тестирование

 «Сундучок с сюрпризом»

Образная память

1

Работа с иллюстрациями, беседа, выполнение упражнений

Иллюстрирован-ные тесты, картинки с изображением необычных животных,

Индивидуальные задания

«Гимнастика для ума»

Тренировка различных видов памяти

2

февраль

Работа с иллюстрациями, отгадывание загадок, практические упражнения, беседа, дидактические игры.

Иллюстрации, аудиозаписи, карточки-раскраски, тренажёры для развития мелко моторики.

Тестирование

Внимание

1

Практическая работа, демонстрация, игры

Картинки, иллюстрации, цветные карандаши, раскраски

Индивидуальные задания

«Магазин игрушек»

Определение уровня развития внимания

«Белочкины сказки»

Сосредоточенность, распределяемость и устойчивость внимания

1

Беседа, работа с иллюстрациями, описание

Листы с образцами бус, цветные карандаши, иллюстрации

Индивидуальные задания

«Разноцветные кнопочки»

Произвольное переключение внимания

1

март

Дидактические игры, работа с иллюстрациями, тестирование, диалоговое общение

Картинки с изображением животных, сюжетные картины, мягкие шарики, игра «Рыбки»

Выборочное индивидуальное тестирование

Восприятие

1

Практические упражнения

Секундомер, иллюстрации

Индивидуальные задания

«Тик-так, тик-так»

Точность восприятия времени

«Мы построим городок»

Пространственные отношения

1

Конструирование, работа с иллюстрациями

Конструктор «Лего», геометрические фигуры из цветного картона

Анализ практической

деятельности

«По дорожке босиком»

Точность пространственного глазомера

1

Практические упражнения, игра, измерение

Линейка, цветные ленточки, иллюстрации

Анализ практической деятельности

«В стране Акварелии»

Цветовое восприятие

1

апрель

Рисование, раскрашивание, работа с иллюстрациями

Цветные карточки, палитра, акварельные краски

Анализ практической деятельности

Способности

1

Загадывание загадок, работа с иллюстрациями, выполнение тестовых заданий

Иллюстрации для викторины, фигурки для игры «Ритм», часы из картона

Тестирование

«Весёлая викторина»

Интеллектуальные способности

«Студия Волшебника»

Художественные способности

1

Дидактические игры, лепка, раскрашивание, дидактические игры, работа с иллюстрациями

Цветные карандаши, пластилин,

Анализ практической деятельности

Речь

1

Дидактические речевые игры, прослушивание, работа с иллюстрациями

Аудиозаписи, иллюстрации, клубочек ниток, мячик

Анализ произноше-ния

«Чудесный оркестр»

Речь как средство общения

«Сказка учит говорить»

Правила общения

1

май

Дидактические речевые игры, прослушивание, повторение

Аудиозаписи, иллюстрации

Анализ практической деятельности

«Весенние забавы»

Двигательная сфера

1

Подвижные игры

Оборудование для подвижных игр

Двигатель-ные тесты

«Друзья Мудрой Совы»

Профиль интересов

1

Дидактические игры, тестирование

Иллюстрации, индивидуальные задания, карточки

Тестирование

«К нам гости пришли»

Практическое повторение

1

Дидактические игры, работа с иллюстрациями, тестирование

Иллюстрации, картинки, тесты, цветная бумага, мячик.

Индивидуальные задания.

3. Методическое обеспечение образовательной программы

3.1. Для обеспечения работы кружка «Умка» используются следующие методические материалы:

  1. Индивидуальные карточки-задания
  2. Иллюстрации для дидактических игр
  3. Игра «Ритм»
  4. Сюжетные картинки
  5. Разработки дидактических игр
  6. Разработки викторин
  7. Ребусы
  8. Текст загадок
  9. Материалы для развития мелкой моторики
  10. Таблички
  11. Аудиозаписи
  12. Подборка теоретического материала

4. Материально-техническое обеспечение программы.

    Занятия кружка «Умка» проводятся в игровой комнате, имеющей следующую материально-техническую базу:

  1. краски акварельные;
  2. пластилин;
  3. конструктор «Лего»;
  4. цветная бумага;
  5. цветной картон;
  6. доска «Бизиборд»;
  7. карандаши и мелки цветные;
  8. макет часов со стрелками;
  9. линейка, сантиметровая лента;
  10. ленты цветные;
  11. набор природного материала

          5. Источники

1. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 283 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. – 320 с.

3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. —М., 1991. – 450 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России. 2009. – 440 с.

5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320с.

6. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. – М.: АСТ, 2007. – 550 с.

7. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос. 2009. - 688с.

8. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2015. – 432с.

9. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. – М., 2013. - 450

https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...