К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых
статья по коррекционной педагогике

Сасовская Любовь Юрьевна

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе с нарушениями слуха) являются социализация детей, расширение их социальных контактов, адаптация в окружающем мире. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества, в том числе и у детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_dnyatelnosti.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сасовская Л.Ю.,

старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска
462403 ул. Краматорская 9В, 8(3537)23-61-71

К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья

с трудовой деятельностью взрослых 

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе с нарушениями слуха) являются социализация детей, расширение их социальных контактов, адаптация в окружающем мире. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества, в том числе и у детей с ОВЗ. Работа по профориентации с глухими детьми нацелена на ознакомление с разнообразием профессий (особенно социально доступных), расширение знаний об орудиях труда, воспитание трудолюбия [1].

В разработанной нами программе дополнительного образования «Калейдоскоп профессий» были поставлены следующие  задачи:

  1. познакомить детей с нарушением слуха со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны.
  2. конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда;
  3. развивать навыки общения, потребность в нем; воспитывать  потребность и готовность работать в коллективе;
  4. расширять  и обогащать  пассивный  и активный словарь ребенка, развивать речевое общение и др.

Реализация указанных задач строится с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждений, реализующих инклюзивную практику;  принципов и основных понятий инклюзивного образования; целей, содержания и технологии организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ; основных условий реализации психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями стандарта.

В дошкольном возрасте работа по ознакомлению с профессиями направлена на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий (в силу дефекта).  Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессии [2]. Для этого как нельзя лучше подходит такой вид деятельности, как проектная.  Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [3].

Тематика и содержание проектов для детей с ОВЗ, в том числе глухих очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, нами была использована следующая тематика проектов: игровые: «Игра-путешествие в сказочный город»; сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»; «Путешествие в мир насекомых»; творческие: «Что нам осень принесла!?»; «Веселая ярмарка»; «Театр это сказка!» ; познавательные: газета «Звездочка»; «Путешествие в Царство Математики»; конкурс «Мой герб»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) и др.

Рассмотрим более подробно особенности использования проектной деятельности в работе с глухими детьми по реализации содержания программы «Калейдоскоп профессий» на примере проекта по теме «Профессии наших родителей », реализованного в группе компенсирующей направленности ( для детей с нарушением слуха).

Цель проекта: сформировать представление детей о социально доступных профессиях, показать значимость труда взрослых.

Задачи проекта:

  1. Формировать интерес к людям профессий: швея, стоматолог, мастер в сапожной мастерской, повар, продавец.
  2. Показать значимость и необходимость каждой профессии в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
  3. Учить детей включать в сюжетно ролевые игры, полученные знания о профессиях, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест) и доступный речевой материал.
  4. Дать детям знания об основах безопасности жизни, связанные с выполнение определенных трудовых операциях.
  5. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проект реализовывался поэтапно.

1 этап – информационный, проводился с целью ознакомления всех участников с содержанием проекта. Были осуществлены следующие мероприятия:  анкетирование родителей по вопросам организации трудового воспитания в семье; консультации для родителей "Возможности организации трудовой деятельности"; индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении уголка для организации сюжетно-ролевой игры, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей; изготовление карт схем «опиши профессию», «последовательности трудовых действий»; заключение договоров с социальными партнерами; определение возможных для посещения предприятий; создание банка презентаций по профориентационной  работе.

Результаты этапа: дети стали узнавать по иллюстрациям  человека определенной профессии, могли разложить последовательность трудовых операций, активно включались в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Был преодолен стандартный взгляд родителей на их роль в ДОО.

2 Этап – основной, был реализован с целью создания совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к трудовой деятельности, к профессиям и включал следующее: организация экскурсий; показ презентаций; рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций, и др.; поисково-исследовательская деятельность: «Что кому нужно?»; дидактические игры профориетационного характера; строительные игры « Строим магазин» и т. д; создание альбомов «Профессии нашей семьи»; фотовыставка «Мы помощники; этюды на изображение отдельных черт характера: «Буду летчиком» (Л. Дымов), «Умею сам» (О. Бедарев), «Неряха» (М. Пляцковский; игра с имитацией движений «Кто как работает?»; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликации, поделки; наглядная информация в информационном уголке  «Поговорим о труде»; выставка рисунков «Наши профессии».

К результатам этапа можно отнести: дети используют в сюжете игры, полученные знания; с удовольствием выполняют поручения; помогают родителям и в саду при организации трудовой деятельности; умеют описывать профессию, алгоритм трудовых действий, орудия труда по схеме, в силу своих речевых возможностей; родители активные участники при организации экскурсий, изготовлении оборудования к играм.

3 Этап – итоговый, своей целью имел демонстрацию результатов совместной деятельности, а именно: выставка, изготовленных родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм; пополнение развивающей среды по трудовому воспитанию; создание презентации «Интересное в мире профессий»; выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки, поделки); обобщение и распространение опыта.

 Результаты этапа: у детей сформировано представление о профессиях, повысились навыки выполнения трудовых операций, обогатились сюжеты  игры.

Одним из условий успешного использования проектной деятельности как средства ознакомления с трудом взрослых являлось моделирование развивающей пространственно-предметной среды, способствующей закреплению и конкретизации имеющихся и получаемых детьми сведений о профессиях. Развивающая среда была оборудована дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности; иллюстративным материалом разной тематики; игровыми панно; разнообразными коллекциями и демонстрационными экспонатами.

Результаты итоговой педагогической диагностики свидетельствуют об эффективности использования метода проектной деятельности в работе с глухими детьми при ознакомлении с трудом взрослых.

Библиографический список

  1. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с. - ISBN 5-7695-0034-4.
  2. Корень, В. Н., Калдузова,  Г. В. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых / В. Н. Ревень, Г. В. Калдузова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С. 54-61.
  3. Морозова, Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. //Детский сад от А до Я. - 2006. - № 2 – с. 124-131.

МДОАУ « Детский сад № 60» г. Орска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....

Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....

Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...

ПРОГРАММА по ознакомлению детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром через фольклорные занятия, праздники и развлечения.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении господдержки: занятия, как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деят...

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Использование наглядного моделирования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Основные задачи коррекционной работы с детьми с ОВЗ: научить детей  связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. ...