Применение методики Макото Шичида, адаптированной для детей-сирот до года и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию. Почему это важно?
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Колганова Светлана Борисовна

Рассматривается развитие эмоций до года у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях такого типа, по средствам методики Макото Шичида, японского профессора, доктора педагогических наук, направленных на  развитие правого полушария мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_shichida.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методики Макото Шичида, адаптированной для детей-сирот до года и детей, оставшихся без попечения родителей

в Центрах содействия семейному воспитанию. Почему это важно?

Колганова С.Б.,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГКУ ЦССВ «Соколенок»

г. Москва, Россия

sun-64.64@mail.ru

Аннотация. Автор рассматривает развитие эмоций до года у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях такого типа, по средствам методики Макото Шичида, японского профессора, доктора педагогических наук, направленных на  развитие правого полушария мозга.

Ключевые слова: развитие правого и левого полушария мозга, правополушарные дети, методика Макото Шичида, конфликт информации.

Что же такое мозг? Если своими словами, то это таинственная масса с огромным количеством нервных клеток, без нее не обходится ни одно наше действие - поднять руку и взять предмет, открыть книгу и так далее ... Это наш командир, который  трудится каждую секунду без права на отдых или ошибку!

Наш головной мозг состоит из двух полушарий - левого и правого.         

Левое полушарие мыслит логически, долго, тщательно разбирая каждую деталь и анализируя свои действия. Правое же полушарие будет использовать интуицию, оно нетерпеливо, а риск для него дело очень даже благородное!

Изначально все дети рождаются правополушарными, левое полушарие ведет себя тихо и просыпается постепенно.

Главным толчком развития левого полушария является речь малыша!

Но, так как многие недооценивают возможности  правого полушария, то все обучение у нас нацелено на левополушарных детей - логиков и рационалистов.

Вот и конфликт способа подачи информации: ребенок с развитым правым полушарием нетерпелив, да еще и действует эмоциями и интуицией, он будет знать решение задачи, но не сможет объяснить, почему же именно так.

Прибавим сюда "раннее развитие малышей". Чем же оно мешает?

Ничем, если оба полушария работают в паре и обоим мы уделяем нужное количество внимания! И всем, если мы, забросив все остальные дела, занимаемся лишь обучением и гонкой за знаниями, так мы запускаем левое полушарие, которое просто "душит" правое!

Чтобы не было конфликтов внутри ребенка, нужно заниматься не только обучением детей, но и уделять внимание эмоциям, развитию их физической формы.

Только так мы добьемся гармоничного развития личности и поможем ребенку усваивать информацию на разных уровнях! Зачем? Отвечу! Левое полушарие замечательно все проанализирует, разложит по полочкам, но ... запас его памяти совсем мал, поэтому, как только места не остается, лишняя информация автоматически стирается!

Правое полушарие - это огромный склад знаний, но ... туда информация попадает лишь при определенных условиях.

Такие условия разработал в своей методике Макото Шичида, японский профессор, доктор педагогических наук.

Шичида  полагал, что именно правое полушарие нашего мозга может открыть нам невиданные возможности развития интеллекта. Поэтому весь метод Шичида построен на развитии именно этого полушария. Оно ответственно за воображение, ощущение, внимание, представление, восприятие, и все занятия ориентированы именно на эти психические познавательные процессы.

Практически все задания методики предлагаются к выполнению с 3 месяцев до 3 лет. Если из-за возраста малыш не может справиться с заданием, то задание выполняет взрослый.

По мере роста ребенка, он принимает всё большее участие в занятиях:

  • на первых этапах просто рассматривает,
  • затем трогает материалы для заданий,
  • пробует выполнить различные действия,
  • выполняет задания вместе с взрослым,
  • выполняет задания самостоятельно.

Сами занятия, представляют собой цикл самых разнообразных дидактических заданий с различным применением дидактического материала. Причем каждое из них должно занимать по времени одну или две минуты (максимум 5 минут). Полное занятие занимает около получаса времени. Чем чаще в неделю вы будете проводить такие занятия, тем быстрее будет закрепляться материал и развиваться дети.

Метод обучения детей дошкольного возраста по Шичида  представляет большой интерес с точки зрения развития ребенка. Подготовка к занятиям требует довольно большого количества времени из-за того, что нужно подобрать большое количество дидактического материала.

Хочу познакомить вас из каких частей состоят мои занятия,

адаптированные для детей от 6-9 месяцев.

Подготовительная часть. Настройка на занятие.

1. Альфа релаксация.

Шичида советует для более эффективной активизации мозговой деятельности включать фоном музыку с добавлением альфа волн. Она активизирует работу мозга, поэтому слушать её целыми днями или во время сна нельзя. Можно включать  её за 10 минут до начала занятия и оставлять играть фоном все занятие.

2. Установление контакта с ребенком.

3. Образы. Шар энергии. Его суть состоит в том, чтобы вызвать у ребенка максимально яркое представление создания и поглощения энергетического потока. На первый взгляд, это может показаться чепухой, а если вдуматься, то это задание ничем не хуже обычной сказки — вызываем у ребенка визуальные фантазии.

4. Дыхательные упражнения, которое нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течение 3-5 минут.

5. Зарядка для глаз.

Основная часть занятия.

1.Игры с карточками (на развитие памяти, запоминание положения предмета)

Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.

2.Игра «Разверни шарик» (направлено на развитие мелкой моторики рук и тактильные восприятия)

3. Игра «Где шарик?»   (направлено на развитие интуиции)

4. Игры «Соберем шарики и кубики в ведерко», «Обрывание полосок»  (направлено на развитие мелкой моторики рук)

Заканчивается занятие обниманием и поощрением ребенка.

Вот что я хотела рассказать  о методике Макото Шичида в самой краткой форме (материалы по этой методике можно найти по ссылке (см. список литературы №4)

Я попыталась организовать своё занятие, с использованием некоторых элементов методики, приближенное к классическому показу занятий по методике Макото Шичида. Согласна, может возникнуть много вопросов и рассуждений, относительно занятий по этой методике, но так как опыта таких занятий по этой методике в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у нас по России ещё не было, буду рада представить его вашему вниманию.

Список  литературы:

1. Веракса Н.Е., Васильева М.А. и др. «Основная образовательная программа «От рождения до школы» - М.: Мозайка – Синтез, 2014г.

2. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года»,

– М.: АРКТИ, 20013г.

3. Силберг Дж., «Простые игры для ускоренного развития мозга малыша»,

«125 развивающих игр для детей до года», - Мн.: ООО «Попурри», 2010г.

4. Макото Шичида «Малыши – гении» - Методика развития правого полушария головного мозга детей от рождения до 6 лет, интернет ресурсы, (перевод с английского) 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...

Презентация на тему "Зима " СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 2"

Презентация "Зима" подойдет для проведения занятия с детьми  среднего возраста. В ней рассказывается с помощью картинок о зимнем времени года, закрепление знания зимних месяцев, продолж...

Статья "Планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию"

Составление плана опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию....

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"

Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....

Воспитание дошкольников в условиях Центра содействия семейному воспитанию посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...

Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...