Диагностика готовности к школе
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_gotovnosti_k_shkole.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, применяемые в диагностическом обследовании

 готовности детей  к систематическому школьному обучению

МАДОУ № 8

Педагог-психолог   Плотникова Ирина Алексеевна

Исследуемая функция

Используемый

метод/тест

Автор

Источник

Общая осведомленность

10 вопросов

СОИПиПКК (А.Шванцер)

Методичка СОИПиПКК

Мотивация

3 вопроса

А. Н. Венгер,

Е. А. Бугрименко

Внимание

«Расставь значки»

Н. Я. Семаго.

Савельева Н. «Настольная книга педагога-психолога ДОУ» Феникс, 2005 стр. 351-353

«Расставь значки»

Пьерон Рузер

Семаго Н, Я., Семаго М. М. , «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» / Школьный психолог №9, 2003 стр. 6-7.

Память

Зрительная

«10 картинок»

Н. В. Гатанова

Е. Г. Тунина

Семаго Н. Я. «Тесты для подготовки ребенка к школе» Олма-Пресс, 2001 стр. 47

Слуховая

«Запомни слова»

А.Л. Венгер,

А. Р. Лурияы,

З. М. Истомина

Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Айрис-пресс, 2005

Мышление

Понятийное

«Ответь на вопрос»

А.Л. Венгер

Обобщение

«Группировки»

А.Н. Бернштейн, Агаева Е.Л.

Агаева Е. Л. «Тесты для подготовки ребенка к школе» Олма-пресс, 2001 стр. 120-123

Умозаключение

« Установи последовательность событий»

А. Н. Бернштейн

Забрамная С, Д,, Боровик О, В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Владос, 2003 стр. 23 табл. 45 - 48

Развитие речи

Словарный запас

«Подбери слова к заданному вопросу»

А. А. Риан

Гаврина С. Е. «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Росмэн, 2002 стр. 62-64

Использование условных слов

« Окончание слов» Риан А.А.

А. А. Риан

Монологическая речь

«Рассказ по картинке»

С. Я. Рубинштейн

Графический диктант

Д. Б. Эльконин

Тест Керна-Ийрасика

Керн-Ийрасик

План – макет диагностического обследования

готовности ребенка к школе

Исследуемая функция

Используемый метод/тест

Цель

Результаты, оценка

Процедура проведения

Общая осведомленность

СОИПиПКК (А.Шванцер)

Проверка ориентировки в окружающем мире и запас бытовых знаний

Кол-во правильных ответов:

9-10 высокий уровень;

8-6 средний;

5 низкий.

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.С кем ты живешь ( ориентация на тех членов семьи, которые есть у ребенка)? Как зовут твоих родителей (И.О.)?

4.Какой сегодня день недели?

5. Чем отличается зима от лета? /на отличие и знание времен года/

6.  Чем похож молоток и топор?

7. Что бывает на улице после дождя?

8. Каких домашних животных ты знаешь?

9. Каких диких животных ты знаешь?

10. Назови свой адрес, город, страну?

Внимание

«Расставь значки»

Н. Семага

Первичное диагно-стическое обследо-ванеи

Определение объема, переключение и распределения внимания

Время проведения: 2 минуты.

  Более 55, заполненных фигур – высокий уровень;

40-54 средний;

менее 39 низкий.

Перед ребенком кладется бланк методики, психолог, заполняя пустые фигуры образца ( в левой верхней части бланка) проговаривает что необходимо в них ставить: В квадрате ставится точка, в треугольнике - вертикальная палочка, в ромбе – горизонтальная , круг – пустой (Стимульный материал№1 ).

 «Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же как я тебе показал. Фигуры в бланке надо заполнять все пудрят, не выбирая одинаковых».

«Расставь  значки» Пьерон-Рузен

Повторное диагно-стическое обследование

Определение объема, переключение и распределения внимания

Время проведения: 2 минуты.

Более 35 б. – высокий;

25-35 средний;

Менее 25 – низкий.

Перед ребенком кладется бланк методики, психолог, заполняя пустые фигуры образца ( в левой верхней части бланка) проговаривает что необходимо в них ставить: в квадрате – галочка, в треугольнике – горизонтальная палочка, в круге – плюс, в ромбе – точка: (Стимульный материал  № 2).

 «Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же

как я тебе показал.

Фигуры в бланке надо заполнять все

пудрят, не выбирая одинаковых».

Память

«10 картинок» Н.В. Гатанова, Е. Г. Тунина

Определение зрительной памяти

8-9 запомненных изображений – высокий уровень;

7-6 – средний;

Менее 6 – низкий.

Ребенку демонстрируется изображение из 10 картинок.

На повторное исследование: демонстрируется другие изображения.

( Стимульный материал №3,№4). И просят запомнить как можно больше. Затем картинки убирают, ребенок называет столько, сколько запомнил.

«Запомни слова» А.Н. Венгер А. Н. ,

А. Р. Лурияы,

З. М. Истомина

Определение слуховой памяти

Назвал 5-6 слов с первого прочтения и далее количество запомненных слов увеличивается – высокий уровень;

Назвал 4 слова с первого прочтения и  до конца только 7-8 слов – средний;

Назвал 2-3 слова и

Психолог четко называет 10 слов, ребенок повторяет столько слов,  сколько смог запомнить. Всего процедура чтения слов повторяется не более 4-х раз.

Слова: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

На повторное иссл-ние: слова- торт, мел, шар, река, нога, звон, день, пес, лес, дочь.

Мышление

Мышление

 «Ответь на вопрос» А.Н. Венгер

Определение понятийного мышления

3 правильных ответов – высокий уровень;

2 ответа – средний;

1 ответ – низкий уровень.

 

1. Чего в огороде больше овощей или картошки?

2. Чего на поляне  больше одуванчиков или цветов?

3. Чего в лесу больше яблок или фруктов?

На повторное иссл-ние:

1.Чего в огороде больше морковки или овощей?

2. Чего в лесу больше поганок или грибов?

3. Чего в саду больше груш или фруктов?

«Группировки» А.Н.Бернштейн Агаева Е.Л.

Определение уровня обобщения

3 самостоятельных обобщения -  высокий уровень;

2 обобщения - средний;

1 обобщение – низкий.

Психолог показывает 10 черно-белых картинок (2 комплекта. Стимульный материал  №5, №6) и говорит:

« Картинки можно объединить по какому-то признаку, например, лампочка и телевизор оба работают с  помощью электричества. Подумай, какие предметы еще можно соединить»

« Установи последовательность событий» А.Н. Бернштейн

Определение уровня развития умозаключения

Безошибочное выполнение задания – высокий уровень;

Допущена одна ошибка – средний;

Более одной ошибки - низкий

Ребенку предлагается набор сюжетных картинок ( 3-4 картинки) и просят разложить их по порядку действия. Затем можно составить по ним рассказ, для оценки речи ребенка.

( Стимульный материал  № 7,№ 8)

 

Речь

« Окончание слов» Реан А.А.

Уровень развития словарного запаса и способности к использованию в своей речи условных слов

9-10 слов – высокий уровень;

6-8 слов – средний;

  5 и ниже слов – низкий.

« Я начну, а т продолжи так чтобы получилось слова. Например: я говорю – Бе , а ты БЕГЕМОТ».

1 по…

2 на…

3 за …

4 ми …

5 му …

6 че …

7 при …

8 ку …

9 мо …

10 зо …

Рассказ по картинке С.Я. Рубинштейн

Определения сформированности монологической связной речи

6-7 развернутых предложений – высокий

4-5  -  средний

Только перечисление действий, не развернутые предложения - низкий

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке и назвать его.

«Подбери слова к заданному вопросу» А.А. Риан

Определения уровня словарного запаса

общее количество слов – 9-10 – высокий; 6-8 – средний; 5 и ниже – низкий.

( всего по трем вопросам :

1. что бывает:   белое? (На повторное исследование: синее)        

2. что делает:  человек? (медведь)

3. какой бывает: человек? (дом)

Мотивация

А.Н. Венгер, Е.А. Бугременко

Определения  мотивации к школьному обучению

3+ высокий,   2+ средний,   1+ низкий.

1. Ты хочешь идти в школу?

2.  Почему?

3. А что лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

                               Сенсо-моторное развитие  

«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Исследования ориентации в пространств, определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводи

ть заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого

Оценка результатов. (Приложение №1)

Провидения методики (Приложение №2)

Тест Йирасика Керна -

Ориентация на листе бумаги. бумаги, уровень развития моторики.

Оценка результатов.( Приложение №2)

Процедура провидения. ( Приложение № )

Общий вывод:

 4 балла присваивают за высокий уровень;

2 балла за средний уровень;

0 баллов за низкий.

Суммируется показатель по всем психическим процессам:

25 и более баллов – высокий уровень готовности к школьному обучению;

От 12 до 24 баллов – средний уровень;

Менее 12 баллов – низкий уровень.

Приложение №1

«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Оценка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0–3 баллов – низкий;

3–6 баллов – ниже среднего;

7–10 баллов – средний;

11–13 баллов – выше среднего;

       14–16 баллов – высокий.

Приложение №2

       Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Приложение №3

Задание №1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1)

1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.

Задание №2.Подражание письменным буквам (рис.2)

1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

5. Черкание.

Задание №3.Срисовывание группы точек (рис.3)

1. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180°.

4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

5. Черкание.

Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается  как  выше среднего, от 7 до 11 –  как  среднее, от 12 до 15 – ниже среднего.

Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Приложение № 3

Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа – свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на рис.1.)

Задание №2. Посмотри, здесь что-то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на чешском языке – прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так. Пять образцов для оценки приведены на рис. 2.

Задание №3. Посмотри – здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же. Пять образцов для оценки приведены на рис. 3. Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школеДля того чтобы исследовать степень готовности ребенка к школьному обучению, педагог-психолог должен оценить:– объективные данных о состоянии здоровья ребенка в соответств...

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЕТОДИКА - «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого....

Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе

Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности  ребёнка к школе...

Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)

В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Однако множественные мониторинги готовност...

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет (подготовительная группа)   1.Проективная методика «Рисунок человека»Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946...

Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)

Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовно...