Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему
Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)
В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Разработано множество методик оценки психологической готовности ребенка и уровня овладения им программным содержанием по образовательным областям. Однако все эти мониторинги весьма объемны, требуют больших временных затрат и отражают либо методическую, либо психологическую составляющую процесса обучения. При этом очевидно, что без единства этих сторон составить прогноз успешности ребенка в первом классе затруднительно. Кроме того, зачастую желательно объективно оценить компетентность воспитателей групп, составить профиль каждой из групп в целом.
Предлагаю ознакомится с одной из методик диагностики готовности детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года) | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика экспресс-диагностики готовности к школе
(на конец учебного года)
В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Разработано множество методик оценки психологической готовности ребенка и уровня овладения им программным содержанием по образовательным областям. Однако все эти мониторинги весьма объемны, требуют больших временных затрат и отражают либо методическую, либо психологическую составляющую процесса обучения. При этом очевидно, что без единства этих сторон составить прогноз успешности ребенка в первом классе затруднительно. Кроме того, зачастую желательно объективно оценить компетентность воспитателей групп, составить профиль каждой из групп в целом.
Именно в этих целях в МДОУ «Детский сад № 98» была разработана методика экспресс-диагностики готовности к школе. В ее разработке приняли участие психолог зам.зав. по ВМР Дорошенко О. В.
Методика включает в себя оценку продуктивности детского умственного труда по 11 параметрам: работа с графическим образцом, ориентация в числовом ряду, составление и решение математических задач с опорой на наглядность, звуко-буквенный анализ, составление схемы предложения, решение мыслительных задач с пространственным содержанием, систематизация, мышление посредством аналогий, составление рассказа по картинке, мелкая моторика, зрительно-моторная координация.
Учитывая массовость проведения диагностики, мы оставили в ней достаточно легкие задания. Однако при желании можно усложнить способ подачи материала, ввести ряд иных параметров, например умение выделять слоги и т. д. Однако в данной работе мы рассмотрим упрощенную версию, так как именно с нее легче начать знакомиться с методикой.
Задания даются фронтально. Вся процедура занимает не более 30 минут, что очень удобно. Существует несколько вариантов, это помогает избежать списывания. Материал методики частично взят нами из известных пособий, частично разработан по аналогии с ними. При желании отдельные модули можно заменить на собственные сходные по смыслу.
Наиболее оптимальное время для проведения диагностики – середина мая. Отсроченность ее проведения крайне важна, так как это позволяет установить стойкость знаний и навыков, ведь все усвоенное в ходе непосредственной образовательной деятельности дети должны будут сохранить в своей памяти до сентября.
Таким образом, главными целями внедрения этой методики было:
1) объективно оценить качество работы воспитателей в группе;
2) создать диагностические условия, имитирующие условия класса; это позволило более объективно составить прогноз детской успешности в школе, обеспечив преемственность,
3) оценить стойкость полученных знаний и навыков.
Как можно заметить, оценка достижений каждого из детей в данной методике не является приоритетной. Объективно можно оценить лишь ситуативную отдачу, полученную в ситуации, близкой к условиям класса. Мы предполагаем, что дети могут иметь много больший потенциал, нежели покажет отдельный замер. Но любой результат всегда результат. И если произошло снижение качества ответов, то это также повод задуматься над тем, что именно помешало ребенку себя проявить. Это может быть и ситуация фронтального предъявления инструкций, и самостоятельная работа на листе, и привычка быть малоактивным на занятиях в группе, и т. д.
Зато результаты в целом группы оказываются статистически более достоверными, поэтому при взаимодействии с воспитателями желательно опираться именно на эти усредненные балы по каждому показателю. Но для начала представим саму процедуру.
Процедура проведения диагностики
1. Продолжите узор: нарисуйте такой же по клеточкам внизу. Начните рисовать от точки.
2. Возьмите 3 карандаша: красный, синий, зеленый. Найдите число 6
- возьми красный карандаш и обведи то число, которое стоит пред числом 6
- возьми синий карандаш и обведи то число, которое стоит после числа 6
- возьми зеленый карандаш и обведи то число, которое на 4 меньше 6
3. Посмотрите на картинку. Подумайте, что там произошло. Составьте по ней пример. А теперь найдите этот пример среди примеров справа. Будьте внимательны. Верный – только один, остальные неправильные. Подчеркните этот пример любым карандашом.
4. Послушайте слово: «СИЛА». Покажи точками под каждой клеткой, какие звуки в этом слове.
5. Послушайте предложение: «МЫШКА НАШЛА ВКУСНЫЙ СЫР». Составьте его схему и напишите ее в длинном прямоугольнике.
6. Возьмите красный и синий карандаш. Закрасьте ими фигуру так, чтобы красная фигура лежала на синей.
7. Посмотрите на картинку. На ней 5 предметов. Но только два из них подходят друг к другу, их можно объединить. Подчеркните эти два предмета
8. Посмотрите на первые две картинки. Они стоят в паре, потому что подходят друг к другу по смыслу. Подумайте, почему. Подберите к третьей картинке один из вариантов из нижнего ряда так, чтобы эти две картинки были связаны по смыслу ТОЧНО ТАК ЖЕ, как первые две. Приведите ответ в пустую клеточку линией.
9. Посмотрите на доску. Там 4 картинки. Это рассказ, но его кусочки перепутались. Подумайте, про что эта история и расставьте картинки по порядку. Для этого посмотрите на фигурку, которая нарисована рядом с каждой картинкой. На самой нижней строчке нарисуйте эти фигурки в том порядке, в котором должны стоять картинки (у каждой картинки есть пометка в виде одной из геометрических фигур – квадрата, ромба, круга, треугольника)
10. Оценка мелкой моторики. Это легко осуществить, оценив многочисленные линии, которые ребенок рисует при ответах.
11. Оценка зрительно-моторной координации. Для ее оценки следует обратить внимание на изображения геометрических фигур из 9-го задания.
Обработка данных
Обработка данных достаточна проста. Мы используем трехбалльную систему, где 1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий. 3 балла ставится лишь за абсолютно верный ответ. Далее вычисляется средний балл, набранный ребенком. Наша практика показывает, что обычно дети набирают итоговые баллы в трех диапазонах: низком (1,5 - менее 2,0), среднем (2,0 – менее 2,5) и высоком (2,5 – 3.0). Баллы ниже 1,5 встречаются крайне редко и требуют особого анализа.
Очень удобно вычислять таким образом средние баллы по каждому из параметров. Дополнительно можно выделить количественное соотношение детей с разными уровнями (низкий, средний, высокий) по каждому из этих критериев. Кроме того, усреднив баллы по областям, легко получить и интегративный балл группы в целом. Этим способом легко можно составить профиль группы: что именно в работе воспитателей западает, а чем они могут гордиться. Можно провести объективное сравнение групп между собой.
Но будем объективны – применять такой метод уместно только в том случае, если взаимодействие с детьми действительно опирается на образовательную программу детского сада, предполагающую систематическое обучение детей по вышеперечисленным параметрам в каждой группе без исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)
Е. И. ЩЕБЛАНОВА, И. С. АВЕРИНА, Е. Н. ЗАДОРИНА...
Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)
В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Однако множественные мониторинги готовност...
Диагностика готовности детей к школьному обучению на начало и конец учебного года
У каждого специалиста есть свой готовый набор психологической диагностики.Это один из вариантов исследования когнитивной сферы будущих первоклассников на начало учебного года и конец....
Справка по результатам мониторинга подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на конец учебного года
Справка по результатам мониторинга подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на конец учебного года....
Экспресс-диагностика речевой готовности школьному обучению старших дошкольников.
Не за горами первый класс? Как оценить, насколько высок уровень развития речи вашего ребёнка или воспитанника? Несложные в проведении и подготовке задания помогут это сделать, подскажут, над чем нужно...
Протокол обследования «Психологическая готовность к школе» на начало и конец учебного года
Протокол обследования «Психологическая готовность к школе» на начало и конец учебного года...
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы воспитанниками по результатам мониторинга в группе на начало учебного года (сентябрь) и конец учебного года (май)
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы воспитанниками по результатам мониторинга в группе на начало учебного год (сентябрь) и конец учебного года (май). Данные результат...