Презентация по тифлопедагогике и тифлопсихологии
презентация по коррекционной педагогике

Разумцева Вера Александровна

Ознакомление с тифлопедагогикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiflopedagogika_i_tiflopsihologiya.pptx653.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тифлопсихология и тифлопедагогика Проект: «Социализация дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: студентка 5 курса ФГБОУ ВО « Новосибирского государственного педагогического университета» Разумцева В.А

Слайд 2

Нарушения зрительного анализатора Зрительный анализатор - важный источник получения информации о мире. В случае нарушений зрения различной этиологии происходят значительные изменения в развитии ребенка, начинают страдать ("западать") все стороны личности ребенка: познавательная, учебная, социальная и поведенческая. Проект проводится в реальных условиях деятельности для слабовидящего ребёнка в группе комбинированной направленности №9 «Ромашки» г.Новосибирск МКДОУ д /с № 171 «Черничка».

Слайд 3

Диагноз Мальчик 16.11.2015 Выписка из истории болезни 2017г.: Правый глаз: врождённая катаракта , тракционная отслойка сетчатки , врождённый микрофтальм . Левый глаз: гиперметропия слабой степени. Заключение ТПМПК 2018г на момент поступления в детский сад: Слабовидение. Прогрессирующее снижение зрительной функции. Ограничение полей зрения. Астенопия( снижение зрительной работоспособности , быстрое утомление). Нарушение бинокулярного зрения. Познавательное развитие соответствует возрастным требованиям. Речевое развитие соответствует возрасту. Парциальная несформированость ВПФ регуляторного компонента.

Слайд 4

Цели и задачи Цель: Создание условий для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме. Задачи: инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует всовместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно объясняет явления природы и поступки людей; имеет начальные представления о себе, о природном и социальном мире; способен к принятию собственных решений.

Слайд 5

Аннотация проекта Направленность: развитие инклюзивной практики в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования. Вид проекта: по составу-групповой ; по содержанию-интегративный ; по продолжительности-долгосрочный ( три года); по доминации : практико-ориентированный (информационный). Участники проекта: воспитатели; дети группы комбинированной направленности; родители; узкие специалисты(логопед, физ.инструктор, муз.руководитель ).

Слайд 6

Реализация проекта через разные виды деятельности. Познавательный вид деятельности: Экскурсии; Игровой вид деятельности: Сюжетно-ролевые игры: «Больница»; «Зоопарк»; « Ряжение », «Зоомагазин» - д /и «Кто, где живёт?», «Кто, чем питается? » Театрализованные игры на основе сказок. Игры-имитации на определение персонажей «Где мы были - мы не скажем, кого видели – покажем», Продуктивная деятельность: - Изображение трафаретами, - Раскрашивание изображения, - Лепка. Рисование Речевая деятельность: Беседы с использованием иллюстраций; Чтение произведений; Составление кратких рассказов; Пересказ произведений. Рассматривание альбома «Дикие животные», плакатов «Птицы», «Времена года», - Загадывание и отгадывание загадок, - Чтение художественной литературы мира

Слайд 7

1.Развитие зрительного восприятия (коррекционное) 2.Развитие ориентировки в пространстве (компенсаторное) 3. Развитие осязания и мелкой моторики рук (компенсаторное) 4. Социально-бытовая ориентировка (компенсаторное) Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ

Слайд 8

Основные направления коррекционной работы с детьми по проекту пальчиковая гимнастика; зритетельная гимнастика; дыхательная гимнастика; психогимнастика ; самомассаж . коррекционно-развивающие игры: - развитие памяти с расширением словарного запаса - «какой бывает...» (по кругу, подобрать и запомнить определения); - загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам; - слуховое восприятие - «узнай по описанию», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы; - логическое мышление «что сначала, что потом» (олень или оленёнок); - ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлёнок, ...»; - грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование); - звуко-слоговая структуру («прошагай, кто из животных быстрее доберѐтся до водопоя», «придумай необычное название»); - воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ...», «снег сверкает на солнце, как...»; - развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); - лексику (за счѐт смежных тем идѐт обогащение и активизация словаря); - упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы; - театральные этюды (схожи с психогимнастикой , но требуют передачи нескольких действий, объединѐнных сюжетом - «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»); - игры-драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе). - игры-имитации на определение «Где мы были - мы не скажем, кого видели – покажем»,

Слайд 9

Игры

Слайд 10

Знакомство с ребенком. Изучение документации. Обследование ребенка. Составление характеристики. Анализ и обобщение проведённых в течение года обследований Схема обследования

Слайд 11

Диагностика Подколзина , Е. Н. В пособии представлены содержание и методика диагностического обследован ия дошкольник а с нарушением зрения, с помощью которой учитель-дефектолог (тифлопедагог) имеет возможность выявить отклонения в развитии его познавательной и социальной сфер. Это позволит определить направления коррекционно-педагогической работы, конкретное содержание и методические приемы, адекватные для каждого ребенка, возможности педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в его развитии. Тифлопедагогическа диагностик дошкольник с нарушение зрени / Подколзи - Е. Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с. - ISBN 978-5-904810-28-3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома « Нагляд . материал для обследования детейПособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам до- школьных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. /[Е. А. Стребелева , Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой . — 2-е изд., перераб . и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.

Слайд 12

Для детей : Дальнейшая работа будет связана с продолжением реализации работы, необходимой для системы социализации неорганизованных детей с нарушением зрения. Для родителей : удовлетворение результатами развития ребёнка; расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать; получение информационного доступа об организациях, работающих с детьми; психолого-педагогическое и социальное просвещение. Перспективы дальнейшего развития проекта

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии.

Раздел коррекционной (специальной) психологии – сурдопсихология. Объект и предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушен...

Основы тифлопедагогики

Основы тифлопедагогики...

Основная литература по тифлопедагогике

Перечень сновных источников по тифлопедагогике с аннотациями...

Проект "Неделя психологии и тифлопедагогики"

quot;Проект "Неделя психологии и тифлопедагогики"...

Использование цвета в офтальмологии и тифлопедагогике

в статье кратко описан лечебный эффект цвета в коррекции зрения и профилатике его нарушений , а также опыт работы в данном напрвлении с дошкольниками с нарушенииями зрения....