Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Раздел коррекционной (специальной) психологии – сурдопсихология. Объект и предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха у детей. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха. Развитие деятельностной и эмоциально-волевой сфер у детей с нарушениями слуха. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии.

Раздел коррекционной (специальной) психологии – сурдопсихология. Объект и предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха у детей. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха. Развитие деятельностной и эмоциально-волевой сфер у детей с нарушениями слуха. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции.

Тифлопсихология как раздел коррекционной психологии. Предмет и задачи тифлопсихологии. Развитие учения о слепоте. Зрение и его влияние на жизнедеятельность человека. Причины нарушений зрения. Нарушения зрения и последствия этих нарушений. Компенсация слепоты. Психолого-педагогическая классификация нарушений зрения у детей. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения. Особенности развития деятельностной и эмоционально-волевой сфер личности детей с нарушениями зрения.

Логопсихология как раздел коррекционной (специальной) психологии. Развитие учения о нарушениях речи. Предмет логопсихологии. Задачи логопсихологии. Речевые нарушения и их классификация. Причины речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Особенности развития познавательной сферы при речевых нарушениях. Особенности развития эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях. Психологическая диагностика при нарушениях речи.

Сурдопсихология занимается изучением психологических особенностей людей с нарушениями слуховой функции. Сурдопсихология является отраслью коррекционной психологии и направлена на анализ особенностей психического развития человека с дефектами слуха.

Нарушения слуха обусловлены различными заболеваниями – как матери во время беременности, так и ребенка в постнатальном развитии. К таким причинам нарушений слуха можно отнести:

- различные инфекционные заболевания – корь, скарлатина, менингит, отит и т.д.;

- в более позднем возрасте – длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (плееры с наушниками) и т.д.;

- вирусные заболевания матери во время беременности (в первом триместре) – краснуха, грипп, герпес и т.д.;

- врожденные причины – атрофия слухового нерва, недоразвитие слухового нерва, деформация слуховых косточек, родовые травмы и т.д.

Чаще всего, нарушения слуха возникают в раннем детстве – в возрасте двух-трех лет. Не стоит забывать и влияние наследственного фактора – у родителей с нарушениями слуха чаще рождаются дети с аналогичным дефектом, чем у слышащих родителей.

С целью верного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуховой функции, для диагностики и организации обучения и воспитания таких детей, разработана классификация нарушений слуха (тугоухость), принятая всемирной организацией здравоохранения:

  • Тугоухость 1 степени – дети воспринимают разговорную речь на расстоянии от ушной раковины до 2 метров максимум, на более длинные расстояния они не слышат.
  • Тугоухость 2 степени – дети различают громкий голос возле у уха, гласные «о» и «у», неречевые звуки внешнего мира на близком расстоянии.
  • Тугоухость 3 степени – дети воспринимают низкие и средние частоты, реагируют на разговор около уха и различают несколько гласных звуков.
  • Тугоухость 4 степени – дети воспринимают разговорную речь около уха и на небольшом расстоянии, различают некоторые согласные, знакомые слова и фразы.

Существуют еще некоторые классификации, направленные на дифференциацию детей с нарушениями слуха, с целью выбора способов их обучения и воспитания. Когда ребенка направляют в ту или иную специальную школу, то специалисты учитывают степень нарушения слуха и степень речевого развития.

Зрение является основным «приемником» информации из внешнего мира. Психическая жизнь людей с нарушениями зрения исследовалась еще античными философами, которые описывали «душевную» жизнь слепых. Нарушения зрения у детей, как и другие нарушения, имеют различную природу. Детей с нарушением зрительной функции требовалось обучать и это требовало специального подхода, средств и методов – способствовало развитию тифлопедагогики. Для того, чтобы процесс обучения детей с нарушениями зрения был успешным, необходимы были психологические знания об особенностях психического развития при нарушениях зрения. Таким образом, тифлопсихология, как раздел коррекционной (специальной) психологии, изучает закономерности развития психики слепых и слабовидящих людей.

Нарушения зрения, их степень, определяются снижением остроты зрения. Группы детей с нарушениями зрения, выделенные на основе степени снижения остроты зрения:

  • Слепые дети – полное отсутствие зрительных ощущений, остаточное зрение – максимальная острота – 0,04 при условии коррекции с помощью очков, сохранность способности к светоощущению;
  • Абсолютно слепые дети – тотальное отсутствие зрительных ощущений;
  • Частично слепые дети – сохранно светоощущение, сохранна способность к выделению фигуры и фона;
  • Слабовидящие дети – отличительная особенность – выраженное снижение остроты восприятия, но зрительный анализатор остается основным источников восприятия информации.

Нарушения зрения у детей могут быть врожденными – слепорожденные (врожденная тотальная слепота или появление слепоты до 3 лет – психическое развитие без зрительной системы) и приобретенными – ослепшие дети, которые утратили зрение в дошкольном возрасте и позже. Статистические данные свидетельствуют о том, что в большинстве своем, нарушения зрения у детей носят врожденный характер.

Логопсихология является разделом коррекционной (специальной) психологии, изучающим психические особенности человека (ребенка), который имеет нарушения речи. В качестве объекта логопсихологии выступают закономерности и механизмы функционирования психики с речевыми нарушениями.  

Как отдельное направление коррекционной психологии, логопсихология выделилась в 50-60 гг. XX века. Вплоть до этого времени, логопсихологию относили к дефектологии. Логопсихология тесно взаимосвязана с логопедией и дополняет ее. Понимание психологических особенностей людей с речевыми нарушениями способствует более детальному изучению структуры речевого дефекта.

При изучении лиц с нарушениями речи, логопсихология придерживается определенных принципов:

  • Комплексное изучение ребенка – исследование всех сторон развития познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер.
  • В процессе обследования ребенка обнаруживаются причинно-следственные связи нарушений психического развития.
  • Динамическое изучение ребенка – построение обучающего эксперимента.
  • Анализ данных проводится как с качественной, так и с количественной стороны.

В своих исследованиях логопсихология использует такие методы, как эксперимент и наблюдение, опрос и тест. Например, наблюдение позволяет отследить наличие стереотипных действий, проявления тревожности, выраженные аффективные и эмоциональные реакции и т.д.

Нарушения речи затрагивают все сферы жизни человека. Речь – это сложный и многоуровневый процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников на основе компетентностной основе.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников – интегральная личностная характеристика педагога, определяющая способ...

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

презентация: логопсихология

Презентация на тему: "Логопсихология"...

Презентация по тифлопедагогике и тифлопсихологии

Ознакомление с тифлопедагогикой...

Логопедия логопсихология

Логопедия логопсихология...