Схема тела.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Левченко Гульсара Алтымбаевна
Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию материал о развитии представлений о схеме тела, поэтапно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_tela.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Схема тела, как основа формирования пространственных представлений, чтения и письма.  Игры и упражнения.

В последнее время, у детей,  приходящих на подготовку к школе, при обследовании выясняется, что они путают понятия левая, правая рука. Впоследствии это отразится  в младшем школьном возрасте, так как схема тела является важным звеном развития пространственных представлений.

Схема тела – это внутреннее представление о теле и ваша способность управлять им. Правильно усвоенная схема тела, это база для:

  1. Устной речи (словообразование, словоизменение, построение предложений)
  2. Освоение чтения и письма (зрительный анализ и различение букв)
  3. Освоение счета (понятие о порядке, счетных операциях, составе, разрядности числа и т.д.)

Освоение схемы тела проходит в 3 этапа:

  • Пространство собственного тела,
  • Предметы относительно меня,
  • Предметы относительно друг друга,
  • Квазипространство (представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях).

На первом этапе (с раннего возраста) рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно, при укладывание ребенка спать, мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком пестушками, потешками, приговорками.  Также будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче). Игра «МОЙДОДЫР».  Для этого вам нужно при купании  малыша, намыливать  и  вслух называть все его части тела. МАССАЖ колючим мячом частей тела.

С 3 лет формируем представление о лице и теле (Семаго Н.Я.): выше всего…., ниже всего…, выше чем…., ниже чем…..

Затем, с 4 -5 лет,  в работу вводятся предлоги: над, под, между. Задаем малышу вопросы: «Что находится над бровями, носом …?, что находится под …. ?, что находится между ушами, щечками?. Сначала перед зеркалом, потом через этап движения (просим поднять, прощупать часть тела), и самое сложное – с закрытыми глазами.

На втором этапе рекомендуются игры на перемещение тела в пространстве:  слезать с препятствия, залезть на препятствие, проползти через туннель. При этом ребенок осваивает изменение и положение тела, представление о габаритах тела. В дошкольном возрасте можно поиграть в следующие игры: «МУМИЯ» Туго обматывайте эластичным бинтом каждую часть тела и называйте ее. «РОБОТ» Даете команды ребенку: подними правую руку, поверни налево, сделай 3 шага, покажи мизинец левой руки и т.д.. Усваиваем предлоги:  подойди ближе к…, встань дальше от…, перед……, за….., между……

На третьем этапе работаем в вертикальной плоскости: раскрашиваем, используем свободное рисование, работа с трафаретами, пластилином, конструирование из деталей, штриховка. Используем рулонные обои, мольберт, магнитные доски, пробковые доски. Игра «ФОТОГРАФ» Необходимо рассадить игрушки перед камерой. Например, мишка сидит между волком и собачкой, лев над волком, и т. д. Игра «УКРАСИМ ТОРТ». Расставляем украшения (свечи) в центре торта, над желтой звездой, справа от красной детали, слева от…, между…. . Игра «ЛАБИРИНТ» Перед тем, как провести линию, проговариваем вслух действие: вверх, вниз, направо, налево.

Маленький человек будет познавать себя и осваивать схему тела,  играя со скакалкой и резинкой, играя  в классики. Танцы, спортивные игры, езда на велосипеде и самокате, освоение роликов – все это принесет огромную пользу.

Уважаемые родители, используя данные рекомендации, развивая общую физическую активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки), всего 15 – 20 минут в день, вы  будете развивать и радовать  своего ребенка!

Подготовила: педагог – дефектолог ГКУСО « Ипатовский СРЦН «Причал»