Обучение дошкольников ориентировке в схеме тела
статья по коррекционной педагогике

Особое место в обучении детей пространственной ориентировке занимает ориентировка в схеме тела человека. В статье предложены некоторые игры, позволяющие познакомить детей с этой задачей в простой и увлекательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников ориентировке в схеме тела.

Овладение пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет значительные  трудности для детей дошкольного возраста.  Что же касается детей с нарушениями зрения, то без специального обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений.

Когда мы говорим о пространственном восприятии мы, в первую очередь имеем в ввиду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Когда же говорим об ориентировке детей в пространстве, это значит, что ребёнок должен осознать своё положение в пространстве уметь жить и действовать в этом пространстве. При этом пространство делится для него на ближнее и дальнее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у детей с нарушениями зрения формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.

Особое и важное место в обучении детей пространственной ориентировке занимает ориентировка в схеме тела.   Предлагаем некоторые игры, позволяющие познакомить детей с этой задачей в простой и увлекательной форме.

Игра «Весёлые человечки»

Дидактическая задача. Учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме.

Игровое правило. Выполнять то упражнение, которое изображено на карте.

Игровые действия. Найти в наборе парную карточку и воспроизвести позу.

Материал. Карточки – схематичные изображения движения. 3 набора: 1-й набор – силуэты человека в движении, 2- набор – контуры, 3-й – схемы. У взрослого образец в два раза крупнее, чем карточки у детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком – схемой, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так». Затем взрослый (ведущий), предлагая карточку - образец, просит детей дети найти в своём наборе парную. Последовательность работы: силуэт – силуэт, силуэт– контур, контур – контур, контур – схема.

Игра «Прогони муху»

Дидактическая задача. Учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме тела.

Игровое правило. Выполнять действие по команде педагога.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прогнать муху (смахнуть снежинку, капельку дождя, осенний листочек и пр.) правой рукой с правого колена, правой рукой с левого ушка и т.д.

Игра «Замри»

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. Дети под музыку свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) они останавливаются – «замирают». Воспитатель назначает детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем он предлагает детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

Игра «Не ошибись»

Дидактическая задача. Учить детей понимать задания на ориентировку в пространстве с учётом точки отсчёта от себя.

Игровое правило. Чётко выполнять команды ведущего.

Ход игры. Один ребёнок стоит спиной к остальным детям и выполняет команды ведущего. Остальные повторяют только правильно выполненные движения.

- Два шага вперёд.

- Один шаг налево.

- Три шага направо…

Упражнение «Мяч по кругу»

Цель: Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Правило. Не уронить мяч.

Ход. Дети передают мяч друг другу по кругу.

Мой весёлый

Звонкий мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

По команде ведущего, дети передают мяч вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под ногами, перед собой, за спиной.

Игра «Хлоп ладошка»

Дидактическая задача. Учить детей понимать словесные указания, сличать своё положение в пространстве и ребёнка, стоящего напротив. Развивать координацию движений.

Игровое правило. Выполнять движения в соответствии с текстом, без ошибок.

Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу. Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:

Вот у нас игра, какая:

Хлоп, ладошка,        (Дети соединяют «зеркально» свою ладошку с ла -

        дошкой напарника – начинают с любой, по-своему

        выбору),

Правой правую

Ладошку

Мы пошлёпаем

Немножко.        (три хлопка правой ладошкой по правой ладошке

        соседа)

А потом

Ладошкой левой

Ты хлопки

Погромче делай        (три хлопка левыми ладошками)

А потом, потом,

Потом

Левой правую

Побьём.        (три хлопка левой ладошкой по правой и наоборот)

Упражнение «Угадай, где позвонили?»

Дидактическая задача. Развивать слух, упражнять в выделении направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т.д.

Игровые действия. Двигаться в направлении, откуда слышен звон колокольчика, будильника.

Ход.

1-й вариант. Детям завязываются глаза, и даётся инструкция идти в сторону, откуда слышен звон колокольчика. Во время игры уточнить: «С какой стороны звенит колокольчик?»

2-й вариант. Глаза не завязываются. Ребёнку предлагают найти, где находится будильник, рассказать, где он его нашёл.

Упражнение «Проследи за огоньком»

Дидактическая задача. Активизация зрения детей; словесное обозначение направления движения огонька.

Ход. В тёмном помещении детям предлагается проследить за огоньком и сказать, куда движется огонек, за правильный ответ ребёнок получает звёздочку.

https://alcor.tk/wp-content/uploads/2017/05/773795f0d842d1d56bd97728e666a7a1_-an-eye-exam-for-children-kids-eye-exam-clipart_1280-853.jpeg.jpg

 Корелина И.Д., учитель-дефектолог,

подготовлено по материалам сайта maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе обучения дошкольников пространственным ориентировкам

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка  -дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отм...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

Необходимость формирования у дошкольников временных представлений....

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

презентация по обучению дошкольников ориентировке в направлении "лево"-"право"

Презентация содержит теоретическую часть обучению детей дошкольного возраста ориентировке в направлении "лево-право", рассматриваются особенности восприятия детьми этих пространственных величин, а так...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Обучение дошкольников ориентировки во времени.

   Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если прос...