ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ
статья (подготовительная группа) по теме

Коленикова Нина Федеровна

Необходимость формирования у дошкольников временных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_orientirovke_vo_vremeni.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

Дети рано сталкиваются со временем. Упоминания взрослых о времени дошкольники слышат часто и пытаются разобраться в них. У детей разных возрастных групп имеются свои особенности представлений о времени. Их необходимо учитывать при обучении детей ориентировке во времени. В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и название частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логических связанных событий в несложных сюжетах.

Формированию этих представлений способствует четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятие, игры и др.

Младшие дошкольники характеризуют время прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течении дня и вызывали сильные эмоции. Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают ввязывать его с действием с окружающей жизни. Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом необходимо опираться на детский опыт, активизировать их воспитания о той или иной деятельности.

Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями педагога.

Ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. В качестве методических приемов обучения должны широко использоваться наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью необходимо использовать условную: модели, схемы. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделенный на части, и тогда ребенок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие. Сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное - чтобы прошли все части суток.

Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки. Словесные характеристики должны дополняться красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Необходимо уточнять с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки. Под влиянием обучения осознается, что всегда они сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас - сегодня, те, которые прошли, - вчера, а сутки, которые еще не настали, - завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.

На основе формирования пространственных и временных представлений у детей 5-го года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно - временные представления и понятия о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно.

С детьми старшей группы необходимо закреплять представление о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связываются не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня день, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать наблюдения, беседы, чтение, пересказывания сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий. Дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на периодичность смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. Старшие дошкольники должны различать и называть части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятие: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединить с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, и последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Кроме того, проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. В старшей группе формируется «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени.

С детьми седьмого года жизни необходимо ознакомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Все меру времени предоставляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служат основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

презентация по обучению дошкольников ориентировке в направлении "лево"-"право"

Презентация содержит теоретическую часть обучению детей дошкольного возраста ориентировке в направлении "лево-право", рассматриваются особенности восприятия детьми этих пространственных величин, а так...

Конспект НОД с использованием новых технологий обучения «Ориентировка во времени: день-ночь» - "Как дети Ёжику помогли!" (младшая возрастная группа).

Ведущая образовательная деятельность «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостности картины мира), «Коммуникация», «Социализация». Задачи: 1. развивать пред...

Обучение дошкольников ориентировки во времени.

   Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если прос...

Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 2. Ориентировка во времени. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)

В данной картотеке представлены игры и упражнения на разные возрастные группы дошкольников по формированию элементарного математического понятия "Ориентировка во времени"....

Обучение дошкольников ориентировке в схеме тела

Особое место в обучении детей пространственной ориентировке занимает ориентировка в схеме тела человека. В статье предложены некоторые игры, позволяющие познакомить детей с этой задачей в простой и ув...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему: «Ориентировка во времени» Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему:«Ориентировка во времени»Цель:   Закреплять умение детей в ориентировке во времени....