РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тулушева Юлия Юрьевна

 

    Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.           

   Программа «Школа Дошколят» позволяет успешно подготовить ребенка в школе, учитывает способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. А также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

   Данная программа помогает развивать: навык самоконтроля, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.  Также «Школа Дошколят» способствует более спокойному процессу адаптации к школе, так как готовит к изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны. Она позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_doshkolyat20.docx80.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»:

Руководитель структурного подразделения детского сада

«Школа Сотрудничества»

 _______________/ А.В. Замыслова

                                                               



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа дошколят»

по психологической подготовке детей к школе

 (для детей 5,5- 7 лет)




Направленность: развивающая

Вид деятельности: психолого-педагогическая

Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников: 5,5 - 7 лет

Авторы: Тулушева Ю.Ю., педагог-психолог



МОСКВА, 2020

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цель программы – всесторонне развитие познавательных процессов в соответствии с возрастом и формирование предпосылок к учебной деятельности. К предпосылкам учебной деятельности в дошкольном возрасте мы относим умение планировать деятельность;  умение работать по правилу; умение слушать и понимать взрослого; опосредствование процессов памяти и внимания.

Программа направлена на амплификацию психического развития дошкольников в познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах в соответствии с нормативными критериями развития и индивидуальными особенностями. К потенциальной и долгосрочной задаче программы относится профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости в школе.

Актуальность программы

    Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.           

   Программа «Школа Дошколят» позволяет успешно подготовить ребенка в школе, учитывает способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. А также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

   Данная программа помогает развивать: навык самоконтроля, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.  Также «Школа Дошколят» способствует более спокойному процессу адаптации к школе, так как готовит к изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны. Она позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

2. Характеристика программы

Тип: дополнительная общеобразовательная развивающая программа

Направленность: развивающая

Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников: 5,5 - 7 лет

Целью является развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. 

Задачи:
-Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. 

Данная рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: тонкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи. Она разработана с учетом современных методик, а также:


- возрастных и личностных особенностей детей;
-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ.

Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые гимнастики, физкультминутки.

  1.  «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

  • Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
  • Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
  • Упражнять в написании печатного шрифта.
  1. «Развитие мышления»

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

  • Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
  • Развивать сообразительность, любознательность;
  • Развивать мыслительные операции;
  • Развивать логическое мышление;
  • Учить выделять существенные признаки.
  1. «Развитие речи»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас;
  • Пополнять запас знаний и сведений;
  • Развивать воображение, фантазию;
  • Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
  1. «Развитие памяти»

 Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

  • Развивать непроизвольную и произвольную память;
  • Развить зрительную и слуховую память.
  1. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

  • Развивать сенсорное внимание:
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать моторно-двигательное внимание.
  1.  «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному

обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

  • Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)
  • Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
  • Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой или второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные особенности 5,5 – 7 лет. Занятие проводится в группе со всеми детьми.

Таблица

Рекомендуемый режим занятий:

5,5-7 лет

продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во занятий в год

Подготовительная

30 минут

2 раза

2

72

Этапы занятия


• Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок.
• Групповая работа:

– развитие мелкой моторики;

– развитие мышления;

– развитие речи;

– развитие памяти;

– развитие внимания
• Физкультминутки(снятие эмоционального напряжения, релаксация).
• Индивидуальная работа в тетрадях.
• Графический диктант.
• Ритуал прощания

Программа включает несколько блоков заданий:

- «Отвечайка», основной задачей которого является создание у дошкольников определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Но,  в то же время,  данные упражнения подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности и   расширяют кругозор.

-«Выполняйка» помогут оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка развита логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса ребенка. Включены логически-поисковые задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы.

Нарисуйка» нацелены на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность ребенка писать под диктовку. Программа предполагает  использование на каждом занятии упражнений для развития мелкой моторики руки, что стимулирует развитие интеллектуальных способностей.

- «Графический диктант». Ее результаты скажутся на умении точно воспринимать инструкцию учителя, логически мыслить,  красиво и  аккуратно писать. В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка,  аккуратность, фантазия. Графические диктанты – это способ развития речи, так как параллельно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают  стихотворения, песенки, потешки.  Данное задание развивает при этом мелкую моторику кисти. Эту же задачу выполняет и штриховка фигур, которая еще и подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.

- «Рефлексия — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

На занятиях создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.

Формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.

        Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе воспитанников.

        Индивидуальная форма используется, как правило, в работе с сильными и слабыми воспитанников; предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание такой помощи каждому из них со стороны психолога, которая позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

        В ходе групповой работы воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала;

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап:

– создание эмоционального настроения в группе;

- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап:

- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап:

-  подача новой информации на основе имеющихся данных;

- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;

- отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап:

-  обобщение полученных данных;

- подведение итогов занятия.

Способы определения результативности полученных знаний и умений:

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. 

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки

- диагностика ВПФ

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2-3  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Таблица 2

Компоненты

психологической

готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запас знаний.

Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Логическое запоминание.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции.

Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желание ходить в школу.

Позитивное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Социально – психологическая готовность

Глубокое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие «эмоционального предвосхищения»

(предчувствие и переживание отдельных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость.

Сформированность не боязни трудностей.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Умение систематически выполнять задания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ    

Реализация программы способствует формированию у воспитанников следующих предпосылок универсальных учебных действий:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

ребенок  научится:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения   являются формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

ребенок  научится:

- с помощью психолога определять и формулировать цель деятельности;

-проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать,  верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ребенок  научится:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-с помощью учителя делать предварительный отбор необходимой информации:  ориентироваться  в тетради;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД

ребенок  научится:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

- пересказывать текст;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, в паре и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ребенок должен знать и уметь:

 - времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года);

- часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток);

- домашних животных, их детенышей, повадки;

- диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детенышей, повадки;

- зимующих и перелетных птиц;

- транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный;

- различать одежду, обувь, головные уборы;

- различать овощи, фрукты, ягоды;

- свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);

- различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

- свободно считать от1 до 10 и обратно;

- выполнять счетные операции в пределах 10 (+, - 1, 2);

- различать гласные и согласные звуки;

- разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее;

- определять количество и последовательность звуков в односложных словах;

- знать и уметь рассказывать русские народные сказки;

- знать наизусть стихи для детей;

- уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ;

- уметь составить свой рассказ по картинке, по серии картинок;

- владеть карандашом: без линейке проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

- хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предметы);

-уметь выполнять задание по образцу;

- уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (20 – 30 минут);

- запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;

- сохранять хорошую осанку в положении сидя.

Условия реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей дошкольного возраста.

Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на дошкольный возраст.

Материалы, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном месте (шкафы, полки, кармашки).

Оснащение занятий

- Аудио-видиотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно-печатные игры;

-Наборы картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме);

-Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;

-Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

-Персональный компьютер;

-Стулья и столы;

-Раздаточный материал;

-Танграмм;

-Счетные палочки.

-Карандаши простые и цветные на каждого ребенка.

Учебно-тематический план 

Готовность к школе

Для воспитанников   5,5 – 7 лет

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Формы контроля

практика

 всего

Раздел № 1 «Развитие Внимание»

Тема 1.1. Вводное занятие.

1

1

Рефлексия

Тема 1.2.Тренировка произвольного внимания

2

2

Рефлексия

Тема 1.3. Развитие избирательности внимания.

2

2

Рефлексия

Тема 1.4.Тренировка произвольного внимания

2

2

Рефлексия

Тема 1.5. Развитие концентрации внимания.

2

2

Рефлексия

Тема 1.6. Развитие произвольности.

2

2

Рефлексия

Тема 1.7. Развитие устойчивости внимания.

2

2

Рефлексия

Тема 1.8. Развитие переключаемости внимания.

2

2

Рефлексия

 Тема 1.9. Выполнение корректурной пробы

2

2

Рефлексия

Тема 1.10. Выполнение графического диктанта

2

2

Рефлексия

Раздел № 2 «Развитие Памяти»

Тема 2.1. Развитие аудиальной памяти.

3

3

Рефлексия

Тема 2.2. Развитие визуальной памяти.

3

3

Рефлексия

Тема 2.3. Развитие  способности к визуализации

3

3

Рефлексия

Тема 2.4. Развитие асоциальной памяти.

4

4

Рефлексия

Тема 2.5. Развитие смысловой памяти.

4

4

Рефлексия

Раздел № 3 «Развитие Воображения»

Тема 3.1. Развитие воссоздающего воображения.

9

9

Рефлексия

Тема 3.2. Развитие творческого воображения.

5

5

Рефлексия

Тема 3.3. Задачи на установление пространственных отношений.

3

3

Рефлексия

Раздел № 4 «Развитие Мышления»

Тема 4.1. Развитие операций мышления.

4

4

Рефлексия

Тема 4.2. Развитие операции анализа и синтеза.

4

4

Рефлексия

Тема 4.3. Нахождение  закономерности. Умозаключение.

3

3

Рефлексия

Тема 4.4. Развитие операции анализа и синтеза.

2

2

Рефлексия

Тема 4.5. Развитие  логического мышления.

4

4

Рефлексия

Тема 4.6. Развитие  логического мышления. Анаграммы.

2

2

Рефлексия

Раздел № 5 Диагностика

2

2

Диагностика ВПФ и готовности к обучению в школе

Итого:

74

74

Тематическое планирование

Раздел № 1 «Развитие Внимания» (кол-во часов19)

Тема 1.1  Вводное занятие (кол-во часов –1).

Активизировать словарь по теме «Школа».

Тема 1.2.Тренировка произвольного внимания(кол-во часов –2).

Учатся проходить лабиринт, не выходя за контуры линии, не пропуская петель. Оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции.

Тема 1.3. Развитие избирательности внимания(кол-во часов –2).

Учатся сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам. Выполняют упражнения способствующие развитию умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции. Учатся сравнивать предметы по цвету, выделять общие и отличительные признаки,

формулировать выводы на основании сравнения.

Тема 1.4.Тренировка произвольного внимания(кол-во часов –2).

Отрабатывают умения  распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре, выделять общие и отличительные признаки группы предметов.

Придумывают новые правила.

Тема 1.5. Развитие концентрации внимания(кол-во часов –2).

Учатся заканчивать узор по образцу. Находить отличия по картинкам. Находить замаскированные изображения.

Тема 1.6. Развитие произвольности(кол-во часов –2).

Осваивают умения подчинять свои действия требованиям «надо», пользоваться общепринятыми правилами игры, подчиняться им.

Решают задачи на установление временных отношений.

Тема 1.7. Развитие устойчивости внимания(кол-во часов –2).

Отрабатывают умение находить и  вычеркивать определенные буквы среди множества букв,

прослеживать перепутанные линии, находить отличия по картинкам, находить замаскированные изображения.

Тема 1.8. Развитие переключаемости внимания(кол-во часов –2).

Развивают умения переключать внимание от одного вида деятельности к другому. Учатся вычеркивать быстро и правильно одну букву, обводить другую, а все остальные пропускать.

Тема 1.9. Выполнение корректурной пробы(кол-во часов –2).

Отрабатывают умения находить и вычеркивать определенные буквы, символы, начиная с одного элемента,  постепенно увеличивая количество букв, символов.

Тема 1.10. Выполнение графического диктанта(кол-во часов –2).

Отрабатывает умение ориентироваться на листе и развивает концентрацию внимания, с постепенным усложнением задания.

Раздел № 2 «Развитие Памяти» (кол-во часов 17)

Тема 2.1. Развитие аудиальной памяти (кол-во часов –3).

Учатся воспроизводить основные  моменты занятия, прослушанного рассказа.

Воспроизводить небольшие стихотворения, произведения устного народного творчества: считалки, небылицы.

Тема 2.2. Развитие визуальной памяти (кол-во часов –3).

Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы.

Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков.

Тема 2.3. Развитие  способности к визуализации (кол-во часов –3).

Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы.

Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков.

Тема 2.4. Развитие асоциальной памяти (кол-во часов –4).

Учатся запоминать слова, подключая ассоциативный ряд.

Тема 2.5. Развитие смысловой памяти (кол-во часов - 4).

Учатся запоминать, воспроизводить мысли, понятия, умозаключения,

применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы.

Раздел № 3 «Развитие Воображения» (кол-во часов17)

Тема 3.1. Развитие воссоздающего воображения (кол-во часов –9).

Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных,  соотносить  координацию речи и движений.

Учатся воспроизводить  мысленно образ себе подобного через собственное видение человека..

Тема 3.2. Развитие творческого воображения (кол-во часов –5).

Учатся рассказывать выразительно и эмоционально собственное произведение,

создавать рисунки и рассказы на основе обведенных ладошек.

Тема 3.3. Задачи на установление пространственных отношений (кол-во часов –3).

Учатся ориентироваться в пространстве,

решать простые задачи на установление пространственных отношений.

Раздел № 4 «Развитие Мышления» (кол-во часов19)

Тема 4.1. Развитие операций мышления (кол-во часов –4).

Учатся находить признаки сходства и различия предметов, выделять закономерности. Учатся

сравнивать ряды и столбики таблицы с целью поиска недостающей фигуры, рисунка,

классифицировать объекты.

Тема 4.2. Развитие операции анализа и синтеза (кол-во часов –4).

Учатся выделять свойства объекта, объекта из группы,

соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое.

Тема 4.3. Нахождение  закономерности. Умозаключение (кол-во часов –3).

Учатся анализировать простые закономерности.

Тема 4.4. Развитие операции анализа и синтеза (кол-во часов –2).

Отрабатывают умения выделять свойства объекта, объекта из группы,

соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое.

Тема 4.5. Развитие  логического мышления (кол-во часов –4).

Учатся мыслить через действие с помощью манипулирования предметом,

рассуждать с помощью понятий, слов.

Тема 4.6. Развитие  логического мышления. Анаграммы (кол-во часов –2).

Учатся расшифровывать  слова, объединенных общим признаком,

находить среди расшифрованных слов одно «лишнее».

Раздел № 5 Диагностика (кол-во часов 2)

Диагностика готовности к началу обучения в школе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. И. А. Агапова, М.А. Давыдова «Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых». – М.; 2003.
  2. И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников».-М.,2017.
  3. Р. Айзман, Г. Жарова и др. «Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах». -М., 2009.
  4. Т.В. Ахутина, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева «Скоро в школу. Путешествие с Бимом и Бомом в страну математики». – М.: Генезис, 2006.
  5. Н.И. Гуткина «Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду». 2007. - №4 С. 47-65.
  6. Е. Косина «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику» – М.; 2004.
  7. Е.О. Севостьянова «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения». – М.; 2015.
  8. В.Л. Шорохина «Психологическая подготовка детей к школе. – М.: ООО Национальный книжный центр, 2010.
  9. О.О. Холодова «За три месяца до школы». – М.; 2017.
  10. Т.А. Руденко «Год до школы от А до Я.». – М.: Генезис, 2012.
  11. Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик 6-7 лет». – М.: Речь, 2013.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом разделе описываются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, памяти, мышления. По всем раздела имеются рекомендации родителям  педагогам (Приложения 1,2,3,4).

Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.

  1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения,  круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине  (при  возникновении  усталости)  и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
  2. Приветствие футболистов. Дотронуться до  каждого пальчика-«члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным,  средним,  безымянным, мизинцем и обратно
  3. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»).
  4. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и  мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
  5. Колокольчики. Ребенок  в  течение  30-60  секунд потряхивает кистями рук.
  6. Музыка.  Ребенок совершает  волнообразные  движения (вверх-вниз)  всеми  пальцами  руки так,  как будто играет на фортепиано.
  7. Ножницы. Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок  пытается  отвести  указательный пальчик от остальных, крепко сжатых.
  8. Круги.  Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  •  «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  • Игры – головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
  • «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
  • «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

Игры и упражнения для развития памяти

  • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
  • «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.
  • «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.
  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Игры и упражнения для развития мышления

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т.д.
  • «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  • Загадки.


Приложение 1

Рекомендации по развитию внимания для родителей  и педагогов:

  • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать на занятиях элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры манипуляции.


Приложение 2

Рекомендации по развитию памяти для  родителей и педагогов:

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Обучать культуре запоминания.
  • Учить вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  • Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Приложение 3


Рекомендации по развитию мышления для родителей и педагогов:

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
  • Учить составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Побуждать делать самостоятельные выводы.
  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
  • Учить устанавливать причинно – следственные связи.
  • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Приложение№4

В конце года выдается памятка родителям будущих первоклассников:

1. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2. Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно.

3. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

6. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом или консультацией к учителю, школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

9. Учение – это не легкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия и радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий. Успехов вам и вашему ребенку!

Приложение№5

Протокол психологической диагностики ( подготовительная группа)

Фамилия Имя_________________________________________________           Возраст _________________

Дата диагностики: _______________________________

___________________________________________________________________________________________

Разрезные картинки

Качество выполнения задания

Высказывания ребенка

Лошадь

- Правильно самостоятельно

- Правильно с небольшой помощью

- Правильно при повторном складывании

- Неправильно

Петух

- Правильно самостоятельно

- Правильно с небольшой помощью

- Правильно при повторном складывании

- Неправильно

Задание

Последовательность расположения

Степень понимания

Качество рассказа

Рассказ ребенка

Доктор

- Самостоятельно

- С помощью

- Полная

- Частичная

- Отсутствие

Логичный, полный +

Конкретный, короткий -+

Примитивный, отсутствие -

Сластена

- Самостоятельно

- С помощью

- Полная

- Частичная

- Отсутствие

Логичный, полный +

Конкретный, короткий -+

Примитивный, отсутствие -

Башня

- Самостоятельно

- С помощью

- Полная

- Частичная

- Отсутствие

Логичный, полный +

Конкретный, короткий -+

Примитивный, отсутствие -

Произвольность

(Домик)

Творческое мышление

(Художник)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальная память (10 слов)

Образная память

(10 предметов)

Образное мышление

I

II

III

Утенок

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Самолет

Сапоги

Медведь

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Чайник

Утенок

Заяц

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Бабочка

Мяч

Лев

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Ноги

Пирожное

Собака (с цветком, старш.гр.)

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Бревно

Самолет

Собака

- Выполнено самостоятельно

- С помощью

- Допустил ошибку

Свеча

Очки

Мотивация при выполнении

Тачка

Молоток

Журнал

Кастрюля

Машина

Дом

Волк

Бусы

ИТОГО:

Внимание (подготов)

Ответы

Круг

Лошадь

Бабочка

Санки

Матрешка

Абстракт.фигура

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №6

Карта готовности ребенка к школьному обучению

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________________

Дата рождения  _______________________________________________________________________________

Группа здоровья ______________________________________________________________________________

Показатели готовности

к школьному обучению

Уровни развития

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Познавательная сфера

Память

Внимание

Восприятие

Мышление

           Работоспособность на занятии

Истощаемость

Темп деятельности

Включенность

Утомляемость

              Эмоционально-волевая сфера

Регуляция деятельности

Выполнение требований

Следование инструкции

Произвольность поведения

                  Коммуникативная сфера

Умение взаимодействовать с детьми

Умение взаимодействовать со взрослыми

                                                         Личностные особенности

Самооценка

Мотивация

Тревожность

Моторика

Моторная активность

Педагог- психолог

Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе

Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

Рабочая программа педагога-психолога "Психологическая подготовка детей к школе"

рабочая программа педагога-психолога в подготовительной группе...