Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
проект (подготовительная группа) на тему

Молочкова Светлана Валерьевна

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №17 комбинированного вида г. Лысково Нижегородской области

 

Визитная карточка проекта.

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

Название проекта:

«Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Участники проекта:

Дети подготовительных групп, родители, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп.

Длительность:

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Возрастная группа:

Подготовительные к школе группы (6-7) лет

Актуальность:

           Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

            Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ёщё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

            Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

       Родителям, прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.

Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически  к школе не готового.

  • Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
  • У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
  • Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
  • При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
  • Существует ещё и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует.

         Из вышеизложенного следует, что  проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса. Необходима работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Т.к. именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.

         Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Исследование и создание условий для психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

В процессе разработки проекта решались следующие задачи:        

  • Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
  • Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  • Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнёрского общения.
  • Формировать этические представления.
  • Способствовать развитию полоролевой идентификации.
  • Способствовать формированию внутреннего плана действий.
  • Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
  • Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
  • Разработать комплекс семинаров, собраний, консультаций  рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
  • Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Планируемые  результаты:

Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.

Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.

Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в  школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния, развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).

У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.

Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.

 Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап: июль - сентябрь  – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: октябрь-апрель  – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта

3 этап: май-июнь  – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь  

Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи:

• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;

• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;

• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;

• Определить уровень функциональных показателей, необходимых для успешного обучения детей в школе;

• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

• Создать информационный банк по данной проблеме.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

Мероприятия:

 1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

 2.Подбор диагностического материала для детей.

 3.Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»:

- Как преодолеть страх перед школой;

- Памятка родителям первоклассникам;

- 12 советов родителям будущих первоклассников.

3. Диагностика уровня развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологические показатели развития детей

Методики:

1 - Методика «Последовательность событий»

2.- Методика «Четвертый лишний»

2 - Методика «10 слов»

3.- Методика «Запоминайка»

3 - Методика «Корректурная проба»

4 - Методика «Графический диктант»

5 - Методика «Узор»

6 - Методика «Домик»

4. Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование).

5.  - Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»

      -Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.

 -Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе? »

 -Индивидуальные консультации для родителей, с целью ознакомления с  результатами     диагностики и получения индивидуальных рекомендаций по психологической подготовке детей к школе.

6. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.

7. Ознакомление педагогов с результатами диагностики детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.

Описание первого этапа

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды  для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительных групп. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации.

2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель

Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;

• Развивать  познавательные психические процессы, эмоциональную сферу, коммуникативную сферу, личностную и волевую сферы, а также психофизиологические показатели  детей.

• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;

• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;

• Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.

• Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.

Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:

• индивидуальные и групповые консультации

• выступления на родительских собраниях;

• развивающие занятия с детьми;

• диагностика.

Мероприятия

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий

(30 занятий)

2. Проведение консультации для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? »

Советы психолога (памятка)

3. Оформление консультаций в «Уголок психолога».

4. Выступления на родительских собраниях в подготовительных группах. Тем «Психологическая готовность к школе».

Описание второго этапа

На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Психологические занятия с дошкольниками делятся на три этапа:

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Они не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают её продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к её обсуждению. Цель работы на данном этапе - вызвать у детей интерес к определённой проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов - восприятии, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия взаимосвязаны);

Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.

3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май-июнь

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи:

• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;

• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

• Обобщить опыт работы по реализации проекта;

• Определить перспективы дальнейшей деятельности.

Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, определение дальнейших перспектив работы.

Мероприятия:

1. Повторная диагностика  уровня развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей.

2. Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта.

3. Индивидуальные консультации для родителей с целью ознакомления с результатами диагностики детей.

6. Обобщение и распространение опыта проведенной работы:

- Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов.

Описание третьего этапа

На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительных групп.

В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.

Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.

Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.

Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.

Литература:

  1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.:         Мозаика-синтез, 2008.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

3.   Груденко Е.А. «Психологическая готовность к школе», ООО Издательство «Детство-пресс», 2013

4.   Пазухина И.А. «Ребёнок идёт в школу». ООО Издательство «Детство- пресс», 2013          

5. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников. Приключения будущих первоклассников.ООО Издательство «Речь».,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе

Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...