ИАОП Белова Артема 2020г
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Осипова Оксана Николаевна

 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iaop_belov_artem.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

КУ Урайский специализированный Дом ребенка

УТВЕРЖДАЮ:

Зав.главного врача по УВР

Лишанкова Н.К

__________________

«___»___________________20__г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯАДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

Срок реализации программы: 11.07. 2019 г.   -  11.01.2020г.

Фамилия

Белов

Имя

 Артем

Отчество

Дата рождения:

11.10.2016.

Адрес:

Дом ребенка Д-61

г.Урай, 2019 г.

Составители и ответственные за реализацию

Индивидуальной адаптированной образовательной программы:

Педагог-психолог                              

Кукушкина Е.В. /_____________

Социальный педагог        

____________________________

Инструктор ФИЗО                            

СамусеваТ.В./_______________

Музыкальный руководитель

Балакина Р.А./_______________________-

Воспитатель

Осипова.О.Н

Учитель-дефектолог

Ковалева Г.В.________________

Врач-педиатр

Сагадеева _____________________________

Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее ИАОП) для Белова Артема воспитанника группы №7 специализированного Дома ребенка, с ограниченными возможностями здоровья (РАС) по заключению МППК сформирована на основе адаптированной общеобразовательной программы, с учетом ФГОС ДО.

Цель реализации ИАОП в соответствии со Стандартом - оказание комплексной помощи ребенку в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекция нарушений развития (при наличии), помощь в реабилитации и социальной адаптации.

Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для Белова Артема  с учётом состояния здоровья, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения им качественного образования, овладения базовым уровнем ЗУН (знаний, умений и навыков) по всем разделам ООП, коррекции имеющихся нарушений.

Для реализации программы коррекционной работы в специализированном Доме ребенка созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- достижение планируемых результатов освоения ИАОП обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

        - обеспечение непосредственного участия Белова Артема во всех видах образовательной деятельности;

-обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- соблюдение принципов единства диагностики и коррекции, реализация динамического наблюдения за развитием ребенка.

Принципы и подходы к формированию и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы

Индивидуальный и дифференцированный подходы: образовательная программа составляется и реализуется с учетом индивидуальных особенностей (возраста, уровня НПР, структуры нарушения развития (при наличии), иных индивидуальных особенностей).

Деятельностный подход: образовательная деятельность реализуется, опираясь на признание того, что развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и др.).

В основу ИАОП положены следующие принципы:

-Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.

-Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в коррекционно -педагогическом процессе.

-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.

-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей.

- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.

-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающегося всеми видами доступной ему предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

-принцип переноса усвоенных знаний умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

ИАОП разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;

•        инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от14.12.2000г. №2;

•        приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;

Психолого-медико-педагогическое заключение

Медицинское заключение о состоянии здоровья, рекомендуемый режим обучения:

Группа здоровья: 4 группа

Физическое развитие: микросамотатип, дисгармонично.  

Состояние здоровья: Ребенок с заболеванием нервной системы, нарушениями поведения.

Психологическое заключение (педагог-психолог):

Работоспособность. Низкая

Темп деятельности. Темп деятельности медленный.

Понимание инструкций. Инструкции не понимает.

Критичность. Не развита.

Эмоциональная стабильность. Эмоциональные реакции редкие.

Тревожность - не выражена

Страхи - не выявлены.

Дефектологическое заключение (учитель-дефектолог):

Коммуникативность: Не контактный. Вербальный и невербальный диалог отсутствует. Взаимодействие в игре отсутствует.

Моторика. Общая моторика не соответствует возрастной норме.

Тонкая моторика. Не соответствует возрастной норме.

Зрительно-пространственный праксис. Зрительно-моторная координация не достаточно сформирована.

Познавательная активность. Низкая, ограниченная.

Восприятие: Нарушено восприятие социальной действительности, понимания социальных отношений.

Особенности внимания: Выраженный дефицит внимания.

Мышление: Нарушение развития мышления.

Развитие речи: Иногда произносит облегченные слова.  Речь не использует для коммуникации.

Математические навыки.  Не умеет соотносить предметы по цвету, форме и размеру в действиях с дидактическими игрушками.

Педагогическое заключение (воспитатель): Общие движения расторможенны. Не контролирует свое поведение. Проявляется хаотичность и несвязность в играх. Не понимает простые требования воспитателя.

Расписание индивидуальной работы с ребенком

Специалисты

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.

Педагог-психолог

9:30-9:45

9:30-9:45

2.

Учитель-

дефектолог

9:45-10:00

9:45-10:00

3.

Воспитатель

2 раза в неделю по 15 минут

Индивидуальная адаптированная программа разработана сроком на 6 месяцев.

Обязательные условия реализации программных задач:

- Постоянное применение четких и доступных пониманию инструкций из-за невозможности ребенка регулировать свое поведение.

- Создание условий для реализации потребности в повышенной двигательной активности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

«Познавательное развитие»

Раздел

Основные дидактические Задачи

Методическая

литература

3

4

5

6

Познавательно-исследовательская деятельность

Сенсорное

развитие

Учить исследовать предметы, выделяя их свойства, используя для этого различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 125

Ознакомление с объектами окружающего мира

(предметное

окружение)

-Обогащать представления о предметах ближайшего окружения.

- Формировать обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и пр.

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 129

Развитие

высших

психических

функций

- Формировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификацию и др.

-Развивать память.

-Развивать внимание.

-Развивать слуховое восприятие.

-Развивать зрительное восприятие.

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 129

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. “Учимся слушать и слышать” стр.50

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. “Смотрим, видим, запоминаем” стр.39

Формирование элементарных математических представлений

Количество

Ориентировка в пространстве

- Учить различать количество предметов (один-много) - -Учить ориентироваться в помещении группы, на участке, на территории детского дома.

-Учить ориентироваться в частях своего тела и лица.

Сенсорные

эталоны

Учить выделять и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размер предметов (большой - маленький), форму плоскостных фигур(круг, квадрат, треугольник), форму объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), материал (бумага, дерево, ткань, глина)и т.д.

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 127 О.В. Закревская “Развивайся, малыш!” ст.61 (28), (29)

Ознакомление с миром природы

-Знакомить с доступными явлениями природы (снег, дождь, гром, молния и др.)

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133

- Учить узнавать и называть на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133

-Учить узнавать и называть на картинках, в игрушках диких животных

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133

-Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133

Сезонные

наблюдения

-Осень. Формировать представления об осенних изменениях в природе. –

Зима. Формировать представления о зимних изменениях в природе.

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе.

Лето. Формировать представления о летних изменениях в природе.

Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133

Ожидаемый результат:

Ребенок научится:

- исследовать предметы, выделяя их свойства, используя для этого различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).

- формулировать обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и пр.

- различать количество предметов (один-много)

- считать предметы по порядку (в пределах пяти)

- ориентироваться в помещении группы, на участке, на территории детского дома.

- ориентироваться в частях своего тела и лица.

- выделять и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размер предметов (большой - маленький), форму плоскостных фигур(круг, квадрат, треугольник), форму объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), материал (бумага, дерево, ткань, глина)и т.д.

- узнавать и называть на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей.

- узнавать и называть на картинках, в игрушках диких животных.

- различать по внешнему виду фрукты и овощи

Развитие речи

Тема

Основные дидактические задачи

Методическая

литература

Понимание речи

-Учить называть и показывать изображения  по картинке

-        Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

-        Содействовать пониманию событий, знакомых по личному опыту.

-        Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.)

Борисенко М.Г., - Лукина Н.А. “Начинаем говорить (Развитие речи)” ст.23

О.В. Закревская “Развивайся малыш” ст.25

Активная речь

Борисенко М.Г.,

- Стимулировать речевую активность.

Лукина Н.А.

- Развивать речевое дыхание.

“Чтобы чисто

- Развивать силу голоса.

говорить” ст. 20

- Обогащать словарный запас

существительными.

В.В. Громова,

Т.С. Комарова

,

-Обогащать словарный запас глаголами.

“Методические

- Обогащать словарный запас

рекомендации к

прилагательными.

программе

- Обогащать словарный запас наречиями.

обучения и

воспитания в

- Стимулировать появление фразы в

детском саду”

активной речи.

ст. 77

Ожидаемый результат.

Ребенок научится:

- понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

- понимать события, знакомые по личному опыту.

- узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.)

- слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его личном опыте, без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

- использовать в речи существительные.

- использовать в речи глаголы.

- использовать в речи прилагательные.

- использовать в речи наречия.

- использовать фразы в активной речи.

Продуктивная деятельность.

Тема

Основные дидактические задачи

Методическая

литература

Конструирование

- Учить делать простейшую постройку из строительного материала- предмет мебели (диван- из 3-х кирпичиков, стол- из кубика и кирпичика, стул- из 3-х кирпичиков).

О.В. Закревская “Развивайся малыш” ст. 78

Рисование

-        Учить держать карандаш тремя пальцами.

-        Учить рисовать прямые линии в разных направлениях по заданному образцу.

-        Совершенствовать умение рисовать замкнутые линии.

-        Учить объединять прямые и замкнутые линии в единый художественный образ.

Лепка

-        Учить скатывать шарики и колбаски из пластилина.

-        Учить объединять шарики и колбаски в единый художественный образ.

Ожидаемый результат.

Ребенок научится:

- делать несложные постройки из строительного материала.

- держать карандаш тремя пальцами.

- рисовать прямые линии в разных направлениях по заданному образцу.

- объединять прямые и замкнутые линии в единый художественный образ.

- скатывать шарики и колбаски из пластилина.

- объединять шарики и колбаски в единый художественный образ.

Физическое развитие

Раздел

Основные дидактические Задачи

3

1

Физическая

культура

Ходьба и упражнения в равновесии

Прыжки

Метание катание, бросание мяча

Лазание,

ползание

Подвижные

игры.

*Учить ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.

*        Приучать действовать

совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

*Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

*Учить отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места;

*в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

*Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

*        Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

Ожидаемый результат.

Ребенок научится:

- ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.

-действовать совместно, строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

- отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места;

-метать мешочки с песком, мячей диаметром 15-20 см.

- энергично отталкивать мячи при катании, бросании.

- хвату за перекладину во время лазанья.

- соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

- реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

«Социально - коммуникативное развитие»

Раздел

Основные дидактические задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к микросоциуму

-        Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство симпатии к товарищам

-        Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.д.

Культура поведения (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе)

-Воспитывать навыки вежливого обращения:

здороваться, прощаться, обращаться с просьбой используя слова и жесты.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Опрятность и гигиена:

-Формировать привычку мыть лицо и руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

- Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок: пользоваться салфеткой, носовым платком, расческой.

Кормление:

-Учить аккуратно есть разнообразную пищу.

Одевание:

-Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности

Труд:

-Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке

Труд в природе:

-Учить ухаживать за растениями в группе и на участке (поливать, протирать листочки от пыли)

Уважение к труду взрослых:

-Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия людей, понятных им профессий - врача, шофера, строителя, повара и т.д. (напр, помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца)

Формирование основ безопасности

Безопасность в природе.

-Формировать первичные представления о машинах, улице, дорогах. -Знакомить с правилами дорожного движения.

Безопасность на дорогах.

- Формировать первичные представления о машинах, улице, дорогах. -Знакомить с правилами дорожного движения.

Безопасность в быту.

-Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. -Формировать представления о правильном поведении в различных ситуациях. Формировать представления о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

Семья и сообщество. Патриотическое воспитание

Образ Я

Формировать представление, что взрослые любят ребенка, как и всех детей, формировать положительную самооценку

Детский дом

Формировать представления о положительных сторонах детского дома (уют, чистота, любовь).

Родная страна

Знакомить с названием города, в котором живет.

Методическая литература.

1. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина.

«Помоги мне сделать самому», стр.78, 79

2. Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду’" стр.242

Ожидаемый результат.

Ребенок научится:

-здороваться, прощаться, обращаться с просьбой используя слова и жесты.

-мыть лицо и руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

- с помощью взрослого приводить себя в порядок: пользоваться салфеткой, носовым платком, расческой горшком.

- аккуратно есть разнообразную пищу.

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

- соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке.

- узнавать и называть некоторые трудовые действия людей, понятных им профессий - врача, шофера, строителя, повара и т.д. (напр, помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

- правилам безопасного обращения с бытовыми предметами.

План работы учителя - дефектолога по познавательно-речевому

развитию.

Формы работы: Индивидуальная, подгрупповая

Виды деятельности: дидактические игры, наблюдения, решения проблемных ситуаций, экскурсии, рассматривание сюжетно-предметных картинок, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы.

Взаимодействие с воспитателями:

1 .Консультировать воспитателей по вопросам индивидуальных особенностей ребенка.

2.Консультировать воспитателей по работе над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса в разных видах деятельности в соответствии с лексическими темами периода; развитием грамматического строя и связной речи у ребенка.

3. Давать рекомендации по развитию познавательной сферы у ребенка в разных видах деятельности в соответствии с лексической темой периода.

3.Давать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с лексической темой периода.

4.Давать рекомендации по проведению индивидуальной коррекционной работы с ребенком

5. Взаимодействовать с воспитателями во время подготовки к утренникам, развлечениям (помощь в, распределении ролей, выборе и разучивании речевого материала и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поздравляем Ефанова Артема Сергеевича из группы «Грибочки»

Поздравляем Ефанова Артема Сергеевича из группы «Грибочки» с первым успехом и выходом во II тур в регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов до...

ИАОП, консультации для родителей

Индивидуальная адаптированная образовательная программа...

ИАОП Басов Рома 19г

Индивидуальная адаптированная образовательная программа...

ИАОП 2017г

Индивидуальная адаптированная образовательная программа 2017г...

ИАОП 2018г

Индивидуальная Адаптированная Образовательная Программа 2018г...

ИАОП 2019г

Индивидуальная Адаптированная Образовательная Программа 2019г...

Конкурс детского рисунка "Мой разноцветный мир" г. Красноуфимска - Керишев Артемий.

Участником межрегионального конкурса детского рисунка "Мой разноцветный мир" г. Красноуфимска, стал воспитанник подготовительной группы № 7,  Керишев Артемий.Целью конкурса является: ра...