Дидактические игры для сенсорного развития детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Васнихина Арина Вилоровна

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль. Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

Итак, что такое сенсорная интеграция и почему она играет одну из ключевых ролей в полноценной жизни человека? Данное словосочетание происходит от двух латинских слов – «sensus» (ощущение, чувство) и «integratio» – вставка, вовлечение. Термином «сенсорная интеграция» (СИ) принято обозначать передачу центральной нервной системой (ЦНС) в мозг информации обо всём происходящем с телом и окружающей средой.

Сенсорная (чувственная) информация фиксируется пятью главными органами чувств – глазами (зрение), ушами (слух), носом (обоняние), языком (вкус) и кожей (осязание), а затем обрабатывается посредством ЦНС для принятия решений о действиях в той или иной ситуации. Помимо органов чувств, в СИ задействованы вестибулярный аппарат и способность проприоцепции – ощущения человеком собственного тела и положения в пространстве каждой его части. В научной терминологии этот процесс называется обработкой сенсорных афферентных сигналов.

В широком смысле сенсорную интеграцию можно описать как механизм организации системы чувственных сигналов для:

  • обеспечения мозгом эффективных физических реакций;
  • формирования эмоций;
  • формирования поведения.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ

Внешние признаки нарушений сенсорной интеграции достаточно многообразны, а самыми характерными из них являются:

  • избыточная или недостаточная чувствительность (гипер- или гипочувствительность) к внешним раздражителям – свету, различным звукам, движениям, температуре и т. д.;
  • избегание соприкосновений с предметами и веществами определенных фактур и консистенций – например, с песком, кашей, жидкостями, полиэтиленовыми пакетами, меховой или шерстяной одеждой и т. д.;
  • расстройства моторики – например, неумение использовать по назначению столовые приборы, карандаши, ножницы, невозможность собрать мозаику или конструктор и т. д.;
  • затруднения при обучении езде на велосипеде, чтению (характерны пропуски отдельных букв и слогов), правописанию и другим навыкам;
    отказ надевать одежду из тканей определенной структуры;
  • излишне повышенная или, наоборот, пониженная двигательная активность;
  • проблемы с координацией движений, хождение на цыпочках, общая «неуклюжесть»;
  • недостаточный или избыточный мышечный тонус (гипо- или гипертонус мышц);
  • трудности при выполнении каких-либо инструкций, подразумевающих последовательные действия;
  • неспособность различать правую и левую стороны;
  • нетерпеливость, вспыльчивость, импульсивность, склонность к эмоциональным «взрывам»;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • избегание социального контакта, вплоть до истерик во время нахождения среди людей на прогулке, в магазине и даже дома;
  • замедленное речевое и/или двигательное развитие.

Наличие двух или более из перечисленных симптомов является достаточным основанием для обращения к специалисту по диагностике нарушений сенсорной интеграции.

  • НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ
  • Расстройства функций сенсорных систем наблюдаются у большинства детей с отклонениями в эмоциональной и двигательной сферах, а также при проблемах с развитием речи, поведением, способностью к обучению. Детям с нарушениями СИ свойственна перечисленная выше симптоматика, а в целом признаки детских сенсорных расстройств разделяются на две категории в зависимости от вида реактивности:
  • гипореактивность (недостаточная реакция) – получаемые сигналы от органов чувств недостаточно интенсивны для ребенка, из-за чего ему необходимо больше времени, чтобы полностью прочувствовать сенсорную информацию;
  • гиперреактивность (избыточная реакция) – получаемые сигналы слишком сильны, они «оглушают» ребенка, и ему трудно абстрагироваться от них.
  • При гипореактивности дети демонстрируют следующие особенности:
  • стремление к тесным объятиям и тяжелым, надавливающим прикосновениям при отсутствии реакции на обычные легкие прикосновения (ребенок их просто не чувствует и стремится усилить);
  • мышечная вялость, постоянно полуоткрытый рот;
  • слишком громкая речь (ребенок плохо слышит собственный голос);
  • неловкость движений, плохая координация;
  • отсутствие реакции на звуки (ребенок может даже не отзываться на свое имя), боль, высокие или низкие температуры и т. д.
  • Для гиперреактивности характерна обратная картина:
  • многократно усиленная реакция на любые прикосновения, запахи, звуки и прочие раздражители;
  • ребенок очень легко отвлекается на внешние факторы, которых другие люди просто не замечают;
  • длительные перегрузки вестибулярного аппарата – бесконечный бег по кругу, кручение на одном месте;
  • отказ надевать одежду из определенной ткани и т. д.
  • У детей с РАС сенсорная гиперреактивность проявляется особенно ярко, и именно ею объясняется характерное поведение аутистов, сопровождающееся ритуалами, стереотипиями, аутоагрессией, эхолалией и др. Все эти «странности» по сути являются защитной реакцией психики с ДСИ – попыткой аутичного ребенка успокоить себя и обезопасить свой уникальный мир от болезненно-травмирующих внешних факторов. В большинстве случаев сенсорная интеграция для детей с аутизмом, при условии регулярных занятий, позволяет значительно снизить проявления ДСИ и «смягчить» симптомы РАС.

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Сенсорная коррекция или сенсорная интеграция при аутизме, синдроме Дауна, ДЦП, СДВГ, прочих психоэмоциональных и физических особенностях проводится в формате регулярных стимуляционных занятий. Рекомендуемая частота занятий – не менее 2–3 раз в день. По прошествии 3-месячного каждого периода содержание занятий может быть скорректировано в зависимости от достигнутых результатов.

Коррекционная программа помогает детям с дисфункцией СИ адекватно интерпретировать свои чувственные сигналы и адаптироваться к новым. Для максимальной результативности сенсорно-интегративную терапию рекомендуется сочетать с другими коррекционными методикам, особенно с АВА-терапией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Регулярное применение специальных сенсорно-интегративных коррекционных упражнений в рамках занятий по сенсорной интеграции позволяет сформировать у ребенка полноценные механизмы для познания и ощущения мира и себя в нем. Терапевтический комплекс включает в себя различные упражнения:

  • тактильная стимуляция, направленная на разработку чувствительности ладоней, кожи тела, стоп, лица;
  • зрительная стимуляция – взаимодействие с предметами ярких расцветок или, наоборот, проведение терапевтических сеансов при приглушенном освещении;
  • обонятельная и вкусовая стимуляция – упражнения проводятся при помощи запахов и вкусов различной интенсивности;
  • стимулирование вестибулярного аппарата – техника, основанная на активных движениях: прыжках, кувырках, поворотах.

Использование отдельных видов стимуляции зависит от имеющихся проблем в каждом индивидуальном случае.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

При сенсорной дезинтеграции некоторые коррекционные упражнения, основывающиеся на базовых видах физической активности, можно проводить и в домашних условиях, например:

  • танцы, ходьба и бег вокруг различных предметов с сохранением определенной дистанции;
  • игры с воздушными шарами, предметами различной текстуры, пластилином, макаронами (отварными либо сырыми), крупой или песком;
  • различные виды прыжков – в длину, ширину, высоту (можно использовать небольшой батут);
  • игры, основанные на сортировке мелких предметов или игрушек по цвету, размеру, весу (от легких к более тяжелым и наоборот);
  • рисование тонких и широких линий при помощи разных письменных принадлежностей – карандашей, гелевых ручек, маркеров, мела;
  • раскачивание и кручение на домашней качели (тренировка вестибулярного аппарата);
  • физические упражнения, основанные на имитации поведения различных животных.

В зависимости от индивидуальных проявлений нарушений сенсорики перечисленные методы можно комбинировать. Также стоит регулярно применять отдельный комплекс физических упражнений при аутизме, который будет подаваться как часть игры и служить своеобразной разминкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Вoзраст детей 3-4 лет наибoлее благoприятен для накoпления знаний, ощущений, представлений oб oкружающем мире. Oсновой умственнoго развития детей является вoсприятие различных oбразoв, результат их пе...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет.Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Ведущим видoм деятельнoсти детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра - это главный истoчник развития ребенка. Поэтому сенсорнoе развитие детей идет через дидактические игры.Что же такoе дидакт...

"Дидактические игры как метод развития сенсорного развития детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего развития...