Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук
консультация (младшая группа) на тему

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensorika.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Светлана Олеговна

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания

Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятный для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Ведущий вид деятельности на этапе раннего детства - предметная игра. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и игрушки, не купленные в магазине, а сделанные собственноручно, но при этом в соответствии с задачами развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Они служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности ребёнка, сенсорного воспитания.

«Разноцветные шары»

Цель: формировать у детей умение соотносить цвет воздушных шариков с цветом шнура; развивать у детей мелкую моторику.

Материал: вырезанные из линолеума шары, цветная самоклеящаяся пленка, разноцветные шнуры.

Правило: Дети подбирают шнуры к воздушным шарам в соответствии с цветом. Дополнительно можно вставить шнур в отверстие.

«Гусеница»

Цель: способствовать развитию координации движений рук и пальцев руки.

Материал: разноцветные шары с отверстиями, шнур.

Правило: Дети нанизывают шары на шнур.

«Чудесная полянка»

Цель: ознакомление с предметами; развитие мелкой моторики рук.

Материал: панно из ткани с липучками и предметами на липучках (цветочки, листики, яблоки, с молниями-застежками.

Правило: Дети соотносят предметы с местом их назначения.

«Игры с прищепками»

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук; формировать у детей умение соотносить прищепки с предметами по цвету.

Материал: солнце без лучей, еж, яблоко, вырезанные из линолеума; прищепки разных цветов.

Правило: Дети подбирают предметы по цвету липучки местоположению.

«Найди вторую половинку»

Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по форме и цвету.

Материал: вырезанные из линолеума круг и квадрат, «половинки» форм, самоклеящаяся пленка.

Правило: Детям нужно подобрать половинки так, чтобы получился круг или квадрат.

«Машины едут в гаражи»

Цель: развивать у детей восприятие величины (большой-маленький) .

Материал: листы картона (большой и маленький, заламинированные плоскостные машины и автобусы (большие и маленькие) .

Правило: Детям нужно отправить машины в гаражи в соответствии с их величиной.

«Почини машину»

Цель: развивать у детей умение соотносить предметы.

Материал: машина, вырезанная из линолеума, самоклеящаяся пленка; колеса, вырезанные из линолеума.

Правило: Детям нужно «поставить» колеса к машине.

«Подбери крышки к кастрюлям»

Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по цвету.

Материал: вырезанные из линолеума крышки и кастрюли, самоклеящаяся пленка.

Правило: Детям предлагается подобрать крышки к кастрюлям по цвету.

«Игры-шнуровки»

Цель: развивать у дете й мелкую моторику.

Материал: вырезанные из линолеума гриб, туча, конфета; самоклеящаяся пленка, шнуры.

Правило: Детям нужно продеть шнур в отверстие.

«Спрячь мышку в домик»

Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по цвету.

Материал: вырезанные из цветного картона домики с нарисованной внутри мышкой, вырезанные «двери».

Правило: Дети подбирают нужную «дверь», чтобы спрятать мышку.

«Прикрути колеса»

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук; соотносить предметы по цвету.

Материал: коробка, оклеенная самоклеящейся пленкой, машины из линолеума, приклеенные к коробке; колеса-горлышки от пластиковых бутылок, пробки от бутылок разных цветов.

Правило: Дети выбирают из предложенных пробок подходящие по цвету и прикручивают их.