Главные вкладки

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
    картотека (младшая группа) на тему

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Для обогащения сенсорного опыта используются дидактические игры,  где воспитательно - образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornoe_razvitie.docx17.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Для обогащения сенсорного опыта используются дидактические игры,  где воспитательно - образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.

    Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

    Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

    «Собери пирамидку»

    Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

    Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

    Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

    «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

    Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

    Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

    «Найди такой же»

    Цель: подбор предметов по образцу.

    Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

    Методические приемы: взрослый предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

    «Оденем куклу на прогулку»

    Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

    Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

    Методические приемы: взрослый предлагает ребенку одеть кукле варежки. Ставит перед ребенком 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

    «Чудесный мешочек»

    Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

    Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

    Методические приемы: определять на ощупь предметы.

    «Разложи по коробочкам»

     Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

    Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

    «Подбери крышку к коробочке»

    Цель: подбор предметов по образцу.

    Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

    Методические приемы: взрослый, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

    «Бантики  для кукол»

    Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

    Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

    Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (взрослый выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

     «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

    Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

    «Собери машинку»

    Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

    Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

    Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить машинку.

    Игры с прищепками

    «Забавные прищепки»

    Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развивать мелкую моторику.

    Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

    «Солнышко»

    Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

    Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

    «Разноцветные цветочки»

    Цель:  учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

    Дидактический материал: круги большие и маленькие основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

    «Рыбки в аквариуме»

    Цель: Учить детей правильно определять и называть цвет, развивать мелкую моторику.

    Дидактический материал: плоскостные изображения рыбок разного цвета

    «Ежик»

    Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

    Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

    «Разноцветные человечки»

    Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

    Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

    "Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

    Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

    Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

    Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

    Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.Готовнос...

    Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Как повысить интерес к знаниям , создать такие игры , которые могут привлечь ребенка, одновременно закрепить полученные умения и навыки, а также развить мелкую моторику и цветовосприятие можно создать...